Мастер-класс по теме: Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность
статья по теме

Бороздина Ольга Владиславовна

Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tekst.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Поддержка детской инициативы и индивидуальности через театрализованную деятельность»

Воспитатель:

Бороздина О. В.

Современные тенденции развития дошкольного образования выражены в реализации принципов гуманистической педагогики развития, педагогики сотрудничества, в признании приоритетности личностно-ориентированного стиля педагогического общения, предоставления ребенку самостоятельности, и, прежде всего в игре, обеспечивающих развитие собственной активной позиции у ребенка и позволяющих наиболее полно реализовать себя.

Современная образовательная ситуация востребует личность, способную к саморазвитию, самореализации, понимающую необходимость образования на протяжении всей жизни, ориентирующуюся в динамично меняющемся мире, умеющую выбирать жизненную стратегию и нести ответственность за свой выбор. Личность способную не только ориентироваться в социальной среде на основе знаний, умений и навыков, но и способную интегрироваться в социуме, сохраняя собственное достоинство, индивидуальное своеобразие и уважения достоинства других.

Требования ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, становление эстетического отношения к окружающему мире, реализацию самостоятельной творческой деятельности.

Перед нами встала задача поиска инновационных подходов к развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность, которая создает оптимальные возможности для развития творческой инициативы. Для инициативно личности характерно:

-произвольность поведения;

-самостоятельность;

-развитая эмоционально-волевая сфера;

-инициатива в различных видах деятельности;

-стремление к самореализации;

-общительность;

-творческий подход к деятельности;

-высокий уровень умственных способностей;

-познавательная активность.

Работа по развитию самостоятельности и детской инициативы ведется с младшего дошкольного возраста, через кружковую работу совместно с воспитателем группы.

Для обеспечения поддержки детской инициативы взрослые предоставляют возможность детям самостоятельность использовать нормы и правила поведения, овладеть социальными навыками:

-в театрализованной деятельности предоставляем возможность самостоятельно следить за своим внешним видом;

-поощряем проявление детьми элементарных навыков вежливости;

-даем возможность самостоятельно регулировать отношения со сверстниками в разных сферах театрализованной деятельности;

-предоставляем возможности проявить социальные навыки в разных видах деятельности.

Поддержка детской инициативы. Например, готовясь к драматизации сказки «Теремок», дети самостоятельно выбирали роли и партнеров по сказке. После чего, они согласовывали, кто кем будет. Далее мы обсуждали, какие атрибуты и декорации будем использовать. Дети сами выбрали тот, домик, который захотели. Отыскали ели, желая поставить домик в лесу. Дети все подготовили сами, а мы лишь направляли и поддерживали их инициативу. Дети самостоятельно отобрали костюмы для каждого героя, помогали друг другу аккуратно их одевать. Тот же самый алгоритм работы наблюдался при драматизации сказки «Три медведя», которую в дальнейшем показывали родителям и детям других групп детского сада.

Мы рассмотрели условия для поддержки творческой инициативы, теперь рассмотрим какие условия взрослые могут предоставить для творческого самовыражения.

Взрослые предоставляют возможность для творческого самовыражения:

-в процессе работы по театрализованной деятельности поощряем детей импровизировать в играх (придумывать сюжеты, вводить оригинальных персонажей в традиционные игры);

-поощряем общение друг с другом;

-поощряем к самостоятельно организованной музыкальной театрализованной деятельности детей.

Творческое самовыражение. Например, готовясь к драматизации сказки Сутеева «Кто сказал Мяу?», нами были созданы условия для реализации самовыражения детей: подготовлены костюмы и атрибуты для сказки. Дети с интересом прослушали сказку и активно обсуждали характер и поведение героев сказки. Затем они примиряли героев на себя, какие они могли бы исполнить роли. Кроме того, у каждого ребенка герой имел индивидуальные особенности: у кого-то щенок был озорной, умный и забавный, у другого – очень серьезный, ответственный.

Мы рассмотрели, как взрослые предоставляют детям возможность для творческого самовыражения. Теперь поговорим, как взрослые поощряют творческую инициативу детей.

Взрослые поощряют творческую инициативу детей:

-поддерживаем стремление проводить свободное время за разнообразной творческой деятельностью (драматизацией различных сказок, миниатюр, этюдов);

-поощряем стремление к свободному выбору сюжета в театрализованной игре (дети могут изменить сюжет игры, внести других героев);

-поощряем стремление детей изготавливать декорации для театрализованных игр (деревья, домики, цветы, фрукты, овощи).

Творческая инициатива. Когда у детей имеются затруднения, и  они не могут самостоятельно предложить движения определенного героя, тогда взрослые приходят им на помощь, как это было при драматизации сказки «Петух и лиса».

Помимо театрализованных игр, творческая инициатива прослеживается и в организации детьми режиссерских игр. Дети используют Лего или другой конструктор для создания замысла сюжета.

Подготовительный этап к драматизации заключается не только в чтении текста и беседе о нем, но и в игре детей в настольные театры, например «Маша и медведь». Кроме того, дети самостоятельно водили хороводы и пели.

Театрализованная игра рассчитана на активное участие ребенка, знания в которой мы преподносим в виде проблемной ситуации, разрешаемые взрослыми ребенком в совместных активных поисках, и каждое новое решение творческой задачи обязательно поощряется.

 В своей работе широко используем такие игры «Что ты слышишь?», «Запомни фото», «Передай позу», «Веселые обезьянки». При переходе от театральных игр к работе над этюдами мы включаем специальные театральные игры, которые направлены на развитие воображения и фантазии.

Большое место в поддержке и инициативе детей уделено музыке, так как музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску. Благоприятно воздействуют на ребенка, направляют его чувства и мысли, побуждают выполнять движения. В своей работе мы идем не только от драматического образа, но и от музыкального: «Снежинки могут двигаться стремительно или плавно», «Колобок может бегать, подпрыгивая или катиться ровно», «Гуси могут шагать или летать». все движения и образы детям подсказывает музыка.

В самом начале своей работы мы брали более простые упражнения и игры. Например, такие: «Вот он какой», «Лентяи простаки», «Хомячок молчун». Однако некоторые дети были зажаты и стеснительны, они боялись выражать свои эмоции и чувства. Мы понимали, что они отказываются из-за боязни быть неловкими и неуклюжими, боялись, что их засмеют. Немало усилий нужно было приложить, для того чтобы они согласились быть «грибом» в игре «Король боровик». Большую роль также сыграли правильно подобранные атрибуты. Кроме того, мы побуждали детей задуматься над вопросами подобного характера: кем тебе больше нравится быть: совой или филином? Почему?

Благодаря систематическим упражнениям, играм, индивидуальным занятиям детям становилось проще выражать свои эмоции, а это в свою очередь помогало им иметь выразительный образ героя или персонажа.

Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности поощряя исполнительское и музыкально-двигательное творчество детей, их импровизации средствами мимики, пантомимы, импровизации в пении, игре на музыкальных инструментах.

Когда дети овладели несложными эмоциями, научились воспроизводить в своей деятельности, мы взяли более сложные упражнения на развитие мимики. Первоначально детям очень сложно расслабить мышцы рук в кистях, локтях, действовать с партнером, но постепенно дети преодолевают скованность и мы переходим в работе к музыкально-пластическим импровизациям, где дети с помощью мимики, жести, пластики тела создают этюды на любую заданную тему. Например, «Осенние листья», «Бабочка», «В стране цветов». В своей работе стремимся добиться того, чтобы дети были не похожи на деревянных кукол.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей осуществляется через:

-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

В практической деятельности мы предоставляем воспитанникам возможность самостоятельного выбора. После чего дети сами выбирают участников. Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку передать образ выбранного героя, ведь у каждого ребенка создается свой образ, и задача взрослого поддержать индивидуальность детей. Благодаря этому дети становятся более самостоятельными и инициативными в музыкально-художественной деятельности.

Теперь, дорогие педагоги, Вашему вниманию предлагаем небольшой отрывок по работе над проявлением чувств и эмоций. В данном отрывке педагог намеренно допускает профессиональные педагогические ошибки, не давая детям возможность быть инициативными и самостоятельными. После просмотра, обсудим в ходе работы небольшого круглого стола данные ошибки.

ПРОСМОТР ВИДЕОСЮЖЕТА И ЕГО ОБСУЖДЕНИЕ.

Теперь предлагаем Вам, принять участие в практической деятельности: а именно, быть участниками занятия, направленного на работу с эмоциями. А затем обсудить его.

НОД ЭМОЦИАЛЬНОГО-ЧУВСТВЕННОГО ПОГРУЖЕНИЯ С УЧАСТИЕМ ПЕДАГОГОВ И ЕГО ОБСУЖДЕНИЕ.

Прошу Вас, оценить работу в мастер-классе на доске с помощью соответствующих смайликов. Обозначения указаны.

Благодарю за работу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»«Расскажи – и я забуду»,Покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через игровую деятельность»

Мастер-класс посвящен актуальной теме развития инициативности; рассмотрены условия, содержание и формы игровой деятельности, оказывающие влияние на самостоятельность и инициативность дошкольников. ...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...