XXIII Педагогические чтения "Шаг за шагом к новым результатам: индивидуальный образовательный трек как новый уровень компетентности педагога"
материал

Бер Зульфия Исхаковна

Материал предназначен для выступления на XXIII Педагогических чтениях "Шаг за шагом к новым результатам: индивидуальный образовательный трек как новый уровень компетентности педагога"

Презентационная площадка «Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл xxiii_ped_chteniya.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми дошкольного возраста, имеющих высокую степень интеллектуального (физического, художественного) развития

Бер З.И.

Чуписова И.О.

МАОУ СОШ №2

Презентационная площадка «Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста»

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленной на укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «Здоровьесберегающие технологии».

Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что твориться вокруг и в тоже время именно глаза больше всего говорят о человеке.

В современном мире все острее стоит проблема нарушений зрения у детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Приобретенная миопия (близорукость) и гиперметропия (дальнозоркость) все чаще появляются в диагнозах дошкольников, что вызывает тревогу врачей, родителей и педагогов. Конечно, на здоровье наших детей и в частности, зрение, влияет и экология, питание, и режим дня, и другие факторы.

Итак, зрение может испортиться по следующим причинам:

- Наследственный фактор

- Неправильное питание

- Неправильный режим дня

- беспорядочный образ жизни

- систематическое недосыпание

- злоупотребление просмотром телевизора, долгой работой за ПК и с дисплеем сотового телефона;

- Чтение лежа.

Актуальной проблемой дошкольных образовательных учреждений является охрана и укрепление здоровья детей, так как распространенность отклонений в состоянии здоровья весьма значительна.

Поэтому  сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативными документами, которые я пользуюсь в своей работе:

Конвенция о правах ребёнка.

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Закон Российской Федерации Од основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Закон РФ «Об образовании, ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся воспитанников».

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г.№1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п.1.6, п.2.6.

Одной из основных причин нарушения зрения является утомление глаз при чрезмерном просмотре телепередач, игре на планшетах, компьютере, телефонах, смартфонах и прочих «игрушках» современных продвинутых детей. Все чаще можно встретить в транспорте, в автомобиле играющих на планшетах детей, все дольше родители разрешают своим чадам смотреть телевизор, порой часами, не соблюдая рекомендаций врачей. Им удобно, что ребенок занят и не требует их внимания. Раз без этого не обойтись, то надо помочь как родителям, так и детям в решении этой проблемы. А конкретно:

- прививать потребность заботится о своем здоровье и здоровье своих глаз, научить специальным упражнениям для снятия напряжения глаз и укрепления глазных мышц.

Результаты ежегодного медицинского осмотра показали, что в 2017 году 3 человека (11%) из 28, были с нарушением зрения. Медицинский осмотр 2018 года показал следующие результаты: 4 человека (14%) из 28 так же были с нарушением зрения.  

Год прохождения

медицинского осмотра

Всего детей

Дети с нарушением зрения

Динамика

2017

28 чел – 100%

3 человека – 11%

2018

28 чел – 100%

4 человека – 14%

Отрицательная динамика – 4%

Проанализировав данные медицинских осмотров, мы поставили перед собой цель:

- Профилактика нарушения зрения, формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

Гипотеза: 
Регулярное и системное выполнение комплекса упражнений для глаз приводит к положительным результатам и является прекрасным профилактическим и средством для улучшения зрения детей.

Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи, которые вы можете увидеть на слайде:

 - Содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений;

- Тренировать глаза с помощью упражнений;

- Развивать остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции;

- Сохранять зрение детей.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий. Дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте - читать, писать, играть с конструктором. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

С воспитанниками нашей группы мы часто посещаем образовательный портал учи.ру, выполняем задания как в индивидуальной форме так и в групповой. Именно при этой работе удобно прививать детям профилактические упражнения, снимающие зрительное напряжение. Например, комплексы упражнений для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Так как в детском саду в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребёнка, задача воспитателя построить так свою работу, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось. В последнее время появилось много различных методик и авторских разработок по сохранению здоровья и по профилактике нарушения здоровья детей. Все они очень интересны и полезны.  Мы стали искать методы и приёмы профилактики нарушения зрения, подходящие для использования на занятиях. При их отборе учитывали, что методы, приёмы и упражнения должны быть интересны детям, доступны для их понимания и просты в выполнении, не требующие большой физической нагрузки. Проходить они должны в игровой форме, ненавязчиво – дети сами должны захотеть участвовать в играх и упражнениях для сохранения и улучшения здоровья.

В нашем современном обществе и дети, и взрослые много времени проводят за телефонами, планшетами, телевизором и компьютерами. Как уберечь зрение у ребенка? Прежде всего, необходимо строго ограничивать время работы детей с электронными устройствами: сидение за компьютером, просмотр телевизора и игры в телефон. Все изображения на электронных экранах и дисплеях не естественны для человеческих глаз, поэтому на них нельзя смотреть на протяжении длительного времени.

Посетив вебинар Людмилы Владимировны Карпенко «Игровые занятия для улучшения зрения в детском саду», ознакомившись с работами Уильяма Бейтса, Эдуарда Сергеевича Аветисова, Владимира Филипповича Базарного и Валерия Анатольевича Ковалева мы выбрали для себя подборку игр, упражнений, оздоровительных мероприятий, которые используем в своей работе.

И сегодня мы хотим вам представить некоторые виды упражнений и игр для использования в профилактике для нарушения зрений у детей дошкольного возраста, которые мы используем в своей работе:

1. Поставить перед глазами на расстоянии 30 см. по средней линии палец или карандаш, посмотреть на палец (карандаш), затем вдаль. Повторить 5 раз.

2. Посмотреть на палец (карандаш) вытянутой руки, отвести руку в сторону, следя за пальцем (карандашом) глазами и не поворачивая головы. Передвинуть руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз.

3. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 5 раз. Быстро моргать в течение 1 минуты.

4. Упражнение «Забавный тренинг». Это упражнение помогает разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз.

Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте, каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих. Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, посчитать за окном деревья, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.

Наиболее полюбившиеся методики для детей стали релаксационные упражнения, которые выполняются лежа.

Например, “Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз следующие игры.

«Лабиринт». 

Ребенку предлагается провести различных  героев по своей дорожке, выполнив при этом задание, которое ему озвучил педагог. Первый этап – провести пальцем по дорожкам, второй этап – глазами.

«Метка на стекле», это упражнение выполняется стоя.

Примечание: Если вы носите очки, то не снимайте их во время выполнения этого упражнения

На оконном стекле на уровне глаз закрепите цветную метку размером 3-5 мм, после чего вдали за окном найдите объект, находящийся на линии взора, проходящего через метку. Смотрите на метку в течение 1-2 секунд, потом переведите взгляд на удаленный объект на 1-2 секунды, затем снова смотрите на метку, потом – на объект вдали и т.д... Это упражнение рекомендуется выполнять в течение 7 минут, но в первые 2 дня занятий это время ограничьте 5 минутами. Упражняйтесь с меткой на стекле 2-3 раза в день как обоими глазами, так и одним глазом. Это упражнение на аккомодацию газ, т.е способность глаз видеть четко предметы на расстоянии.

Методика профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

Тренажер «Маршруты глаз».

Это схема зрительно двигательных проекций. На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз. Данный тренажёр используется, чтобы снять у детей напряжение и психическую утомляемость, настроить на доброжелательность, чувство гармонии и ритма, способствовать развитию зрительно-ручной координации.

Тренажер «Видеоазимут» методика В.А. Ковалева предназначена для снятия зрительного утомления. Один небольшой для работы на столе, другой вывесить на доске - он используется для тренировки глаз на дальнем, но привычном для ребенка расстоянии с его места в группе. При работе можно использовать лазерную указку (для показа траектории движения глаз).

Упражнение для профилактики утомления глаз.

Тренажер «Флажок» можно применить для тренировки аккомодации (способность глаза четко видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза). Дети следят за флажком, передвигая его от себя и к себе. Какой цвет флажка использовать и когда? В понедельник используется красный цвет (дети ещё утомлены после выходных). Во вторник подойдет желтый, в среду - зеленый, затем голубой и фиолетовый.

Упражнения для тренажера «Флажок»:

«Ромбик» медленно нарисовать в воздухе ромб. Делать 10-15 рисунков.

«Восьмерка» медленно рисуется восьмерка, лежащая на боку.

«Пила» рисовать зубцы пилы, четко прорабатывая углы внизу и вверху.

Релаксация – для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

«Пальминг» автор Уильям Бейтс. Пальминг  является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть ,ладони – ключевая деталь пальминга. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.                                                          
Упражнения с предметами

На палочках силуэтные изображения. Дети выполняют упражнения по заданию воспитателя.

Например, «Машина на дороге», «Передвижения гусеницы» и т.д.

Гимнастика для глаз без предметов. Дети выполняют упражнения по заданию воспитателя.

На базе нашего учреждения членами профсоюза еженедельно проводятся динамические часы. Изучив некоторые методики, мы решили не только поделиться опытом с коллегами, но и немножко позаботится о их здоровье.  Нами были проведены мастер-класс «Тренажеры для глаз своими руками», «Зрительные гимнастики». Консультации «Что такое зрение?», «Охрана зрения». Семинары - практикумы «Территория здоровых глаз» и др.

По данному направлению осуществляем и взаимодействие с родителями. Нами были проведены творческая мастерская «Самоделкин». Семинар – практикум «Игры и упражнения дома», мастер-класс «Зоркие глазки». Почта доверия «Опасность гаджетов». Консультации «Защита зрения детей», «Как сберечь зрение?» и др.

Чтобы обезопасить зрение ребёнка при работе за компьютером для родителей были разработаны несколько рекомендаций:

 -- кроме строгого ограничения использования компьютера и других электронных средств, приучить детей всегда делать перерывы при работе, чтобы давать глазам отдохнуть от нагрузки и переключить взгляд; сидеть на достаточном расстоянии от экрана компьютера, телевизора и других устройств;

-- использовать электронные устройства необходимо в условиях достаточной освещённости, чтобы глаза не испытывали дискомфорт от излишней яркости монитора;

--  проверять настройки контрастности и яркости монитора, чтобы изображение не было слишком тусклым или слишком ярким для глаз ребёнка;

-- если дети часто используют компьютер, например, для выполнения домашнего задания (Учи.Ру), подумайте о возможности купить специальные детские компьютерные очки. У них есть особое покрытие, улучшающее контрастность изображения, снижающее напряжение глазных мышц и обеспечивающее лучшую фокусировку зрения. Благодаря компьютерным очкам можно снизить негативное влияние от мерцания экрана и синей составляющей света от компьютерного излучения.

Вывод:

Пройденный медицинский осмотр в мае 2019 года показал, что снижения зрения не было и показатели были следующие

Год прохождения

медицинского осмотра

Всего детей

Дети с нарушением зрения

Динамика

2017

28 чел – 100%

3 человека – 11%

2018

28 чел – 100%

4 человека – 14%

Отрицательная динамика – 4%

2019

28 чел – 100%

2 человека – 7%

Положительная динамика – 7%

  Таким образом, систематическое проведение профилактических и оздоровительных упражнений для глаз способствует укреплению глазных мышц, снятию напряжения. Глаза получают возможность свободно двигаться. При ежедневном их выполнении глазные мышцы надолго сохраняют эластичность и гибкость. Упражнения для глаз активизируют их кровоснабжение и способствуют поступлению кислорода. Наблюдается заметное улучшение зрения. Активизируется и развивается зрительная система.

Список литературы:

1. Аветисов Э.С. «Близорукость». М., Медицина, 1999.
2.  Базарный В.Ф. «Зрение у детей: Проблемы развития». Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991.
3. Бейтс У. «Улучшение зрения без очков по методу Бейтса». Корбетт М. «Как приобрести хорошее зрение без очков». Сборник. Вильнюс: Полина, 1990.

4. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. «Улучшаем зрение». Книга-тренажер для сохранения детского зрения 2003.

5. Карпенко Л.В., Коэн А.С., Алексеева Д.И. Методические рекомендации на основе информационных материалов: Всемирной Организации Здравоохранения, ФГБНУ "Научно-исследовательский институт глазных болезней", ФГБУ "Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца" Санкт-Петербург 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуальный подход к ребенку как фактор компетентности педагога»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности Мишиной Алевтины Николаевны воспитателя БУ ДОУ ДСОВ № 12 "Буратино" города Радужный

Цели и задачи профессионального развития Цель – повышение уровня профессиональной, правовой, информационно-коммуникационной  и методической компетенции в условиях перехода на ФГОС ДО....

Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста»

Педагогический совет в форме коллективной творческой деятельности  «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка дошкольного возраста»...

Проект «Организация и проведение комплекса мероприятий (образовательных событий) для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023гг. определяет приоритеты, цели и задачи, основные направления и способы их эффективного решения во всех сферах, в том чис...

Пособие для педагогических работников ДОО «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО».

Куледина Е.В. пособие для педагогических работников ДОО «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВДОО»....