Мастер-класс по поддержке детской инициативы и самостоятельности
методическая разработка

Максимова Татьяна Александровна

Реализуя  в образовательном процессе требования ФГОС ДО в части индивидуализации образования, признания ребенка субъектом образовательных отношений,  формирования познавательных  интересов и познавательных действий ребенка  в различных видах деятельности, мы поставили перед собой задачу  определить для себя и освоить приемы и способы инициирования, направления и поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Максимова Т.А.

Мой  Новый год?

Цель:

Представление приемов  обнаружения  и поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Задачи:

Представить и обосновать приемы, направленные на инициирование детской активности  и поддержку детской инициативы и самостоятельности, сформировать проектные группы, организовать  в них работу.

Оборудование: 

Нитки, кухонные лопатки деревянные, прищепки, кусочки ткани, мочалка, пластилин,  бусины, перчатки, фломастеры, мозаика детская, картон, ножницы, мишура, булавки безопасные, шпажки деревянные, резинки для волос, зубочистки.

        Проектор.        

Актуализация.

Реализуя  в образовательном процессе требования ФГОС ДО в части индивидуализации образования, признания ребенка субъектом образовательных отношений,  формирования познавательных  интересов и познавательных действий ребенка  в различных видах деятельности, мы поставили перед собой задачу  определить для себя и освоить приемы и способы инициирования, направления и поддержки детской инициативы и самостоятельности. Принципиальными позициями в этом направлении для нас стало следующее.

Чтобы «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной и познавательно-творческой  активности детей, учитывающие следующие факторы:

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной и творческой  деятельности детей;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

- родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:

• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать  свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Однако полноценной развивающей среды и условий, о которых мы говорили выше, недостаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной  творческой деятельности.

        Сегодня я попытаюсь представить вам некоторые приемы, направленные на инициирование и поддержку детской инициативы и самостоятельности

Включение аудитории в деятельность.

Приемы

 Содержание деятельности

 Деятельность  воспитателя

Прием  «Ассоциации» (Ассоциации со словом Зима)

(Объединение и работа подгруппами

Договор в тройках)

Организация внимания, обозначение и актуализация темы,

Настрой на совместную деятельность, формирование умения договариваться

Организует внимание, направляет внимание, инициирует правила,  создает условия для их соблюдения  

Прием «Три вопроса» (Что знаем о праздновании Нового года?; Что хотим узнать о праздновании НГ?; Как будем узнавать?)

(введение ограничений – говорим по одному, по очереди, не повторяемся,  не критикуем представления других…)

(При необходимости - приемы привлечения внимания)

Определение зоны актуального и ближайшего развития, постановка вопросов, определение и принятие задач дальнейшей деятельности,

 

Создает проблемную ситуацию.

Фиксирует вопросы.

Инициирует активность воспитанников.

Вводит и удерживает ограничения.

Выбор проектного хода – прием «Паутинка» (Солнышко)

(предоставление права выбора вида деятельности, места деятельности, материалов..)

(пояснение особенностей предстоящей формы деятельности – презентация)

(ограничение – не повторяться в выборе)

Определение формата проектных ходов и проекта в целом – осуществляется выбор содержания проектной  деятельности через выбор вида деятельности (продуктивной, речевой, музыкальной, двигательной, игровой – театрализация)

Обращает внимание на содержание предметной среды.

Предлагает выбрать вид  деятельности .

Фиксирует выбор групп в виде схемы.

Выясняет особенности презентации как формы представления проектного продукта.

Реализация проектных действий

(введение ограничений – временные рамки  практической деятельности)

Практическая деятельность по созданию проектного продукта.

Оказывает практическую помощь при необходимости.

Обращает внимание на введенные ограничения.

Презентация  

(«назови число» -определение порядка выступлений.  

Распределение «амплуа»

)

Представление  своего проектного продукта, отношение к продукту других участников общей деятельности.

Организует  восприятие проектного продукта всеми участниками и отношение к нему.

5 этап

Рефлексия с аудиторией

Игра: Волшебная палочка

Высказывают  свое отношение к состоявшейся деятельности

Организует рефлексию

Итоги и выводы:

        Таким образом, я попыталась организовать   ситуации, в которых коллеги смогли  испытать на себе приемы, направленные на инициирование и поддержку детской инициативы и самостоятельности Я уверена, что присутствующая аудитория смогла  увидеть и осознать, что метод проектов актуален и очень эффективен, используя этот метод, можно применять приемы других технологий (социо-игровой), что он даёт ребёнку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, обеспечивает детскую субъектность и поддерживает инициативу и самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность

Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность...

Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании  недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с  технологией «Детский сове...

Мастер-класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в общении детей 6-5 лет"

Мастер – класс «Поддержка инициативы и самостоятельности в общении детей 5-6 лет через слушание-восприятие музыки».(Перед входом на мастер-класс раздать 3 вида фишек разного цвета. Д...

Мастер-класс для педагогов «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей

Мастер-класс для педагогов«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей...

Мастер - класс для родителей: "Поддержка детской инициативы раннего возраста"

Инициатива понимается психологами как проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами. Без способности проявлять инициативу не может ...

мастер класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества"

мастер класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества"...