Мастер-класс "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях (ранняя профориентация) через разные виды деятельности"
материал (старшая группа)

Воронова Ирина Владимировна
Обмен опытом и технологиями по ранней профориентации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass-voronova.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс с педагогами

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста

представлений о профессиях (ранняя профориентация)

через разные виды деятельности»

Воронова Ирина Владимировна

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Строитель»

Дата проведения: 19 февраля 2020 года

Место проведения: музыкальный зал МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Строитель»

Целевая аудитория: педагоги ДОО Яковлевского городского округа

Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.

Задачи:

- совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий;

- поиск педагогических идей для развития способности понимать и принимать ценности труда на благо общества и личностного развития;

- содействовать личностному самоопределению.

Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем.

Мир профессий в обществе  сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации.

Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется:

1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);

2) в процессе специально организованных педагогическими работниками формах работы: педагогических ситуаций, экскурсий, праздников, развлечений и т.д.

Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора,  важно  грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как  целостный органический процесс.

Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра.

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают  возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.

Проведение праздников, тематических дней, досугов также способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Книжкина неделя», «Кинофестиваль» и т.д.) А работая над той или иной темой, проигрывая различные ситуации,  иногда находишь те самые невидимые нити, которые иногда объединяют людей разных профессий. Ведь воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю игру, которая поможет нам эмоционально настроиться на дальнейшую работу.

• Встаньте, пожалуйста, все в круг.

• А теперь поменяйтесь местами те, кто считает себя трудолюбивым.

• Поменяйтесь местами те, кто любит свою профессию.

•Поменяйтесь местами те, кто считает, что трудолюбие закладывается с дошкольного возраста.

• Поменяйтесь местами те, кто уверен, что в труде закладывается фундамент характера.

• Спасибо! Сделайте шаг вперед, у кого хорошее настроение и кто настроился на общение.

Я рада, что сегодня у нас появилась возможность поговорить на очень интересную и важную тему – о труде, и я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий.

Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение у профессиональной деятельности взрослых. Научить ценить труд, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, аккуратно выполнять возложенные на ребенка трудовые обязанности. 

О труде  размышляли во все времена. К нему обращали свои мысли поэты и писатели, ученые, и философы. Люди сложили о труде и разных профессиях  много песен, пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки о профессиях знаете вы, мы проверим с помощью «Разноцветного кубика». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить.

Пословицы и поговорки, используемые в работе с детьми помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка, высказать отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословица не воспринимается ребенком как нотация и поэтому она эффективнее как средство воспитания. (Каков тракторист — таков и трактор. Хороший тракторист что артист. Слушай агронома — будет хлеб и солома. Добрый пастух не о себе печется, о скотине. Каков пастух, таково и стадо. У врача лечись, а у умного учись. Без топора не плотник, без иглы не портной. Плотник без топора, что изба без угла. Учи других и сам научишься. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.)

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по опорной схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Перед вами лежат карточки-схемы, которые помогут вам составить рассказ о профессии: название профессии – место работы – что делает человек данной профессии – какие предметы нужны ему для работы. Предлагаю Вам выбрать любую картинку с профессией и составить рассказ о ней, опираясь на схему.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ О ПРОФЕССИЯХ ПО СХЕМЕ

Для ознакомления с миром профессий  можно использовать различные игры. Например, детям показывается предметная картинка, а дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Попробуем?

ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»

 Лекало  — дизайнер

 Свисток  — тренер

Ландшафт — ландшафтный дизайнер

Эскиз помещения  — дизайнер интерьера

 

ИГРА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?». Педагог называет профессию, дети называют трудовые действия человека этой профессии. Пробуем???

Учитель начальных классов – …учит учеников с 1 по 4 класс

Косметолог – …делает макияж и косметические маски.

Ландшафтный дизайнер – озеленение участков.

Педагог дополнительного образования – организуют досуг, кружки, секции, отвечают за организацию досуга школьников, а также за содержательную часть свободного времени обучающихся

Модельер – изготавливает модели одежды

Эколог – ….защищает природу.

Тренер –….. готовит спортсменов к соревнованиям.

Дизайнер интерьера – ….занимается созданием стиля, обстановки и комфорта в помещении, оформляет помещения.

Дизайнер одежды – …… проектирует эскизы одежды и принимает самое активное участие в изготовлении разработанной им новых моделей..

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей;  развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно образовывать название профессий, выражать свои мысли.

А вот такие приемы как динамические паузы и пальчиковая гимнастика способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. Я подбираю физкультминутки и пальчиковые игры в соответствии с темами и сейчас я предлагаю вам закрепить знания о профессиях людей.

МНОГО МЫ ПРОФЕССИЙ ЗНАЕМ

Много есть профессий знатных,    Cоединять пальцы правой руки с большим

 И полезных, и приятных.                Соединять пальцы левой руки с большим

 Повар, врач, маляр, учитель,  Последовательно соединять пальцы обеих рук

 Продавец, шахтёр, строитель.         Сжимать и разжимать кулачки

 Сразу всех не называю,                   Вытянуть руки вперед ладонями вверх

Вам продолжить предлагаю.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, алгоритмам и моделированию. У вас на столах лежат алгоритмы последовательности трудовых действий людей разных профессий. Ваша задача – составить их правильные логические цепочки.

(в зал) Работая с алгоритмами, у детей развивается умение обобщать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, способствует развитию логического мышления, помогает устанавливать последовательность практических действий детей.

УЧАСТНИКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ АЛГОРИТМЫ

Для приобретения детьми системного характера представлений о мире профессий требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс  расчленено, поэтому детям преподносится наглядно - схематическая, а затем мысленная модель трудового процесса.

В графической модели, образно названной «лесенка», представлено общее поступательное движение трудового процесса — от замысла к результату. Это дает ребенку возможность легко осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. Умение пользоваться моделью облегчает ребенку перенос представлений о труде взрослых на собственную трудовую деятельность, способствует развитию логического мышления.

Вам нужно построить две модели: модель приготовления салата и блинов (соответствующие замыслу картинки выставляются на первую ступеньку моделей).

По сигналу вам нужно выбрать продукты, затем - инструменты, найти карточки со схематичным изображением действий по приготовлению блюда и расположить их в верной последовательности. «Построив» лесенку, расскажите о том, как появится новое платье  или о том, как печь блины.

 (в зал) Задача воспитателя — подвести детей к осознанию того, что постановка цели определяет выбор продуктов: для винегрета нужны овощи, для блинов — тесто. Выбор продуктов обусловливает выбор инструментов: овощи нарезаем ножом на доске; блины жарят на сковороде, переворачивая ножом или специальной лопаточкой. Замысел соответствует результату труда, если правильно выбраны продукты и инструменты, если делали все по порядку.

ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ Профессия дизайнер одежды

 (в зал) Использование разнообразных методов и приемов в  работе с детьми па ранней профориентации  способствуют формированию положительного отношения к  профессиональной  деятельности взрослых, представлений об общественной направленности и пользе труда людей, о характере трудовой деятельности и взаимоотношениях между людьми в процессе труда, основанных на уважении и взаимопомощи. А так же развивает у  детей  интерес к труду взрослых, помогает формированию общественно – полезных мотивов собственной трудовой деятельности, желанию трудится, добросовестно выполнять доверенное дело.

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, дизайнер, профессор,
Инженер, воспитатель,  рабочий.
Все профессии очень разные —
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

Уважаемые коллеги, в ходе данного мастер-класса мы продемонстрировали Вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению дошкольников с профессиями. Надеемся, что данный опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.

РЕФЛЕКСИЯ

«Венок умений, положительных чувств» 

Участники, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на мастер-классе.

Данный венок позволяет полученным  сегодня знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, участников мастер-класса. Об этом всегда может вспомнить каждый участник. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушк...

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа  жизни в разных видах деятельности» средний возраст...

Конспект ООД в младшей группе №1 на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через разные виды деятельности»

Интеграция образовательных областей: познавательное,  физическое, речевое развитие  и художественно-эстетическое развитие.Цель: развитие мелкой  моторики через разные виды деятельн...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через разные виды деятельности

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через разные виды деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через разные виды деятельности...

«Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в разных видах деятельности»

Данное выступление предназначено для воспитателей, работающих с детьми в условиях ДОУ....