Программа работы педагогического коллектива «Защита прав и достоинств маленького ребенка: усилия семьи и детского сада"
рабочая программа на тему

 

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

    В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 год – Декларация прав ребенка.

1989 год – Конвенция о правах ребенка.

1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

    Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

    Реализация прав ребенка включает:

- защиту от всех форм жестокого обращения,

- права на охрану здоровья,

- защиту его права на образование,

- права на игру,

- права на сохранение своей индивидуальности.

Основные направления и содержание работы

педагога – психолога по реализации прав ребенка


ДИАГНОСТИКА


ПСИХО – ПРОФИЛАКТИКА


КОРРЕКЦИЯ

Детей


- особенности личностного развития (самооценка, притязания, тревожность, агрессия, страхи и т.д.)

С детьми


- формирование социально-значимых потребностей и коммуникативных навыков,

- знакомство дошкольников с их правами

У детей


- негативных личностных свойств и качеств,

- негативных эмоциональных проявлений

Родителей


- родительские установки,

- способы воспитательного воздействия,

- степень агрессивности,

- характер внутрисемейных отношений.

       С родителями


- знакомство с особенностями психического развития ребенка на разных возрастных этапах,

- знакомство с лучшим опытом семейного воспитания.


       У родителей


- установок  по отношению к ребенку в семье,

- родительской позиции в ее основных характеристиках (адекватность, динамичность, прогностичность).

Педагогов


- тип направленности личности педагога,

- коммуникативные позиции,

- стиль взаимодействия с детьми.

       С педагогами


- оказывание психологической помощи в создании имиджа педагога – профессионала,

- информирование об основных закономерностях психического развития ребенка и его индивидуальных проявлениях на разных стадиях развития.

          У педагогов


- стиля взаимодействия с детьми,

- коммуникативных навыков.









ПРОГРАММА РАБОТЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

МДОУ – 77

«Защита прав и достоинств маленького ребенка:

усилия семьи и детского сада»

    «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада», призвана оказывать помощь педагогам в осмыслении, принятии и реализации статей Конвенции о правах ребенка в системе работы МДОУ.

    Цель:

  1. Ознакомление работников МДОУ с основными положениями Конвенции о правах ребенка, нормативно-законодательными актами Российской Федерации и содействие в их реализации;
  2. Выполнение прав ребенка в МДОУ;
  3. Объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребенка;
  4. Проведение профилактической, диагностической и коррекционной работы по защите прав ребенка.

Задача:

    Разработка и апробация программно – методического, организационно – методического материала по работе с педагогическим коллективом МДОУ.

План реализации Конвенции о правах ребенка

 в работе с педагогами МДОУ

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

ОТВЕТСТВ.

1. Подготови-

тельный

2007-2008г.

1. Организация творческой группы.

2. Подбор материалов по Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовых документов Российской Федерации.

3. Первичный мониторинг личностного отношения к правам ребенка в педагогическом коллективе.

4. Диагностическое обследование родителей с целью выявления отношения к правам и достоинству маленького ребенка.

5. Разработка теоретического семинара по теме: «Защита прав и достоинства маленького ребенка».

Зам.зав.ВМР







Воспитатели



Психолог


2. Практиче-ский

2009-2010г.

1. Проведение семинара – практикума с педагогами МДОУ.

2. Проведение стартовой диагностики.

3. Мониторинг результативности теоретического семинара в практической деятельности педагогов.

4. Обобщение опыта работы воспитателей по реализации Конвенции о правах ребенка.

5. Организация индивидуальных консультаций педагогов.

Психолог



Зам.зав.ВМР

3. Внедренче-ский

2010г.

1. Организация работы с родителями по защите прав и достоинства ребенка.

2. Информирование педагогической общественности и родителей о результатах работы.

Педагоги

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

(2года)

ТЕМА: Защита прав и достоинства маленького ребенка.

 Координация усилий семьи и детского сада.

Занятие № 1.

Тема: Защита прав и достоинств ребенка.

1. Законодательно – правовая база по охране детства.

2. Взгляд отечественных и зарубежных педагогов на вопросы защиты прав и достоинств ребенка.

3. Ваше мнение: «Как реализовать Конвенцию о правах ребенка».

Занятие № 2.

Тема: Анализ статей Конвенции о правах ребенка.

1. Личностное понимание Конвенции.

2. Пути претворения в жизнь основных положений Конвенции о правах ребенка в «Программе воспитания и обучения в детском саду».

3. Оценка педагогом своей работы по реализации статей Конвенции.

Занятие № 3.

Тема: Методики выявления особенностей семейного воспитания и отношения в семье.

Методология обследования семей (совокупность приемов исследования):

- анкетирование;

- методика измерения родительских установок и реакций;

- методика «Семейный тест отношений»;

- методика измерения самооценки по Дембо-Рубинштейн.

Занятие № 4.

Тема: Дифференцированный подход в формах и методах работы.

1. Современные эффективные методики поведения отказа от девиантных поведенческих штампов.

2. Формы работы с учетом особенностей разных типов семей.

Занятие № 5.

Тема: Проективная методика взаимодействия с семьей по реализации прав и достоинств ребенка.

1. Поиск активных форм взаимодействия с семьей по защите прав и достоинств ребенка.

2. Защита перспективного плана работы с семьей.

Занятие № 6.

Тема: Развитие у ребенка основ правового сознания.

1. Формы работы с детьми.

2. Приемы реализации системы работы в разных видах деятельности:

- в системе организованных занятий;

- в совместной деятельности;

- индивидуальная работа с ребенком.

Педагогическое мастерство.

Цель: Разработка и апробация нетрадиционных эффективных форм координации усилий детского сада и семьи по защите прав и достоинства ребенка.

  1. Анкетирование родителей.
  2. Анкетирование педагогов «Исходный уровень знаний и осмысления Конвенции о правах ребенка».
  3. Разработка и апробация практического материала по теме в системе выполнения комплексной программы.

План работы

СРОКИ

ТЕМА

УЧАСТНИКИ

ОКТЯБРЬ

«Конвенция о правах ребенка».

Ознакомление работников МДОУ с основными положениями Конвенции.

Педагогический коллектив, Психолог

НОЯБРЬ

Нормативно-законодательные акты Российской Федерации.

Педагогический коллектив, Юрист

ДЕКАБРЬ

Выполнение прав ребенка в МДОУ. Анализ деятельности педагогического коллектива.

Педагогический коллектив, Психолог

ЯНВАРЬ

Родители и педагоги. Объединение усилий семьи и МДОУ по выполнению прав ребенка.

Педагогический коллектив, Родители всех групп

ФЕВРАЛЬ

Дети – наше будущее. Проблема здоровья детей в МДОУ.

Педагогический коллектив, Мед.сестра, Педиатр

МАРТ

Защитим детей от… социальные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, грубого обращения, отсутствия заботы.

Педагогический коллектив, Социальный педагог

АПРЕЛЬ

Таланты и личность. Развитие5 личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка.

Педагоги, Психолог

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

 ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕЙ ПО

 ВОСПИТАТЕЛЬНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

С ПЕДАГОГАМИ МДОУ

ФОРМЫ
РАБОТЫ

ТЕМА (ЦЕЛЬ)

СРОКИ

ОТВЕТСТВ.

Производств.

совещание

Формирование единого представления о защите прав детей в МДОУ.

Сентябрь

Заведующая, Зам.зав.ВМР

Семинар

Занятие 1. «Конвенция ООН о правах ребенка. Ее основные положения».

Занятие 2. «Правовой статус ребенка».

Занятие 3. «Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка».

Октябрь-Февраль

Зам.зав.ВМР

Педсовет

Подведение итогов работы по теме: «Создание системы работы по защите прав и достоинства ребенка».

Март

Заведующая,

Зам.зав.ВМР

Консультации

для педагогов

Как помочь ребенку утвердить свое «Я».

Семья и права ребенка.

Наказания и отношения к ним.

Октябрь


Январь

Апрель

Зам.зав.ВМР

Конкурсы

«Шире круг»

«Счастливый случай»

Декабрь

Май

Зам.зав.ВМР

Заседание Т.Г.

Цель: планирование работы по содержанию и формам работы с детьми среднего, старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию.

В течение года

Зам.зав.ВМР

Изучение детей

Выявление детей с проблемами в социально-эмоциональном развитии.

Сентябрь

Психолог

Изучение семей

Изучение семейной микросреды дошкольников: выявление и профилактика нарушения прав ребенка в семье.

Сентябрь

Март (повт)

Психолог,

Воспитатели

Тематический

контроль

Изучение принципов взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Ноябрь

Заведующая, Зам.зав.ВМР

Перспективный план работы с детьми в средней группе

М-Ц

ТЕМА

ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

с

е

н

т

я

б

р

ь

СТ. 7.

«Я и мое имя. Что оно означает?»

Рассказать о происхождении имени, отчества, подвести к выводу о том, что имя человеку необходимо и каждый человек имеет право на имя.

Оформление панно «Наша группа». Оформление альбомов «Кто я?».

Сказки: «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белки».

Инсценировки: В.Антонова «Зайки серые сидят».

Игры: «Назови по имени», «Угадай, кто позвал».

о

к

т

я

б

р

ь

СТ.

7, 9.

«Моя семья»

Ввести понятие «семья». Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей.

Подготовка рисунков к выставке «Моя семья».

Сказки: Ш.Перро «Золушка», С.Маршак «12 месяцев», «Морозко».

Инсценировки: М.Ивенсен «разговор перед сном».

Игры: «Кем ты приходишься своим родным», «Огорчится ли мама если…», «Почему я их люблю».

н

о

я

б

р

ь

СТ.

5,7,18,27.

«Мои мама и папа любят меня»

Познакомить детей с правом на заботу и любовь родителей.

Праздник детей и родителей «Осенины».

Сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Л.Толстой «Три медведя».

Инсценировки: «Перчатки» в переводе Маршака.

Игры: «Семья», «Дочки – матери».

д

е

к

а

б

р

ь

СТ. 16.

«Дом, в котором я живу»

Дать понятие «дом», его функции, разные типы жилья. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища

Оформление рисунков «Мой дом». Совместное праздничное мероприятие «Новый год».

Сказки: «Зимовье», М.Мревлишвили «Заячьи следы», Ю.Мориц «Дом гном-гном дома», «Волк и семеро козлят».

Инсценировки: С Маршак Мышки», «Кирли-Кирли».

Игры: «Заходите в гости».

я

н

в

а

р

ь

СТ. 24, 23, 25, 33, 39.

«Будем здоровы»

Дать понятие «здоровье». Беседа о здоровье, почему человеку важно заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, почему важно заниматься физкультурой и закаливаться.

Подготовка к выставке рисунков «Как я закаливаюсь». Оформление папки «О пользе закаливания», «Как уберечь детей от заболеваний».

Сказки: «Воробушек-воробей», Гримм «Бременские музыканты», К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр».

Стихи: С.Михалков «Бараны».

Инсценировка: «Больница».

ф

е

в

р

а

л

ь

СТ. 6.

«Жизнь прекрасна»

Знакомство с понятием «жизнь». Сообщение о том, что во всех странах жизнь человека охраняется законом.

Игры: «Придумай свой счастливый конец» сказки «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».

Сказки: «Колобок», «Семеро козлят», «Снегурочка», Д.Радович «Крокодиловы слезы».

Инсценировка: В.Берестова «Воробушки».

м

а

р

т

СТ. 2, 19, 32, 35, 36, 37.

«Не обижай меня»

Беседа с детьми о праве на защиту от всех форм насилия и жестокости.

Утренник «Женский день 8 Марта»

Сказки: «Лисичка-сестричка», В.Осеева «Волшебная иголочка», Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик».

Инсценировка: Д.Хармс «Кто кого перехитрил».

а

п

р

е

л

ь

СТ. 7, 6.

«Какие мы разные».

Беседа с детьми о праве на  индивидуальность, на свое мнение.

Дидактические игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Где подстерегают опасности».

Сказки: «Морозко», «Сивка-бурка», «Журавль и цапля», Ю.Владимиров «Чудаки», «Знаменитый утенок», А.Милн и Б.Захадер «Вини-Пух и все, все, все».

м

а

й

СТ. 28, 29.

«Кому нужно учиться».

Ввести понятие «образование». Беседа о необходимости и значимости образования. Знакомство детей с правом на обучение и образование, о преимуществе образованных людей над необразованными.

Подготовка рисунков к выставке «Каким я хочу стать».

Сказки: А.Толстой «Золотой ключик» и Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

и

ю

н

ь

СТ. 31.

«Отдых, досуг, развлечения»

Познакомить детей с правом на отдых, досуг, развлечения.

Развлекательное мероприятие «Здравствуй, лето!»

Перспективное планирование

(старшая группа)

М-Ц

СТАТЬИ

ТЕМА

ФОРМЫ РАБОТЫ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сентябрь

5, 7, 9, 31.

«Вот и стали мы на год взрослей»

Праздник «Новоселье».

Подготовка к празднику: разучивание песен, стихов, игр, танцев.

октябрь

2





7, 8









2, 3.



7, 8

«Что такое право?»


«Земной шар на столе»

«Мое имя»




«Происхождение имен»




«Знаки вокруг нас»


«Имена вокруг нас»

Занятие



Занятие


Занятие




«Встреча с интересными людьми»



Занятие



«Сладкий вечер»

Оформление группового панно «Наши права».

Рассматривание глобуса.

Работа с индивидуальным альбомом «Кто я?», рисование.

Д\и «Обратись по имени». «Угадай кто позвал». Беседа о происхождении имен.

Выполнение задания «Колобок», «Красная шапочка».

Рисование эмблем.

ноябрь

7, 8



5, 7, 9, 10, 18










5, 18



5, 19




9, 19

«Такие разные человечки из конусов»

«Моя семья»






«О происхождении фамилий»






«Дети – сироты»

«Театральный вечер»


Занятие






«Сейчас узнаем»




«Приходи, сказка»


Занятие




Утренняя традиция «Приходи, сказка»

Постановка спектакля


Работа с индивидуальным альбомом «Кто я?». Рисование на тему «Моя семья».


Изготовление личных визиток. Рассматривание альбомов «Кто я?».


Чтение «Что случилось с крокодилом?»

Чтение стихов «Нищенькая». Рассматривание иллюстраций.

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

декабрь

7, 9, 31.





7.





16.

«Отдыхай всей семьей»




«Как снеговички выбирали имена»



«Мой дом»

Математический праздник




Еженедельная театральная традиция «Театральный вечер»

Занятие.











Утренняя традиция «Приходи, сказка»

Игры, аттракционы, задачи, загадывание загадок.

Сочинение сказки детьми, постановка спектакля


1. Работа с индивидуальным альбомом «Кто я?». Рисование на тему «Дом в котором я живу».

2. Конструирование из различных видов конструктора.

Чтение «Три поросенка»

январь

3, 6, 24.

«Будем здоровы»

















«Самый, самый…»

1. Занятие.


2. Праздник здоровья.

3. Ежедневные традиции.








Утренняя традиция «Приходи, сказка».


Вечерняя традиция «Сейчас узнаем»

Рисование схем, эмблем.

Игры, эстафеты.


Проведение: мини-гимнастик (самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз); бодрящая гимнастика после сна.

Чтение «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».


Чтение познавательной литературы «Энциклопедия спорта».

февраль

3, 6, 24.












31.




7.

«Мои помощники»











«Зимние забавы»



«Моя Родина – Россия».

Занятие




Физкультурное занятие







Ежемесячная традиция (физкультурный досуг)

Занятие

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Я – человек»

1. Мини – беседы.

2. Д\и «Узнай по запаху», «Угадай, кто позвал», «Определи по звуку», «Чудесный мешочек».

Игры, катание на санках, лыжах.



Работа с картой мира.

Перспективное планирование

(подготовительная группа)


п\п

ТЕМА

ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1.

«Что такое право?»

Ст.2.

Познакомить детей с понятиями «право» и «обязанность».

Оформление панно «Наши права». Изготовление знаков, эмблем для обозначения прав.

З.К.Шнекендорф «Младшим школьникам о правах человека», Е.Шабельник. Е.Каширцева «Ваши права».

2.

«Мое имя»

Ст.7, 33.

Рассказать детям о праве на имя, о том, как на Руси давали имена, что они означали.

Изготовление карточек к игре «Наши права». Оформление панно «Моя группа», «Путешествие в страну имен».

С.А.Козлова «Мой мир».

Игры: «Обратись по имени», «Угадай кто позвал», «Радио», «Знакомство», «Как тебя зовут».

3.

«Моя семья»

Ст. 7, 9.

Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья»

С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей и взрослых».

4.

«Жилище»

Ст.16.

Знакомство детей с правом на жилище, с историей жилища.

Конструирование дома. Праздник «Новоселье».

Д.Солариа «Штрихи времени. Жилища».

Игра «Узнай по описанию».

5.

«Право на жизнь»

Ст.6.

Объяснить детям их право на личную жизнь, свободу, неприкосновенность. Выбрать правило: никто не имеет право обижать и преследовать другого.

Подготовка иллюстраций к сказке Ш.Перро «Красная шапочка».

М.Пришвин «Жаркий час», Б.Житков «На воде».

6.

«Мои личные вещи»

Ст. 16.

Познакомить детей с правом на неприкосновенность собственности.

Подготовка к выставке любимых игрушек.

З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго».

7.

«Игры, развлечения»

Ст. 31.

Рассказать детям о праве на отдых, развлечения.

Беседа «Расскажу о своих любимых праздниках»

Г.Юдина «Букваренок».

8.

«Мы дружим с книгой»

Ст. 13.

Познакомить детей с правом на получение информации. Развивать интерес к чтению, книге, библиотеке.

Рисунок обложки своей любимой книги.

Занятие «Мы идем в библиотеку».

Экскурсия в библиотеку.

З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго».

9.

«Что значит быть свободным»

Ст. 19, 37.

Объяснить детям, что все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое право на человеческое достоинство.

Игра «Сейчас узнаем».

Г.Х.Андерсен «Ромашка», «Царевна – лягушка».

10.

«На пороге школы»

Ст. 28.

Рассказать детям о праве человека на образование, о происхождении слова «школа».

Праздник «Выпускной бал».

Сборник «Я познаю мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в п...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье"

Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства   маленького ребенка в семье"...

Родительское собрание: "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье ".

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последне...

Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье.04.04.2019г.

защита прав и достоинства маленького ребенка в семье....

Консультация "Защита прав и достоинств маленького ребенка в семье"

Консультация "Защита прав и достоинств маленького ребенка"...

Родительское собрание « Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье».

.Повестка собранияОзнакомление с темой собрания.Доклад « Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье».- право на защиту его от всех форм жестокого обращения;-право на жи...