План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
методическая разработка (старшая группа)

Миннуллина Люция Амировна

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений о профессиях посредством игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Каратунский детский сад «Гульчечек»

План по самообразованию

Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста  представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Выполнила: воспитатель Iквалификационной категории Миннуллина Люция Амировна

2019 -2020 учебный год

Актуальность

              Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определённой последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.

В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский) С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Рассмотрим формирование у детей дошкольного возраста  представлений о профессиях посредством игровой деятельности. Знакомство с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретения детьми опыта общения с людьми, целенаправленный процесс социализации ребенка дошкольного возраста в окружающем мире.

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее ему радость и приносящее пользу людям.   Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада . Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям.   Задача педагогов в детском саду не только раскрыть перед школьниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей.

     Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.  Основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, склонностей дошкольников.

     Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений о профессиях посредством игровой деятельности

Задачи:

  • создать  условия для самореализации творческих способностей детей;  развитие умения применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно – ролевых играх; воспитание уважения к труду взрослых.
  • Формировать у детей представления о разных профессиях, в том числе своих родителей, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.  
  • Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
  • Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
  • Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышать взаимодействие с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений   (с использованием ИКТ) .

Используемые технологии: игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Расширение кругозора о мире профессий, интерес к профессиям своих родителей.
  • Обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
  • Позиционирование себя в различных профессиях.
  • использование приобретенных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности с детьми.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй.

Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

План работы педагога с детьми по теме самообразования

Месяц

Профессия

Задачи

Формы

работы/мероприятия

Сентябрь

«Профессии в детском саду,

в школе»

Словарь:

учитель

 воспитатель,

логопед,

мед. сестра,

прачка, повар, вахтер, завхоз,

заведующая,

помощник воспитателя и др.

1.Расширять представления детей о профессии работников дошкольного образования, учителя.

2.Показать общественную значимость труда школьного учителя, познакомить с деловыми качествами учителя.

3.Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, формировать интерес к школе.

4. Расширять и активизировать словарь детей по теме.

Чтение художественной литературы о детском саде, школе.

Чтение: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (учитель; мед. сестра);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?»

(воспитатель; повар)

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школа. Урок математики».

Беседа по картине 

«На уроке».

Экскурсия в школу.

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Произнеси правильно», «Что будет, если…».

Октябрь

«Работники

сельского

хозяйства»

Словарь:

 фермер,

конюх, пастух,

тракторист,

комбайнер,

 доярка,

 птичница,

 хлебороб

1.Углублять знания детей о профессиях.

2.Формировать представление детей о коллективном труде людей, о значении труда в жизни человека.

3.Воспитывать уважительное отношение к людям сельского хозяйства.

4.Расширять словарь детей по теме.

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (фермер);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (фермер)

Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы»,

«Что выращено колхозниками?»

Рассматривание картины из серии «Кем быть?»

«Врач»

Словарь:

педиатр,

стоматолог,

окулист, хирург, невропатолог, медсестра;

1.Обогащать знания и представления детей о профессиях врача.

2.Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Беседа.

Экскурсия в медицинский  кабинет,

Чтение «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (Врач  и др.);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (Врач )

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «На приеме у врача», «Скорая помощь».

Ноябрь

«Водитель»

Словарь:

 шофер,

машинист

1.Расширять представления детей о профессии водителя автобуса (троллейбуса), шофёра такси, машиниста поезда.

2.Показать взаимосвязь людей разных профессий.

3.Воспитывать уважение к людям труда.

Сюжетно - ролевые игры: «Мы – шофёры», «Железная дорога».

Конструирование (из модулей, крупного строителя) «Мы едем в цирк».

Чтение произведений о правилах дорожного движения

Викторина по правилам дорожного движения

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (машинист);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (Водитель, машинист).

Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Профессии». «Кто чем занимается?»

«Мебельщик»

«Столяр»

1.Познакомить с профессией мебельщика, столяра и инструментами их труда.

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Заучивание стихов.

Д/и «Кому что нужно для работы».

Встреча и беседа со столяром д/с.

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (столяр)

«Портниха»

(швея)

«Закройщица»

«Модельер»

«Кинорежис-сер», «помощник режиссера», «оператор», «гример», «костюмер»

1.Познакомить с профессиями людей, работающих в ателье, на фабрике одежды.

1. Дать детям представления о съемочной площадке, о профессиях кинорежиссера, помощника режиссера, оператора, костюмера, гримера.

2.Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни.

Сюжетно - ролевая игра «Ателье».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (портниха)

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (портной)

Декабрь

«Музыкант»

Словарь:

Композитор,

певица, певец,

музыкант

1.Рассказать детям о профессиях музыканта (скрипача, пианиста, флейтиста), композитора.

2.Разъяснить значение этого труда для общества, в чём причины особого отношения к людям творческих профессий.

3.Воспитывать любознательность.

Рассматривание иллюстраций с различными инструментами.  

 Слушание музыкальных записей со звучанием некоторых инструментов. а также произведений известных композиторов.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Встреча с интересными людьми.

Дидактические игры «Угадай на чём играю?»

Настольные игры: «До-ре-ми», «Профессии».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (Музыкант)

«Повар»

«Продавец»

«Кассир»

1.Расширять у воспитанников представления о мире взрослых.

2.Пробуждать интерес к их профессиональной деятельности,

3.Формировать уважение к труду.

Беседа. Рассматривание иллюстраций.

Заучивание стихов.

Чтение художественной литературы.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов».

Экскурсия на кухню.

Дидактические игры: «Кто больше назовет профессий?», «Угадай профессию».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (повар;

кассир;

продавец);

Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» (продавец)

Январь

«Строители»

Словарь:

архитектор,

дизайнер,

строитель,

электрик,

инженер,

плотник,

маляр,

крановщик,

каменщик,

сантехник,

плиточник, кровельщик, электросварщик, экскаваторщик

1.Познакомить детей с некоторыми профессиями строителей.

2.Учить устанавливать взаимосвязь труда разных строительных профессий.

Беседы: «Стройка. Профессии», «Секреты плотника: как построить прочный дом».

Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Проектная мастерская» (проектируем разные дома).

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (строитель, маляр и др.);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (строитель)

Дидактические игры: «Кем я хочу быть?», «Кому что нужно для работы?

«Спортсмен»

1.Расширение представлений и уточнение знаний о спортсменах - лыжниках, конькобежцах, фигуристах и др.

Организация совместной выставки-конкурса рисунков «Зимние виды спорта»

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (спортсмены)

Февраль

«Военные

профессии»

1.Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;

2.Расширять представления детей о Российской армии;

-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;

3.Знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);

4.Формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.

Беседы: «Солдаты Отечества», «Профессии смелых и отважных»

Сюжетно - ролевые игры: «Лётчики», «Разведчики», «Моряки».

Спортивное мероприятие: «Сильный, смелый, ловкий».

Чтение художественной литературы:

«Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (военный и др.)

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (военнослужащий)

Март

«Женские

профессии»

Словарь:

Актриса,

Парикмахер,

Уборщица,

почтальон

Уточнить представления детей о женских профессиях

Беседа «Женские профессии».

Дидактические игры: «Назови женскую профессию», «Назови, чья?»

Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская»,

Чтение художественной литературы.

Рисование на тему «Мамина профессия»

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (актриса; парикмахер;

 почтальон);

Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» (парикмахер)

«Библиотекарь» «Писатель»

«Художник»

1.Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессиях библиотекаря, писателя, поэта, художника.

2.Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. 

Экскурсия в библиотеку

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «В читальном зале».

Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций к книгам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг.

Составление рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь»

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (библиотекарь; писатель;

художник);

Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (библиотекарь)

Апрель

«Космонавт»

1.Расширять знания детей о профессии космонавт, о значении труда в жизни людей, страны.

2.Поддерживать интерес к людям редких профессий.

Презентация «Первопроходец космоса».

Сюжетно - ролевая игра:«Космонавты».

Выставка рисунков «Космос».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (космонавт; фотограф)

«Пожарный»

«Полицейский» «Спасатель»

Расширять знания детей о профессии пожарного

Сюжетно - ролевая игра:«Мы - пожарные»

Рисование на тему «Пожарные на пожаре».

Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий»; Г.П. Шалаева (пожарный;

полицейский)

май

"Все профессии нужны, все профессии важны"

Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Игра-развлечение «Калейдоскоп профессий».

Взаимодействие с родителями

  1. Консультации:  «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;  «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых»; «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
  2. Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
  3. Беседы дома о профессиях родителей.
  4. Памятка для родителей  «Воспитание трудолюбия»;
  5. Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»».
  6. Родительское собрание:«Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»,
  7. Привлечение к обогащению РППС группы (центр игры) . Создание (пошив, изготовление атрибутов) к сюжетно-ролевым играм;

«Азбука профессий»

(профессии на определенную букву)

А – агроном, актер, адвокат, акушерка, архитектор, арбитр, астроном, артист, акробат.

Б – библиотекарь, бухгалтер, балерина, бортпроводник, бармен, балетмейстер, билетер, бульдозерист, бетонщик, барабанщик, брокер.

В – ветеринар, вахтер, воспитатель, врач, водолаз, водитель, военный, визажист.

Г – геолог, грузчик, геодезист, горняк, гармонист, гардеробщик, гувернантка.

Д – доярка, дворник, дирижер, докер, диктор, дизайнер, дрессировщик, диспетчер.

Е – егерь, ефрейтор.        

Ж – журналист, животновод, жонглер, живописец, жестянщик.

З– зубной врач, забойщик, зоотехник, зоолог, закройщик, завхоз, заведующий.

И – инженер, искусствовед, иллюзионист, изобретатель, иллюстратор, инкассатор.

К – кондуктор, кузнец, комбайнер, кассир, корреспондент, каменщик, крановщик, контролер, космонавт, каскадер, конферансье, клоун, кинолог, киоскер, кондитер, композитор, коневод, конструктор, кондитер, компьютерщик, косметолог.

Л – летчик, лесничий, лифтер, лаборант, логопед, лакей, литейщик, лингвист.

М – маляр, машинист, медсестра, милиционер, модельер, музыкант, мельник, мелиоратор, матрос, музыковед, метеоролог,  массажист, механик.

Н – носильщик, наладчик, нотариус,

О – охранник, охотник, официант, оператор, овощевод, окулист, офтальмолог, орнитолог.

П– пастух, парикмахер, повар, плотник, продавец, почтальон, печник, пожарный, писатель, программист, птичница, проводник, пекарь, портной, писатель, поэт, продавец, пианист, переводчик.

Р– рабочий, рыбак, редактор, режиссер, радист, реставратор, риелтор.

С – сапожник, сталевар, садовник, стоматолог, строитель, сварщик, стюардесса, судья, суфлер, спасатель, санитарка, следователь, стекловар, стеклодув, столяр,  садовник, смотритель, синоптик, скульптор, слесарь, столяр, социолог.

Т – тракторист, ткачиха, токарь, танкист, трубочист, тренер, телемастер, товаровед, телеведущий, телефонист,

У – учитель, ученый, укротитель, уборщица.

Ф – фермер, фотограф, футболист, фельдшер, фармацевт, фокусник, флорист, финансист, фрезеровщик.

Х – художник, хореограф, хлебороб.

Ч – чабан, чеканщик, часовщик.

Ц – цветовод, цирюльник.

Ш– шахтер, шофер, швея, шахматист, штукатур, швейцар.

Э – электромонтер, электросварщик, экскурсовод, эксперт – криминалист, эколог, электрик,  экономист, эндокринолог, этнограф, экспедитор.

Ю– юрист, ювелир.

Я – ямщик.

Список литературы

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
  2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
  3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.
  5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
  6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
  7. http://e-libra.su/read/375086-kem-mne-stat-bol-shaya-kniga-professiy.html

читать книгу онлайн  Шалаева Галина Петровна » Кем мне стать? Большая книга профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».

Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...

План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

План по самообразованию. Тема: "Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме".

Материал вкючает в себя план по самообразованию в средней группе (цель, задачи, актуальность работы, план работы на год). Сроки реализации 2019-2020г....

План по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.

Использование нетрадиционных техник рисования демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов, несомненным достоинством которых является универсальность использования....

План самообразования Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьмиЗадачи:совершенствовать диалогическую форму речи;-развивать монологическую форму речи;-учить связно, последовательно и выразительно перес...

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьмиЗадачи:совершенствовать диалогическую форму речи;-...