Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Шахматное королевство»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Никулина Оксана Владимировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы.

Тема: «Шахматное королевство»

Цель: познакомить детей с шахматной доской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok_2019.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы.

Тема: «Шахматное королевство»

Цель: познакомить детей с шахматной доской.

Задачи:

  • учить правильно располагать доску между партнерами.
  •  Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная, вертикальная линии, «диагональ», пешка.
  •  Познакомить с шахматными фигурами, с чередованием белых и черных полей на шахматной доске. 
  • Выработать навык работы с шахматной доской.
  •  Развитие памяти, внимания, ориентировки на плоскости, логического мышления.
  • Воспитывать интерес и любовь к игре в шахматы, навык работы в коллективе
  • вырабатывать уверенность в своих силах

Словарная работа: горизонталь, вертикаль, пешка

Оборудование: комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, игрушка репка, сундучок.

Предварительная работа: чтение отрывков из книги И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» ознакомление с шахматной доской.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I.  Организационный момент.

Игра «Тот, кто»

Воспитатель: «Добрый день. Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте немного поиграем».

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.

Тот, кто любит кошек, скажет мяу.

Тот, кто пьет чай с сахаром, пусть заглянет под свой стул.

Тот, кто любит зиму, пусть 3 раза подмигнет левым глазом.

Кто, рад, что сейчас находится здесь, громко крикнет «ура».

Молодцы!

II.Основная часть.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: «Посмотрите у меня в руках волшебный сундучок, что же там внутри?

Да это же шахматные фигуры!

На шахматной дочке ведется шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно расчерчена на ровные клетки-квадратики, которые называются полями.»

Воспитатель: «На доске есть черные и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет, как именно?»

Дети: «По порядку, поочередно, белые и черные цвета идут друг за другом».

Воспитатель:» Совершенно верно, черные и белые цвета чередуются, идут друг за другом».

Воспитатель: «Давайте с вами отгадаем несколько шуточных загадок».

На каких полях ничего не растет?

Дети: «На шахматных».

Воспитатель: «Правильно. В каких клетках не держат зверей?»

Дети: «В шахматных»

Воспитатель: «Ребятки в игру шахматы играют два человека (партнера, или по-другому ПРОТИВНИКА».

Воспитатель: «В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонтальные. Это любая черно-белая дорожка из полей».

Воспитатель: «Сколько Горизонтальных улиц?»

Дети: «Горизонтальных улиц 8».

Воспитатель: «Ребятки сосчитайте, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали?»

Дети: «Белых 4, черных 4.»

Воспитатель: Правильно. Ребятки посмотрите, это у нас фигура, название которой «Пешка». Пешки являются солдатами Королевства и охраняют ее жителей.

Воспитатель: Сначала посмотрите, как я расставлю фигуры, а потом попробуете вы, расставить пешки на улице Горизонталей.

Дети: Давайте, хорошо.

(Воспитатель берет заранее приготовленные Пешки)

(Дети по очереди расставляют фигуры на шахматной доске, воспитатель поправляет ошибки детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием и правильно расположили Пешки по улице Горизонталей.

Воспитатель: У нас есть еще одни улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикальные. Сосчитайте сколько Вертикальных улиц?

Дети: Вертикальных улиц 8.

Воспитатель: Кто сможет показать 1 вертикаль? А3? А6? И т. д.

(Дети тренируются показывать вертикали.)

ИГРА «Поиграем-угадаем»

Воспитатель: Я загадываю либо горизонталь, либо вертикаль, а по очереди будете отгадывать, какую именно дорожку я загадала. Например, А3, А6 и т.д. (дети отгадывают по очереди)

Воспитатель: Теперь расположите Пешки на Вертикальных улицах.

Физминутка

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охота – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

Воспитатель: Все мы очень любим играть, сейчас мы поиграем в необычную игру «Шахматная репка».

Посадили «репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя:

«Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка – это пешка».

Воспитатель: Дети, шахматные фигуры устали, им пора отдохнуть.

Игра «Полна горница»

Шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз. Предлагаю детям взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в шахматную доску. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого дети защёлкивают шахматную доску.

III. Итоговая часть

Воспитатель: Отлично, шахматы отдыхают, а мы закрепим, что нового вы узнали на занятии.

Воспитатель: Что делают партнеры, противники за шахматной доской?

Дети: Играют в шахматы

Воспитатель: Какая шахматная дорожка тянется слева направо?

Дети: Горизонтальная

Воспитатель: Сколько белых (черных) полей в каждой горизонтали?

Дети: 4

Воспитатель: Какие улицы есть в шахматном королевстве?

Дети: Есть улицы Горизонтали и Вертикали.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!

Воспитатель: Все сегодня отлично постарались. За ваше внимание и старание примите вознаграждение- раскраски «Шахматные фигуры». Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»

Цели и задачи: Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов , где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познават...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Полезные ископаемые»

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема: «Полезные ископаемые» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема: «Полезные ископаемые»в рамках недели "Наука и экспериментирование" Цели и задачи: Обобщить ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»Автор: Аверьянова Наталья Владимировна ГБОУ СОШ №26г.Сызрань.Цели и задачи:Обобщить ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов , где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема проекта: «История возникновение книги»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема проекта: «История возникновение книги»...