Стереотипная игра - основа взаимодействия
статья

Клинова Вероника Владимировна

Стереотипная игра - основа взаимодействия

Чтобы использовать возможности стереотипной игры в развивающих занятиях, нужно разобраться в ее истоках - почему аутичный ребенок часами напролет повторяет одни и те же манипуляции? Анализируя результат наблюдений за ребенком аутистом в такие моменты, вы можете предположить, что для него такая ситуация повторения действий комфортна, ведь здесь все известно заранее. И ребенок испытывает видимое удовольствие от стереотипной игры.

 Эти тезисы  наличие комфорта и переживание удовольствия должны лечь в основу использования стереотипных игр при взаимодействии с ребенком.

На первом этапе коррекционной работы с аутистом взрослого не должно быть слишком много. Педагог или психолог сначала лишь наблюдает, потом осторожно подключается к играм малыша, делая это тактично, ненавязчиво. Для начала присядьте на расстоянии от ребенка и просто наблюдайте за его игрой. Если малыш не отвернется от вас — это уже хорошо. Но чаще у детей аутистов уже есть опыт общения со взрослыми, основанный на прямом давлении на них, поэтому скорее всего малыш отойдет от вас и расположится для игры где-нибудь подальше, или заявит: «Не хочу!» В любом случае останьтесь неподалеку и продолжайте за ним наблюдать.

Не торопите начало взаимодействия. Используя результат наблюдений, старайтесь вникнуть в структуру его стереотипной игры: выделите цикл повторяющихся в игре действий; прислушайтесь к словам ребенка аутиста во время игры. Выводы помогут в дальнейших ваших действиях, подска­жут, как можно принять участие в стереотипной игре.

Когда малыш привыкнет к вашему присутствию, попробуйте организовать взаимодействие с ним. Не нужно много говорить и совершать активные действия. просто начните с того, что в определенный момент (ведь вы уже запомнили порядок его действий) подайте ему необходимую деталь, этим вы обратите его внимание на ваше присутствие. Повторяйте за ребенком его слова. В дальнейшем используйте любимую игрушку ребенка, действуйте также тактично и постепенно.

Нужно дать ребенку понять, - вы не помешаете ему играть, как это обычно бывает, от вас даже есть польза. На первом этапе все усилия нужно  направить на завоевание доверия малыша. Это потребует времени и терпения. В ситуации, когда педагог приходит, ребенок занят обычно своей стереотипной игрой и совсем не обращает на его приход внимания, — это нормально в начале занятий с ребенком аутистом.

Нужно действовать терпеливо и настойчиво, и тогда обязательно наступит такой момент, когда ребенок доверится взрослому, вы станете для него именно тем человеком, от которого можно ждать понимания и помощи. Однажды он примет ваше предложение поиграть благосклонно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon steriotip_igra1.doc14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стереотипная игра - основа взаимодействия

Чтобы использовать возможности стереотипной игры в развивающих занятиях, нужно разобраться в ее истоках - почему аутичный ребенок часами напролет повторяет одни и те же манипуляции? Анализируя результат наблюдений за ребенком аутистом в такие моменты, вы можете предположить, что для него такая ситуация повторения действий комфортна, ведь здесь все известно заранее. И ребенок испытывает видимое удовольствие от стереотипной игры.

 Эти тезисы  наличие комфорта и переживание удовольствия должны лечь в основу использования стереотипных игр при взаимодействии с ребенком.

На первом этапе коррекционной работы с аутистом взрослого не должно быть слишком много. Педагог или психолог сначала лишь наблюдает, потом осторожно подключается к играм малыша, делая это тактично, ненавязчиво. Для начала присядьте на расстоянии от ребенка и просто наблюдайте за его игрой. Если малыш не отвернется от вас — это уже хорошо. Но чаще у детей аутистов уже есть опыт общения со взрослыми, основанный на прямом давлении на них, поэтому скорее всего малыш отойдет от вас и расположится для игры где-нибудь подальше, или заявит: «Не хочу!» В любом случае останьтесь неподалеку и продолжайте за ним наблюдать.

Не торопите начало взаимодействия. Используя результат наблюдений, старайтесь вникнуть в структуру его стереотипной игры: выделите цикл повторяющихся в игре действий; прислушайтесь к словам ребенка аутиста во время игры. Выводы помогут в дальнейших ваших действиях, подскажут, как можно принять участие в стереотипной игре.

Когда малыш привыкнет к вашему присутствию, попробуйте организовать взаимодействие с ним. Не нужно много говорить и совершать активные действия. просто начните с того, что в определенный момент (ведь вы уже запомнили порядок его действий) подайте ему необходимую деталь, этим вы обратите его внимание на ваше присутствие. Повторяйте за ребенком его слова. В дальнейшем используйте любимую игрушку ребенка, действуйте также тактично и постепенно.

Нужно дать ребенку понять, - вы не помешаете ему играть, как это обычно бывает, от вас даже есть польза. На первом этапе все усилия нужно  направить на завоевание доверия малыша. Это потребует времени и терпения. В ситуации, когда педагог приходит, ребенок занят обычно своей стереотипной игрой и совсем не обращает на его приход внимания, — это нормально в начале занятий с ребенком аутистом.

Нужно действовать терпеливо и настойчиво, и тогда обязательно наступит такой момент, когда ребенок доверится взрослому, вы станете для него именно тем человеком, от которого можно ждать понимания и помощи. Однажды он примет ваше предложение поиграть благосклонно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства

Материал из опыта работы по созданию в дошкольном учреждении системы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе педагог-семья-ребенок-церковь. Представлены этапы создания не...

Расширение социокультурного пространства детей дошкольного возраста на основе взаимодействия образовательного учреждения и детской библиотеки.

Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства,которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям ...

Консультация для родителей "Игра - основа взаимодействия взрослого и ребенка"

Материал для выступления на родительском собрании о детях и гаджетах, важной роли игры в дошкольном детстве....

Консультация для родителей: "Использование стереотипной игры в процессе взаимодействия с ребенком с расстройствами аутистического спектра".

У аутичного ребенка есть любимые игры — одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких сте...

Cеминар для педагогов "Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком"

Что представляет собою стереотипная игра. И почему ребенок может в нее играть часами?...