«Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»
методическая разработка

Cопина Ирина Анатольевна

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_lepbuk.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.

Задачи:

1. Познакомить с технологией лэпбук.

2. Показать возможности технологии лэпбук в систематизации, структурировании информации.

3. Повысить уровень мастерства педагогов.

Слайд 1.

Разрешите представиться: ВОСПИТАТЕЛЬ: Сопина Ирина Анатольевна.

Слайд 2.

Ход мастер класса:

1. Вводная часть

Тема: мастер-класса «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»

- Что такое инициатива?

Инициатива – это активность в начинании нового дела, вовлекая туда окружающих людей.

- Где проявляется инициатива ребёнка?

Инициативность ярче всего проявляется в общении, игре, экспериментировании, в продуктивных видах деятельности.

Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Ребёнок умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, но, когда ребёнок не проявляет инициативы взрослым нужно принимать меры.

И задача взрослых – создать ситуации, которые побуждают его активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений.

Однако чтобы поддержать детскую инициативу нужно создать условия:

- разнообразная предметно-развивающая среда, которая должна постоянно меняться.

- выбор ребёнком сотоварищей (сотворцов);

- обращение ребёнка к взрослым на основе собственного побуждения;

- стремление ребёнка выразить результат в продуктивных видах деятельности (рисунках, схемах, постройках). В настоящее время существует множество игр, материалов для развития детей.

Изучая методическую литературу, столкнулись с интересным современным, развивающим пособием для детей, которое нас заинтересовало. Оно многофункционально и направлено на поддержку детской инициативы, называется лэпбук.

Слайд 3.

Данное пособие мы используем в работе с дошкольниками и считаем его эффективным.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга»(lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.

Лэпбук – Это небольшая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по какой-то определённой теме.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛЭПБУК?

Слайд 4

  1. Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Лэпбук :

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Слайд 5

2. Лэпбук – разновидность метода проекта

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

• 1 целеполагание (выбор темы)

• 2 разработка лэпбука (составление плана)

• 3 выполнение (практическая часть)

• 4 подведение итогов

При этом ЛЭПБУК - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнения заданий и др., которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.

Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.

3.Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательско-познавательной деятельности.

Слайд 6.

Лэпбук

  • Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
  • Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку!
  • Помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал)
  • Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал;
  • Это просто интересное и творческое занятие!

Слайд 7.

ЛЭПБУК - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

• организационную (экскурсии, походы);

• техническую (фото, видео);

• информационную (сбор информации для лэпбука);

• мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  КАК ИЗГОТОВИТЬ ЛЭПБУК?

Создание лэпбука – это длительный процесс, растянут во времени.

Многие педагоги не знают, как можно самостоятельно сделать лэпбук. С чего начать? Как разработать все детали папки - окошки, кармашки, конвертики? Как своими руками изготовить шаблон? В сегодняшнем мастер-классе мы постараемся дать ответы на эти вопросы. 

Выбираем Тему для лэпбука

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы.

План

Далее надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Макет
Следующий этап самый интересный: надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Продумать кармашки: их форму, что в них будет располагаться (фигурные кармашки, конвертики обычные или фигурные, вращающиеся круги, книжки простые, книжка-гармошка, блокнотик разрезной, блокнотик со страницами разной длины, лист, сложенный в два раза, лист, сложенный в четыре раза, полоса, сложенная в несколько раз).

Создание шаблона

Теперь дело за малым - в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.

Можно делать в любой компьютерной программе, можно нарисовать. Рисовать чертеж от руки даже удобнее - меньше шансов промахнуться и что-то не учесть.

Лэпбук - это папка формата А3, А4, чтобы умещалась на коленях у ребенка. Это хорошо, когда детей мало, а папок много. Мы используем разные папки и коробки побольше. Это позволяет детям использовать Лэпбук совместно, рассаживаться с разных сторон.

Вы можете сейчас посмотреть Лэпбуки, которые мы изготовили силами нашей группы.

Но отдельно хочу обратить ваше внимание на то, что создавая Лэпбуки как накопительный материал, итоговый продукт проектной деятельности пока наши дети были младшего и среднего возраста, сейчас мы решили попробовать как раз самостоятельное изготовление детьми Лэпбуков.

Для этого нужна фантазия и разнообразный материальный материал,

У каждого свое видение, как должен выглядеть Лэпбук

Лэпбук - это папка размером формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией

Из чего состоит лэпбук?

Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией

по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации

С чего начинать?

• тема;

• план;

• макет;

• оформление.

Выбор темы:

тема должна быть

• интересна ребенку;

• выполнима (соответствовать возрасту);

• оригинальна.

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего выбирать частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Животные". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное животное и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее. С другой стороны, можно сделать обзорный лэпбук на очень общую тему "Экология", потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и лэпбук призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее.

Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

Макет:

Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать (начертить) на листе, сложенном в виде ЛЭПБУКА. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий.

И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Вам понадобятся такие материалы:

• Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую (кое-где она продается, а можно сделать своими руками.

• Обычная бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.

• Ножницы.

• Клей-карандаш для бумаги.

• Стиплер.

• Скотч.

Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Наполняем. Презентуем. Затем выполняем все задания, фиксируем достигнутые знания, наблюдения и т. д.

Лэпбук - это средство для повышения педагогического мастерства, проявления креативности, компетентности педагога

• знакомство с готовыми образцами лэпбуков

II часть Практическая – Изготовление ЛЭПБУКА

Сейчас мы приглашаем вас к совместному творчеству. Предлагаем вам


При анализе работы с дошкольниками были выявлены следующие проблемы:

  • Отсутствие объектов наблюдения (зоопарков, музеев, планетариев) в нашем городе.
  • Необходимость пополнения наглядного материала и методического сопровождения.

При анализе работы с родителями были выявлены следующие проблемы :

  • Нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве.

Для решения выявленных проблем мы выбрали технологию проектной деятельности. Педагогические проекты, ставшие основной технологией современного дошкольного образования, направлены на стимуляцию развития личностных качеств, как детей, так и взрослых. Кроме этого, они позволяют:

  • объединить детей, родителей и педагогов в решение образовательных задач;
  • использовать множество различных дидактических подходов;
  • поддерживать педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносить удовлетворение всем участникам проекта, видящим продукт своего труда.

Результат:

  •   Пополнение знаний по тематике лэпбуков;
  •   Пополнение наглядного материала;
  •   Создание коллекции лэпбуков

Заключение

Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Педагогам вручается буклет-памятка по изготовлению ЛЭПБУКА.

Спасибо за внимание!

                                       Литература


1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

2. Лэпбуки. Это интересно. http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html 

3. https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/ 

4. http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html 

5. http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki 

6. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.Задачи:...

Мастер-класс для педагогов "Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы"

Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы....

"Проектный метод-средство поддержки детской инициативы"

Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостояте...