Главные вкладки

    Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
    методическая разработка по теме

    Гринбаум Елена Евгеньевна

    Тема доклада :

    Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольника

    Современная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательного воздействия на ребенка, среди которых особо выделяется театрализованная деятельность детей.  Ее значение, как мы убедились, огромно.

    Театральное искусство, как известно, имеет синтетический характер: здесь музыка и танец, слово и изобразительная деятельность. В театрализованной деятельности у детей формируются такие психические процессы  как память, внимание, мышление… В ней же формируются у детей социальные навыки поведения, поскольку каждое произведение, которое становится основой для игр-драматизаций и театральных постановок дошкольников, созданное для детей, всегда имеет морально-нравственную направленность.  

    Театрализованная деятельность дает возможность понять окружающий мир не только умом, но и сердцем, выразить собственное отношение к категориям «добро» и «зло», «верность» и «предательство», «красота» и «уродство».

               Красота, прекрасное… Борис Тимофеевич Лихачев определил эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Известно из практики, что дошкольники не только способны реагировать на красоту окружающей обстановки, природы, музыки, поэзии, но и стремятся создавать ее в рисунке, поделке, в разных видах игр. Формирование эстетических чувств – одна из важнейших сторон воспитательного процесса. Эстетическое воспитание и, как следствие, эстетическое развитие, обогащает эмоциональную сферу ребенка, влияет на становление нравственности, активизирует потребность в познании. Мы задали себе вопрос: как можно использовать театрализованную деятельность в формировании и развитии эстетических чувств, эстетического вкуса детей дошкольного возраста?

           Не имея достаточных знаний и умений, дети в детском саду выстраивают театрализованную игру примитивно, что не может в полной мере способствовать развитию личностных качеств. Следовательно, необходима целенаправленная работа педагога в данном направлении.

    В нашем детском саду особое внимание уделяется организации предметно-пространственной среды, наталкивающей детей на театрально-игровую деятельность. При организации среды учитываются:

    - индивидуальные особенности детей, их потребности, предпочтения;

    - любознательность и свобода выбора (даются возможности для экспериментирования и моделирования посредством использования различных видов театра, предметов-заместителей, природного материала, которые расположены на видном месте и постоянно обновляются);

    - возрастные и гендерные особенности (например, в младших возрастных группах полифункциональные предметы «подкладываются» в готовые театральные наборы, у старших дошкольников они расположены отдельно);

    - эстетика предметов, составляющих среду (известно, что невозможно научить ребенка видеть прекрасное, окружив его некачественными, неприятными взгляду вещами).

        В содержание работы входит:

    - знакомство с различными видами театра, театральными профессиями;

    - ознакомление с правилами поведения в учреждениях культуры;

    - просмотр спектаклей и беседы по их содержанию, оформлению декораций;

    - упражнения по формированию выразительности речи и исполнения ролей;

    - подготовка и проведение игр-драматизаций.

    В каждом из этапов работы нами отмечаются эстетические составляющие деятельности и окружения, например, красота элемента костюма, оборота речи, качественное оформление декораций и тому подобное.

        Приведем следующий пример. С детьми проводилась беседа на тему: Планирование цветового решения театральной постановки (за основу взята подготовка к игре-драматизации по сказке «Волк и семеро козлят»).

      Во-первых, мы учитывали, что цветовое оформление костюмов, декораций очень важно, так как должно быть приятным взгляду зрителей, вызывать положительное отношение к постановке в целом и отражать особенности характеров героев.

      Во-вторых, выбор цветового решения каждой постановки определяется несколькими факторами: атмосферой пьесы, географией места действия, историческим периодом, в котором развертываются события, описываемым классом общества. Сказка «Волк и семеро козлят» - сказка Братьев Гримм, но получила распространение в России в XIX веке, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «русской народной сказки», соответственно, вся атрибутика должна отражать характер того времени. Звери – это образ людей того времени, следовательно, костюмы, помимо шапочек – мордочек, это традиционный русский сарафан мамы-Козы и косоворотки мужских персонажей - Козлят, Волка, Кузнеца.

      В-третьих, необходимо тщательно обсудить последовательно по каждой сцене все предложения детей. В данной беседе дети предлагали помимо основного костюма надеть Волку дополнительно черный плащ «как Кощею», а Козе – «корону», имея в виду кокошник. Обговорили различные ключевые моменты, чтобы найти соответствующее тональное и цветовое решение и определить, какой цвет сможет эти  моменты усилить или ослабить. В данной сказке Волк – персонаж отрицательный, мрачный, следовательно, цветовая гамма соответствующая – сине-серо-черная. Вместе с тем, это один из основных героев – сам образ яркий, выделяющийся. Мама-Коза – добрая, ласковая, нежная, соответственно, цветовая гамма ее наряда – это теплые оттенки, но и яркие (розовый, красный, оранжевый).

      В-четвертых, мы предложили детям нарисовать действующих лиц  и сгруппировать их по мере того, как они будут появляться в различных сценах по ходу представления. Эти маленькие цветовые пятна могут передать характер действующих лиц.

       В-пятых,  необходимо с самого начала решить, какой цвет в постановке будет ведущим и нужно ли сокращать или расширять цветовую гамму в соответствии с развитием событий. Ребята решили, что главный цвет – гамма, отраженная в костюме мамы-Козы, так как она «добрая». Понятие «доброта» дошкольники отождествляют с понятием «красота», «эстетика», соответственно, происходит формирование эстетического вкуса. Изменять цветовую гамму (переодевать персонажей) отказались. Необходимо добиться хотя бы некоторого единства восприятия всех действующих лиц, что было достигнуто все тем же русским стилем одежды.

       Исходя из проведенной с детьми работы мы еще раз убедились в том, что театрализованная деятельность в детском саду учит дошкольников видеть прекрасное в людях и окружающих их вещах, следовательно, формирует эстетическое отношение к действительности и развивает эстетический вкус детей.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentaciya_estetika.pptx2.57 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольника

    Слайд 2

    Предметно-пространственная среда


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Результаты работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 202» Ленинского района г. Саратова по реализации экологообразовательного проекта «Растем вместе с комнатными растениями» в рамках участия в опытно-экспериментальной деятельности.

    С начала 2010 учебного года на базе МДОУ «Детский сад № 202» «Колобок» совместно с педагогическим институтом СГУ им. Н.Г.Чернышевского» успешно реализуется программа эксперимента «Формирование э...

    Программа работы педагогического коллектива «Защита прав и достоинств маленького ребенка: усилия семьи и детского сада"

    Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным ...

    Работа с педагогическим коллективом по реализации федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях

    В статье рассматривается проблема - как организовать методическую работу в ДОУ  по реализации ФГТ так, чтобы эта работа была наиболее эффективной...

    Выступление на педагогическом часе. «ТРИЗ. Его инструментарий в применении к НОД в детском саду»

    Выступление на педагогическом часе.«ТРИЗ. Его инструментарий в применении к НОД в детском саду»...

    Преодоление трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации детей к условиям детского сада при реализации ФГОС.

    Преодоление  трудностей в работе педагогического коллектива по организации проведению адаптации  детей к условиям детского сада при реализации ФГОС....

    Статья на тему: «Научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори »

    Актуальность работы обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями. Использование педагогической системы М.Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности работы, макси...