Консультация для родителей «Игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах».
консультация (средняя группа)

Костерина Дарья Дмитриевна

Консультация для родителей «Игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах».

Развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте нельзя переоценить. У детей развивается мышление, что важно для дальнейшего познания окружающего мира, познания пространственных отношений между предметами, установление соответствующих связей, знакомство с формой предметов, их величиной. Все это способствует развитию у детей в дальнейшем логического мышления. Первые представления о форме, размерах и положении предметов в пространстве ребенок получает еще в дошкольном возрасте. Одним из самых сложных для познания является такой признак, как форма предмета. Чтобы его определить, надо познать эталоны формы. Такими эталонами являются геометрические фигуры (объемные и плоскостные).

Развитие у детей дошкольного возраста представлений о форме и геометрических фигурах позволяет:

• расширять и углублять знания об окружающей действительности;

• развивать умственные операции:

- анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);

- синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»);

- абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);

- обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб - это четырехугольники»);

- классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.

• расширять и обогащать словарный запас;

• развивает сенсорику и мелкую моторику;

• способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности;

• подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.

• развивает логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.

Данная консультация будет полезна для родителей, она поможет формированию у детей элементарных математических представлений дома, развитию логического мышления, доставит радость от процесса познания.

Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.

В картотеку подобраны дидактические игры для детей средней группы.

Картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

1) «Рассели жильцов»

Цель: Развивать умение детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры.

Ход игры:

Взрослый кладет перед ребенком карточку с изображением дома (таблица из 6 клеток с нарисованными в них геометрическими фигурами и одна клетка пустая) и набор геометрических фигур. Например: в верхнем ряду все три круга разного цвета, а в нижнем только 2 квадрата разного цвета и одна клетка пустая. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. В каждой комнате живет геометрическая фигура. Назови их. А теперь посмотри, в одной комнате нет жильца, как ты думаешь, кто здесь живет и почему?» (Ребенок выбирает нужную фигуру и кладет ее в пустую клетку).

Рекомендации:

Всегда выстраиваем с детьми цепочку рассуждений, используя анализ (разбираем на части) и синтез (обобщаем, делаем выводы). Чем похожи «жильцы» в комнатах, а чем различаются? Кто должен жить в пустой клетке и почему?

Дети могут дать ответ, оставив размышления «в уме». Все же попросить их объяснить выбор «словами». Это важно для того, чтобы алгоритм решения подобных логических задач закрепился в памяти детей.

2) «Продолжи узор»

Цель: Формировать умение группировать геометрические фигуры по 1-2 свойствам:

Ход игры:

Ребёнку предложены карточки с нарисованным «бусами» из геометрических

фигур, необходимо продолжить составлять «бусы», соблюдая последовательность согласно образцу.

1 вариант - необходимо продолжить узор только по 1 свойству: цвет

2 вариант - (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине).

3) «Садовник».

Цель: Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости по определённым

признакам (цвет, форма, размер).

Ход игры:

Ребенку раздаются большие круги из картона (клумбы) и цветные геометрические фигуры (цветы). Взрослый предлагает садовникам-детям посадить на грядки-круги цветы (геометрические фигуры)

1 вариант- посадить цветы конкретной формы

(например, только круг или только квадрат и т. д.).

2 вариант можно усложнить – посадить цветы конкретного цвета и размера (только желтые и круглые, на другую клумбу только красные и треугольные, на следующую только синие и квадратные и на последнюю только зеленые и прямоугольные)

4) «Угощение для куклы».

Цель: Развитие умения сравнивать предметы по 1-2 свойствам. Понимание слов: «разные», «одинаковые»

Ход игры.

1 вариант: В гости к детям пришла кукла Катя. Спросить чем мы будем её угощать? Катя, как и все дети, любит конфеты. Конфетами будут геометрические фигуры. Задание угостить куклу конфетами, но конфеты в левой и правой руке должны отличаться только формой, далее только цветом.

2 вариант: Отличие конфет по двум признакам: цвету и форме, форме и размеру и т.д.

5) «Из каких фигур состоит предмет?»

Цель: формирование умения узнавать геометрические фигуры на демонстрационных рисунках, называть их.

Ход игры:

Предложить детям рассмотреть готовые рисунки из геометрических фигур (например поезд, дом, медвежонок и т.д.) Назвать из каких фигур состоит рисунок, назвать цвет и размер.

6) Дидактическая игра «Составь предмет по образцу»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры и составлять предмет по образцу.

Ход игры:

Взрослый дает ребенку карточку, состоящую из двух частей, слева изображен готовый рисунок из геометрических фигур, правая часть пустая и набор цветных геометрических фигур. Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же предмет. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2 вариант - Предложить выполнить аналогичный узор по памяти.

7) «Посмотри и повтори»

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания, зрительного восприятия.

Ход игры.

Взрослый дает ребенку карточку, на которой изображен контур геометрической фигуры (например, желтый квадрат) и предлагает из фасоли такого же цвета рядом выложить эту фигуру, предварительно назвав её. (Фасоль окрашивается в разные цвета). Если ребенку сложно выполнить задание, используется метод наложения.

8) «Геометрические раскраски»

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания

Ход игры.

Взрослый предлагает выбрать карточку, на которой изображен контур предмета из геометрических фигур. Задание: необходимо назвать, что изображено. Перечислить изображенные геометрические фигуры. Раскрасить геометрические фигуры по заданию воспитателя (например, круги в черный цвет, квадраты в красный и т.д.) А остальной рисунок по желанию

9) «Угадай, чего не стало?»

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение находить недостающую геометрическую фигуру, развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Ход игры:

Взрослый выкладывает несколько геометрических фигур и просит их назвать и запомнить. Потом предлагает ребенку закрыть глаза и убирает одну фигуру, а ребенок называет ту фигуру, которую убрал взрослый. Ребенок называет геометрическую фигуру и цвет.

10) «Что лишнее?»

Цель: формировать у детей умение применять знания о геометрических фигурах при решении логических задач.

Ход игры:

Взрослый выкладывает в ряд несколько фигур (например, три квадрата и один прямоугольник). Задание: какая фигура лишняя. Дети показывают и называют геометрические фигуры, находят «лишнюю» фигуру и объясняют, почему она «лишняя».

Памятка для родителей о том, как играть с ребёнком в дидактические игры:

  • Играйте со своим ребёнком, как только предоставляется возможность: можно играть в разные игры при поездке в транспорте, во время хозяйственных дел, на прогулке и др.
  • В игре будьте для своего ребёнка примером: доводите игру до конца, не нарушайте правил, будьте предельно объективны в самооценке и оценке других игроков, терпеливы и выдержаны, контролируйте свои эмоции.
  • Помните, что игра необходима в жизни ребёнка, в его развитии, в общении со сверстниками и родителями. Учитывайте при выборе игры особенности вашего малыша.
  • Используйте игры грамотно, стремитесь с их помощью развивать не только память, внимание, мышление, но и волю, характер, самостоятельность и активность ребёнка.
  • Почти в каждой игре есть упрощённый и усложнённый вариант её проведения. Начинайте игру с простых правил, постепенно вводите новое и усложняйте игру. Помните, что ребёнок активно фантазирует и готов к творчеству. Поощряйте его творческие шаги в игре.

  • Нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. Никогда не сравнивайте ребёнка с его товарищем, можно сравнивать его только с самим собой!
  • Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.
  • Не стоит «подыгрывать» ребёнку, не замечая его ошибок и промахов, это приводит к исчезновению главной педагогической ценности игры: воспитания воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы.
  • При анализе и оценивании деятельности ребёнка учитывайте его индивидуальные особенности. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои результаты. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу.
  • Накапливайте различные игры (в том числе дидактические). Овладев методикой их проведения, вы получите важный опыт общения со своим ребёнком, поможете ему научиться управлять собой.
  • Помните, что доброжелательная, радостная обстановка сотрудничества и игры с ребенком принесёт огромное удовлетворение не только ему, но и вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений

материалы для работы по региональному компоненту...

Дидактические игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».

Цели: Формирование  представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности  дошкольников....

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

Игровая деятельность как средство формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о мире профессий

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Как заметил Э. Эриксо͏н, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игрив...