Методическая разработка мастер-класса «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»
методическая разработка по теме

Голдырева Татьяна Николаевна

с педагогами детских дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мастер-класса

Голдыревой Татьяны Николаевны

воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад»

Тема. «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»

Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дошкольного возраста.

Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.

Задачи:

  • познакомить педагогов с технологией изготовления лэпбука;
  • повысить уровень мастерства педагогов.

Оборудование: лэпбуки «Осень», «Четыре стихии»; раздаточный материал – заготовки лэпбуков, картинки по темам «Для милой мамочки!», «Зимушка-зима», «Дорожная азбука»,  раскраски, книжка с загадками, стихи, фломастеры (3 набора), цветные карандаши (3 набора), простые карандаши (10 шт.), цветная бумага, салфетки влажные (3 шт.), салфетки бумажные, ножницы (9 шт.), клей (6 шт.), ручки (10 шт.), разные линейки, дыроколы (3 шт.), тесьма, гуашь, печатки, разные скотчи.

Продолжительность: 30 минут.

Этапы   работы:

  • организационный 3 минуты;
  • теоретический 5минут;
  • практический 17 минут;
  • заключительный 5минут.

Планируемый результат:

  • информирование педагогического сообщества о технологии изготовления лэпбука;
  • психологическая готовность педагогов к работе в новых условиях.

Ход мастер-класса

  1. Организационный этап

Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Тема мастер-класса «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»

- Что такое инициатива?

Инициатива – это активность в начинании нового дела, вовлекая туда окружающих людей.

Обратимся к нормативно-правовым документам.

Социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, сформулирован в Конституции РФ, в «Концепции модернизации Российского образования», в Законе РФ «Об образовании в РФ» и других нормативных документах РФ.

В ФГОС указывается, что один из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- Где проявляется инициатива ребёнка?

Инициативность ярче всего проявляется в общении, игре, экспериментировании, в продуктивных видах деятельности.  

Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Ребёнок умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, но, когда ребёнок не проявляет инициативы взрослым нужно принимать меры.

 И моя задача как воспитателя – создать ситуации, которые побуждают его активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений. Я стараюсь при первых затруднениях не спешить на помощь к ребёнку, а лучше дам совет, задам наводящий вопрос, который поможет ему активизировать свой имеющийся опыт, нацелит на поиск решения, тем самым вызовет у ребёнка чувство гордости от успешных действий.

Однако, чтобы поддержать детскую инициативу нужно создать условия.

- Какие условия необходимы для поддержки инициативы?

- разнообразная предметно-развивающая среда, которая должна постоянно меняться.

- выбор ребёнком сотоварищей (сотворцов);

- обращение ребёнка к взрослым на основе собственного побуждения;

- стремление ребёнка выразить результат в продуктивных видах деятельности (рисунках, схемах, постройках).  В настоящее время существует множество игр, материалов для развития детей.

Изучая методическую литературу столкнулась с интересным современным, развивающим пособием для детей, которое меня заинтересовало.  Оно многофункционально и направлено на поддержку детской инициативы, называется лэпбук. 

Данное пособие я использую в работе с дошкольниками и нахожу его эффективным.

  1. Теоретическая часть

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.

Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. 

Показ лэпбука

Это дидактическое пособие воспитателя, отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.

В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

- Как изготовить лэпбук?

Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.

Итак, для изготовления лэпбука нам понадобится какой-то плотный материал или картон.

  • Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму шкафа, причем дверцы могут быть симметричные или ассиметричные.  При необходимости обклеить бумагой, (самоклеящейся пленкой).
  • Сделать различные кармашки разной формы и величины.

В каждом кармашке – игра, или набор материалов по теме.

  • Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы лэпбука.

  1. Практическая часть

- Был ли у вас опыт изготовления лэпбука? по какой теме?

Тогда вам не составит большого труда изготовить его. И придумать задания, игры для детей по определенной теме. Темы наших лэпбуков:

«Для милой мамочки!» (подарки маме, одень маму, профессии мам, составь маме бусы, букет для мамы);

«Зимушка-зима»;

«Дорожная азбука».  

- Перед тем, как вы приступите к работе вам нужно разделиться на подгруппы, разделимся с помощью карточек.

На тарелочке карточки: яблоко, снежинка, машинка. (Жребий) 

- Занимайте свои места, согласно вытянутой карточки.

(педагоги рассаживаются за столы)

- Распределите, кто какую работу выполняет (оформление, приклеивание кармашков, придумывание игр).

Все материалы у вас на столе.

По окончании вы должны представить свою интерактивную книгу.

- Нам важно понять принцип формирования содержания лэпбука, на работу вам дается 10 мин.

(самостоятельная деятельность педагогов)

- Представьте свой лэпбук.

- На какую инициативу он направлен?

(познавательную, художественно-эстетическую, -общение; -игра; -познавательно-исследовательская деятельность; - проектная деятельность; - продуктивная деятельность; - коммуникативная и др.).

  1.  Мастер-класс для педагогов подошел к завершению.

- Уважаемые коллеги прошу вас ответить на несколько вопросов.

Заполните «Лист обратной связи». (педагоги заполняют)

- Может кто-то хочет озвучить?

Итак, детская инициатива выражается не в том, что ребёнок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Ричард Брэнсон «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки». 

Спасибо за плодотворную работу!!!

Приложение

Лист обратной связи

  1. Продолжите фразу, используя только прилагательные:

Мастер-класс (какой?)__________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

  1. Напишите фразу-пожелание ведущему мастер-класса начиная с    

глагола _________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Готовы ли Вы применять увиденное в своей деятельности?

(нужное подчеркнуть)

- Да, прямо сегодня.

- Да в ближайшем будущем.

- Да, но изучив всё досконально.

- Да, но не всё.

- Нет не буду.

- Пока не знаю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.Задачи:...

Мастер-класс для педагогов "Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы"

Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы....

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «Использование техники «мандала» в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство поддержки детской инициативы».

МАСТЕР-КЛАССТЕМА: «Использование техники «мандала» в работе с детьми                 старшего  до...

«Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука...