Опыт работы по теме " Говорящая среда в физкультурном зале детского сада как эффективное средство поддержки детской инициативы"
учебно-методический материал по физкультуре

Учитывая современные тенденции дошкольного образования, одним из главных направлений своей работы я определила – создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности обучающихся старшего дошкольного возраста посредством гибкого планирования физкультурных занятий и организации «говорящей» среды («говорящая» среда – это такая среда, которая как будто разговаривает с ребенком и может выстраивать отношения с ним напрямую практически без участия взрослого) физкультурного зала. Прислушиваясь к «голосу ребенка», я могу выявлять интересы и потребности каждого воспитанника и адаптировать образовательную деятельность в соответствии с их запросами; определять ту часть занятия или вид деятельности, в которых дети хотят проявить инициативу и самостоятельность и предоставить им такую возможность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Говорящая среда

в физкультурном  зале детского сада

как эффективное средство поддержки детской инициативы»

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Поддержка детской инициативы является так же необходимым условием для создания социальной ситуации развития дошкольника.

О «говорящей» среде в групповых пространствах в последнее время говорится достаточно много. Но что касается пространства за пределами группы, как дело обстоит здесь.

«Говорящая» среда в физкультурном  зале, так же как и в группах – это необходимые условия для раскрытия собственного потенциала, возможность проявить активность, инициативность, понять свою значимость. Именно этим должны руководствоваться педагоги, создавая вместе с воспитанниками  «говорящую» среду.

Далее рассмотрим элементы говорящей среды наглядно.                                                               Первым этапом по внедрению «Говорящих стен» стал МАДбординг «доски мотивации». С начала я познакомила ребят с доской, рассказала что это, для чего она нужна.  

Следующий этап внедрения «Говорящих стен» стали карточки-схемы» Ребята в подготовительных группах на второй неделе выполняют  общеразвивающие упражнения  используя  карточки – схемы.

При проведении основных видов движений тоже использую карточки – схемы по которым ребята сами расставляют необходимый инвентарь и выполняют упражнения без  указаний педагога.

Говорящая среда  в физкультурном зале детского сада может принимать различные формы и включать в себя множество элементов, которые стимулируют активность и интерес детей к физической культуре.  

Места для публикации -  в  физкультурном зале необходимо место, где ребята могут выставить свои готовые продукты (рисунки, планы, тематические карточки и т.д.).

Так же одним из удачных вариантов может стать мобильное место для публикации (ширма и ленточный складной объемный домик), которое можно перемещать в удобное для деятельности и мероприятия место. Ребята сами выбирают какое из этих мест будут использовать, в зависимости от мероприятия или потребности.                                                                                                  В нашем детском саду перед физкультурным  залом так же имеется уголок «Приветствия». Здесь ребята могут  выбрать способ приветствия и поздороваться с инструктором по физической культуре.

Инструменты, позволяющие услышать «голос» ребенка (опросники). Еще один элемент «говорящей среды», который позволяет увидеть, какие разные наши воспитанники и как по-разному они мыслят и чувствуют. Опросники - это, как правило, листы бумаги с таблицей, в которых написаны или нарисованы актуальные вопросы и места для детских ответов. Ответы могут быть как «+ или –»,  либо для старшего возраста предполагается вписывание буквами.

Украшение зала детьми и по их задумке. Украшения могут быть как долгосрочными (на несколько месяцев), так и краткосрочные (к определенному событию). Например, украшение ко Дню здоровья, к спортивным соревнованиям, оформление фотозоны по задумке детей и выполнение детскими руками с возможной помощью взрослого если необходимо. 

Правила. Как и в группах в физкультурном  зале могут быть  «Правила физкультурного  зала».  В группе в свободной деятельности дети нарисовали рисунки, на которых изображены правила: Что нужно делать и чего нельзя делать в физкультурном зале. Потом мы наклеили рисунки на доску.  Для чего они нужны? Они создают барьер безопасности для проявления детской самостоятельности

  Доски выбора. В рамках проектной деятельности, и не только, неотъемлемым элементом является планирование. Узкие специалисты так же должны предоставить возможность планирования с помощью выбора деятельности детьми. В зале могут быть одна или две небольшие магнитно-маркерные доски, одна для младших групп, вторая для старших. Малыши могут выстраивать деятельность с помощью картинок (что они хотят сначала выполнить на физкультурном занятии, что потом), старшие могут записать. Таким образом, педагог может поддержать интерес ребят (они же сами запланировали), но в то же время выполнить все этапы образовательной деятельности по плану. Иногда мнения ребят могут расходиться. В этой ситуации  помогают педагоги, сообщая, кого из ребят можно поощрить в данный день и  именно этот ребенок выбирает, как поступить. Именно так  индивидуально можно найти выход в таких ситуациях. 

Рефлексивное дерево ( доска, солнышко, ширма и т.д.). В конце занятия ребята по желанию могут оставить «свое яблочко»( «лучик», «сердечко» и прочее) на дереве с отзывом. Это может быть собственный нарисованный смайлик на стикере, либо готовый напечатанный.

Продукты детской деятельности. Воплощая детскую инициативу,  совместно с детьми и родителями, можно расширять говорящую среду, создавая игры, атрибуты. Это могут быть игрушки сделанные детьми, инвентарь, украшения, дидактические игры и тематические карточки и т.д. Все изготовляется детьми и по их задумке и служит украшением зала.


- Задания на карточках: На стене могут размещаться карточки с заданиями, например, "10 приседаний", "прыжки на месте в течение 30 секунд", "пробежать 5 кругов вокруг зала". Дети могут выбирать карточку, выполнять задание и отмечать его выполнение.

- Игра «Найдите пару»: На стене размещены карточки с изображениями различных спортивных предметов и животных. Дети должны найти пары (например, мяч и пингвина, который играет в футбол) и выполнять физические действия, связанные с каждой парой.

- Зона с физическими упражнениями: Разделение стены на сегменты, где каждый сегмент представляет собой сектор с различными физическими упражнениями (акробатика,  метание, бег, прыжки и т.д.). Дети могут выбирать, какое упражнение они хотят выполнить.


- Игра «Спортивный кроссворд»: На стене расположены буквы, из которых дети могут составить слова, связанные со спортом или здоровым образом жизни. Каждый раз, когда они находят слово, они выполняют физическое задание.

-Игра «Спортивный кубик»: на стене расположены карточки с  заданиями (в ряде 6 штук карточек). Ребенок бросает кубик и выполняет задание по карточкам.

- Календарь физической активности: Стена может содержать календарь, на котором назначены дни для различных видов спортивной активности (например, "Занятия йогой", "День бега", "Занятия танцами"). Дети могут отмечать свои достижения.

- Тематические недели: По неделям могут быть представлены различные спортивные темы (например, неделя футбола, неделя прыжков и т.д.), с заданиями, связанными именно с этой темой.

- Доска достижений: На стене можно разместить специальный уголок для достижения детей, где будут вывешены их фото или имена с достижениями (например, "Самый высокий  прыжок" или "Лучший спринтер").

- Зона  «Мои победы». На  стене находятся медали с достижениями в разных видах спорта. Дети отмечают свои победы при помощи именных прищепок (скрепок)


- Отзывы и предложения: Раздел, где дети могут написать или нарисовать, что им нравится в физкультуре, а также что они бы хотели попробовать. Это может быть сделано с помощью стикеров или магнитов.

- Фотографии и постеры: Уголок с постерами известных спортсменов, которые вдохновляют детей заниматься физической активностью. Можно добавить краткую информацию о достижениях этих спортсменов.

Говорящая стена в физкультурном зале детского сада предоставляет множество возможностей для активного вовлечения детей в физическую культуру. Главная цель таких элементов — создать интересную и мотивирующую среду, способствующую развитию двигательной активности, командного духа и желания заниматься спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Организация конкурсов для детей в детском саду как способ поддержки детской инициативы.

В статье описывается работа детского сада по поддержке детской инициативы через организацию конкурсов....

Опыт работы по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду"

Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным сп...

Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным вид...

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...

Опыт работы «Коворкинг-технология: «Говорящая среда в дошкольном образовательном учреждении» как основа развития функциональной грамотности».

21 августа на базе школы N5 г.Тюмени состоялась методическая сессия для руководителей ДОУ «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в современных условиях». ...