План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
методическая разработка (старшая группа)
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений о профессиях посредством игровой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 41.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Каратунский детский сад «Гульчечек»
План по самообразованию
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Выполнила: воспитатель Iквалификационной категории Миннуллина Люция Амировна |
2019 -2020 учебный год
Актуальность
Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определённой последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский) С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Рассмотрим формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности. Знакомство с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретения детьми опыта общения с людьми, целенаправленный процесс социализации ребенка дошкольного возраста в окружающем мире.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее ему радость и приносящее пользу людям. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада . Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Задача педагогов в детском саду не только раскрыть перед школьниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей.
Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Основное направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов, склонностей дошкольников.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений о профессиях посредством игровой деятельности
Задачи:
- создать условия для самореализации творческих способностей детей; развитие умения применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно – ролевых играх; воспитание уважения к труду взрослых.
- Формировать у детей представления о разных профессиях, в том числе своих родителей, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
- Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
- Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышать взаимодействие с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений (с использованием ИКТ) .
Используемые технологии: игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
- Расширение кругозора о мире профессий, интерес к профессиям своих родителей.
- Обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
- Позиционирование себя в различных профессиях.
- использование приобретенных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. | Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Изучение нормативных документов, периодических изданий. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности с детьми. |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Проведение анализа. | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. |
План работы педагога с детьми по теме самообразования
Месяц | Профессия | Задачи | Формы работы/мероприятия |
Сентябрь | «Профессии в детском саду, в школе» Словарь: учитель воспитатель, логопед, мед. сестра, прачка, повар, вахтер, завхоз, заведующая, помощник воспитателя и др. | 1.Расширять представления детей о профессии работников дошкольного образования, учителя. 2.Показать общественную значимость труда школьного учителя, познакомить с деловыми качествами учителя. 3.Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, формировать интерес к школе. 4. Расширять и активизировать словарь детей по теме. | Чтение художественной литературы о детском саде, школе. Чтение: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (учитель; мед. сестра); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (воспитатель; повар) Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школа. Урок математики». Беседа по картине «На уроке». Экскурсия в школу. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Произнеси правильно», «Что будет, если…». |
Октябрь | «Работники сельского хозяйства» Словарь: фермер, конюх, пастух, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, хлебороб | 1.Углублять знания детей о профессиях. 2.Формировать представление детей о коллективном труде людей, о значении труда в жизни человека. 3.Воспитывать уважительное отношение к людям сельского хозяйства. 4.Расширять словарь детей по теме. | Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (фермер); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (фермер) Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы», «Что выращено колхозниками?» Рассматривание картины из серии «Кем быть?» |
«Врач» Словарь: педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра; | 1.Обогащать знания и представления детей о профессиях врача. 2.Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Беседа. Экскурсия в медицинский кабинет, Чтение «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (Врач и др.); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (Врач ) Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «На приеме у врача», «Скорая помощь». | |
Ноябрь | «Водитель» Словарь: шофер, машинист | 1.Расширять представления детей о профессии водителя автобуса (троллейбуса), шофёра такси, машиниста поезда. 2.Показать взаимосвязь людей разных профессий. 3.Воспитывать уважение к людям труда. | Сюжетно - ролевые игры: «Мы – шофёры», «Железная дорога». Конструирование (из модулей, крупного строителя) «Мы едем в цирк». Чтение произведений о правилах дорожного движения Викторина по правилам дорожного движения Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (машинист); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (Водитель, машинист). Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Профессии». «Кто чем занимается?» |
«Мебельщик» «Столяр» | 1.Познакомить с профессией мебельщика, столяра и инструментами их труда. | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихов. Д/и «Кому что нужно для работы». Встреча и беседа со столяром д/с. Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (столяр) | |
«Портниха» (швея) «Закройщица» «Модельер» «Кинорежис-сер», «помощник режиссера», «оператор», «гример», «костюмер» | 1.Познакомить с профессиями людей, работающих в ателье, на фабрике одежды. 1. Дать детям представления о съемочной площадке, о профессиях кинорежиссера, помощника режиссера, оператора, костюмера, гримера. 2.Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни. | Сюжетно - ролевая игра «Ателье». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (портниха) Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (портной) | |
Декабрь | «Музыкант» Словарь: Композитор, певица, певец, музыкант | 1.Рассказать детям о профессиях музыканта (скрипача, пианиста, флейтиста), композитора. 2.Разъяснить значение этого труда для общества, в чём причины особого отношения к людям творческих профессий. 3.Воспитывать любознательность. | Рассматривание иллюстраций с различными инструментами. Слушание музыкальных записей со звучанием некоторых инструментов. а также произведений известных композиторов. Игра на детских музыкальных инструментах. Встреча с интересными людьми. Дидактические игры «Угадай на чём играю?» Настольные игры: «До-ре-ми», «Профессии». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (Музыкант) |
«Повар» «Продавец» «Кассир» | 1.Расширять у воспитанников представления о мире взрослых. 2.Пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, 3.Формировать уважение к труду. | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихов. Чтение художественной литературы. Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов». Экскурсия на кухню. Дидактические игры: «Кто больше назовет профессий?», «Угадай профессию». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (повар; кассир; продавец); Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» (продавец) | |
Январь | «Строители» Словарь: архитектор, дизайнер, строитель, электрик, инженер, плотник, маляр, крановщик, каменщик, сантехник, плиточник, кровельщик, электросварщик, экскаваторщик | 1.Познакомить детей с некоторыми профессиями строителей. 2.Учить устанавливать взаимосвязь труда разных строительных профессий. | Беседы: «Стройка. Профессии», «Секреты плотника: как построить прочный дом». Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Проектная мастерская» (проектируем разные дома). Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (строитель, маляр и др.); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (строитель) Дидактические игры: «Кем я хочу быть?», «Кому что нужно для работы? |
«Спортсмен» | 1.Расширение представлений и уточнение знаний о спортсменах - лыжниках, конькобежцах, фигуристах и др. | Организация совместной выставки-конкурса рисунков «Зимние виды спорта» Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (спортсмены) | |
Февраль | «Военные профессии» | 1.Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; 2.Расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; 3.Знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); 4.Формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. | Беседы: «Солдаты Отечества», «Профессии смелых и отважных» Сюжетно - ролевые игры: «Лётчики», «Разведчики», «Моряки». Спортивное мероприятие: «Сильный, смелый, ловкий». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (военный и др.) Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (военнослужащий) |
Март | «Женские профессии» Словарь: Актриса, Парикмахер, Уборщица, почтальон | Уточнить представления детей о женских профессиях | Беседа «Женские профессии». Дидактические игры: «Назови женскую профессию», «Назови, чья?» Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», Чтение художественной литературы. Рисование на тему «Мамина профессия» Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (актриса; парикмахер; почтальон); Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» (парикмахер) |
«Библиотекарь» «Писатель» «Художник» | 1.Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессиях библиотекаря, писателя, поэта, художника. 2.Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. | Экскурсия в библиотеку Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «В читальном зале». Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций к книгам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг. Составление рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь» Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (библиотекарь; писатель; художник); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (библиотекарь) | |
Апрель | «Космонавт» | 1.Расширять знания детей о профессии космонавт, о значении труда в жизни людей, страны. 2.Поддерживать интерес к людям редких профессий. | Презентация «Первопроходец космоса». Сюжетно - ролевая игра:«Космонавты». Выставка рисунков «Космос». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (космонавт; фотограф) |
«Пожарный» «Полицейский» «Спасатель» | Расширять знания детей о профессии пожарного | Сюжетно - ролевая игра:«Мы - пожарные» Рисование на тему «Пожарные на пожаре». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий»; Г.П. Шалаева (пожарный; полицейский) | |
май | "Все профессии нужны, все профессии важны" | Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. | Игра-развлечение «Калейдоскоп профессий». |
Взаимодействие с родителями
- Консультации: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»; «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых»; «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
- Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
- Беседы дома о профессиях родителей.
- Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;
- Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»».
- Родительское собрание:«Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»,
- Привлечение к обогащению РППС группы (центр игры) . Создание (пошив, изготовление атрибутов) к сюжетно-ролевым играм;
«Азбука профессий»
(профессии на определенную букву)
А – агроном, актер, адвокат, акушерка, архитектор, арбитр, астроном, артист, акробат.
Б – библиотекарь, бухгалтер, балерина, бортпроводник, бармен, балетмейстер, билетер, бульдозерист, бетонщик, барабанщик, брокер.
В – ветеринар, вахтер, воспитатель, врач, водолаз, водитель, военный, визажист.
Г – геолог, грузчик, геодезист, горняк, гармонист, гардеробщик, гувернантка.
Д – доярка, дворник, дирижер, докер, диктор, дизайнер, дрессировщик, диспетчер.
Е – егерь, ефрейтор.
Ж – журналист, животновод, жонглер, живописец, жестянщик.
З– зубной врач, забойщик, зоотехник, зоолог, закройщик, завхоз, заведующий.
И – инженер, искусствовед, иллюзионист, изобретатель, иллюстратор, инкассатор.
К – кондуктор, кузнец, комбайнер, кассир, корреспондент, каменщик, крановщик, контролер, космонавт, каскадер, конферансье, клоун, кинолог, киоскер, кондитер, композитор, коневод, конструктор, кондитер, компьютерщик, косметолог.
Л – летчик, лесничий, лифтер, лаборант, логопед, лакей, литейщик, лингвист.
М – маляр, машинист, медсестра, милиционер, модельер, музыкант, мельник, мелиоратор, матрос, музыковед, метеоролог, массажист, механик.
Н – носильщик, наладчик, нотариус,
О – охранник, охотник, официант, оператор, овощевод, окулист, офтальмолог, орнитолог.
П– пастух, парикмахер, повар, плотник, продавец, почтальон, печник, пожарный, писатель, программист, птичница, проводник, пекарь, портной, писатель, поэт, продавец, пианист, переводчик.
Р– рабочий, рыбак, редактор, режиссер, радист, реставратор, риелтор.
С – сапожник, сталевар, садовник, стоматолог, строитель, сварщик, стюардесса, судья, суфлер, спасатель, санитарка, следователь, стекловар, стеклодув, столяр, садовник, смотритель, синоптик, скульптор, слесарь, столяр, социолог.
Т – тракторист, ткачиха, токарь, танкист, трубочист, тренер, телемастер, товаровед, телеведущий, телефонист,
У – учитель, ученый, укротитель, уборщица.
Ф – фермер, фотограф, футболист, фельдшер, фармацевт, фокусник, флорист, финансист, фрезеровщик.
Х – художник, хореограф, хлебороб.
Ч – чабан, чеканщик, часовщик.
Ц – цветовод, цирюльник.
Ш– шахтер, шофер, швея, шахматист, штукатур, швейцар.
Э – электромонтер, электросварщик, экскурсовод, эксперт – криминалист, эколог, электрик, экономист, эндокринолог, этнограф, экспедитор.
Ю– юрист, ювелир.
Я – ямщик.
Список литературы
- Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
- Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
- Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.
- Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
- Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
- http://e-libra.su/read/375086-kem-mne-stat-bol-shaya-kniga-professiy.html
читать книгу онлайн Шалаева Галина Петровна » Кем мне стать? Большая книга профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».
Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...
План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...
План по самообразованию. Тема: "Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме".
Материал вкючает в себя план по самообразованию в средней группе (цель, задачи, актуальность работы, план работы на год). Сроки реализации 2019-2020г....
План по самообразованию Тема «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2020-2021г.
Использование нетрадиционных техник рисования демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов, несомненным достоинством которых является универсальность использования....
План самообразования Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьмиЗадачи:совершенствовать диалогическую форму речи;-развивать монологическую форму речи;-учить связно, последовательно и выразительно перес...
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьмиЗадачи:совершенствовать диалогическую форму речи;-...