«Индивидуальный подход к ребенку как фактор компетентности педагога»
методическая разработка

Никитина Наталья Андреевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

В последние годы в России возросло количество детей с отклонениями в здоровье. 

(ЗПР). Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР есть в каждой школе, в каждом классе. У педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.

Организация обучения детей с ОВЗ в школе вызывает множество вопросов, как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?

 

Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитие каких-либо психических функций. При хорошей педагогической, медицинской, психологической помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все».

Главная задача для учителя состоит в том, чтобы создать такие условия, которые помогут наверстать то, что по каким-либо причинам упущено, раскрыть таланты и способности у этих детей.

Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать? Опираясь на заключение ПМПК:

Найти информацию об особенностях детей с ЗПР вашего вида и изучить, чтобы знать, что требовать от ребенка, а что ему будет не под силу, что бы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевая трудности.

Следующий главный шаг – это составление адаптированной образовательной программы (АОП). Прежде чем её создать, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях, причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.

Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя предметники, медицинские работники, родители… Большая роль принадлежит учителю – логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, т.к. корень проблем с учёбой очень часто в недостаточном развитии психических функций и речевых нарушениях.

В настоящее время во многих обычных школах нет «узких специалистов», учителю приходиться самому помогать таким детям. Часто учителям приходиться изучить много литературы, заканчивать курсы. В 2016 году, я сама начала работу с таким ребенком. Ребёнок – инвалид, ОВЗ, программа 9.1. Пройдя дистанционные курсы, я получила общее представление о работе с такими детьми. В нашей сельской начальной школе, не было «узких специалистов», мне приходилось самой помогать ребёнку. Очень большую помощь мне оказывает мама девочки. Она систематически занимается с ней дополнительно. Девочка хорошо считает в пределах 100, знает таблицу умножения. В 2018 году в класс перевели двух мальчиков по программе - 7.2 с разными видами отклонений. Если мальчишки после объяснения материала могут работать самостоятельно, девочке требуется постоянное внимание и помощь учителя. Даже если она решает примеры, обязательно уточнит ответ. Если я не отвечу, или говорю, чтобы она работала самостоятельно, она начинает психовать, может бросить ручку. Девочка не уверена в себе, ей обязательно нужно услышать одобрение, узнать, что она правильно решила пример. Занимаясь по более облегчённой программе, она во время урока подключается к работе мальчишек, подсказывает им правила, действия, при этом отвлекаясь от своего задания. Очень любит решать примеры, иногда путается в задачах, очень тяжело ей даются геометрические задания. Девочка хорошо читает, пересказывает, но очень часто отвлекается от своего задания, ей интересно всё.

Так как же, учить ребёнка с ЗПР в условиях класса? Ответ и прост и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание. Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам, психотерапевтам и др. Например, объяснить задание или тему ещё раз. Объяснить ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент по силу (например на карточках).

Разрешить ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и т.п. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

 

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивание: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не обить желание учиться»? Обучающиеся с ЗПР вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивать их в соответствии с той адаптированной программой, которую для них создал учитель. Дети очень любят хорошие оценки, сразу подают дневник. Девочка сразу идёт показывает и рассказывает об оценке. Всем показывает свой удачный рисунок или поделку, если оценка ниже, то работа «летит» на пол или в мусорную корзину.

Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.


Первое- опираться на содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности.

Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот ученик успел справиться с пятью примерами и одной задачей- ставить ему отметку за качество выполнения, а не за количество.

Второе- не требовать и не ждать от ребенка с ЗПР повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».

Третье - сравнивать достижения такого ребёнка с его уже успехами некоторое время назад.

Четвертое- если всё же хочется с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делать это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особого усилия. Не «натягивать» оценки- смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Главное научить их получать заслуженные хорошие отметки!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к ребенку"

в воспитание детей с различными индивидуальными особенностями важно операться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательное их проявление....

Индивидуальный подход воспитания ребенка в ДОУ и семье.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семь...

Индивидуальный подход к ребенку

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально – психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различн...

Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ

О необходимости индивидуального подхода к ребенку....

Индивидуальный подход к ребенку. Консультация для родителей.

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для фор...

«Индивидуальный подход к ребенку»

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психо¬логических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные мето¬ды и прие...

XXIII Педагогические чтения "Шаг за шагом к новым результатам: индивидуальный образовательный трек как новый уровень компетентности педагога"

Материал предназначен для выступления на XXIII Педагогических чтениях "Шаг за шагом к новым результатам: индивидуальный образовательный трек как новый уровень компетентности педагога"Пр...


 

Комментарии

Морозова Оксана Сергеевна

Из пластилин можно сделать много всего интересного, а особенного в пластилинографии. Но для этого нужен определённый пластилин. Наталья Андреевна очень подробно расписала как нужно подготовить рабочее место и что для этого нужно. Спасибо вам большое, теперь я смогу проводить свои занятия и не бояться что у нас что то не получиться.

Никитина Наталья Андреевна

Я очень рада что мои совету кому та пригодились.