Практикум для родителей
консультация (подготовительная группа)

 Никитченко  Лариса Анатольевна

«Кинезиологические упражнений для развития интеллекта  и речи детей».

в подготовительной группе для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

«Кинезиологические упражнений для развития интеллекта  и речи детей». 

в подготовительной группе для детей с ОНР

Цель: Обсуждение родителей, воспитателей предшкольного периода жизни ребенка. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье в подготовке к школе.

Задачи:

Оказание консультационной и просветительской помощи родителям в вопросах воспитания и подготовке к школе детей, имеющих общее нарушение речи (ОНР), охраны и укрепления их физического и психического здоровья.

Ознакомление и практическое овладение комплексами кинезиологических упражнений по развитию межполушарного взаимодействия мозга, способствующих коррекции нарушений в развитии .

Привлечение родителей к использованию опыта работы по укреплению физического и психического здоровья посредством ИКТ технологий.

Контингент участников: родители будущих первоклассников, воспитатели.

Место проведения: музыкальный зал.

Форма проведения: практикум для родителей.

Оборудование и материалы:        магнитофон, аудиозапись с ответами детей, музыка; листы бумаги, ручки, счетные палочки, цветные карандаши, картинки, карточки с образцами фигур; цветные фишки, тарелочки.

Предварительная работа: просмотр презентации «Кинезиологические комплексы как средство коррекции нарушений и физического благополучия дошкольников с ОНР», родительские собрания в течение учебного года, мастер-класс по обучению проведения самомассажа ушных раковин и рук, посещение утренней зарядки на свежем воздухе в течение года.

Ход практикума:

Воспитатель: Доброго времени суток, уважаемые родители. Очень рады, что вы нашли время и посетили наше мероприятие, где сегодня мы поможем вам повысить свою компетентность в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей. Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнет двери школа, и начнется новый период в их жизни. Они станут первоклассниками.

Это очень важное событие в жизни каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное. Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?». Выяснить это нам поможет упражнение «Продолжите фразу».

  • Сейчас мы с вами будем передавать по кругу букварь. Тот, у кого он окажется в руках, продолжает фразу: «Ребенок готов к школе, если...».

По завершению упражнения воспитатель проводит обобщение всех ответов родителей.

  • А сейчас давайте послушаем ответы ваших детей на вопрос: «Зачем надо учиться в школе?»

Включается запись ответов детей. После прослушивания происходит обсуждение ответов.

Воспитатель: Часто под готовностью к обучению в школе, вы, родители, подразумеваете определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире. По высказыванию известного детского психолога Л.А. Венгера: «Быть готовым к школе - это не значит уметь, читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Успех ребенка зависит от психологической готовности ребенка к школе состоящей из многих компонентов, это и мотивационная готовность - наличие у детей желания учиться; и коммуникативная готовность - умение ребенка общаться; и эмоционально-волевая готовность - умение слушать , умение слушаться; и интеллектуальная готовность -развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности). А так же физическая готовность, куда входят: физиологическая зрелость; физическая подготовка; хорошее здоровье; координация движений; готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Следовательно, необходимо направить наши совместные усилия на укрепление психического и физического здоровья детей и коррекции нарушений в развитии. А помогут нам в этом «Кинезиологические комплексы», о которых мы говорили ранее и продемонстрировали вам презентацию с их применением в работе с детьми.

Воспитатель: Напомню вам, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности - это люди с доминирующим правым полушарием.

  • Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).
  • Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

- Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

  1. я группа карточек - «карась», «орел», «овца».
  2. я группа карточек - «бегать», «плавать», «летать».
  3. я группа карточек - «шерсть», «перья», «чешуя».

-То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

- Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

  1. я группа карточек - «карась», «плавать», «чешуя».
  2. я группа карточек - «орел», «летать», «перья».
  3. я группа карточек - «овца», «бегать», «шерсть».

-То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Воспитатель: Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Воспитатель: Я предлагаю Вам начать с простых, но действенных упражнений вместе со мной. Попробуем выполнить упражнения из дыхательной гимнастики, так как умение правильно дышать и регулировать свое дыхание помогает улучшить кровообращение, поступлению кислорода в кровь, в головной мозг. А так же способствует умению саморегуляции и стабилизации психического состояния.

Проводятся дыхательные упражнения: «Свеча», «Дышим носом», «Ныряльщик».

Воспитатель: Следующее упражнение для глаз, которое поможет вам расслабить глазное дно, тренирует глазной хрусталик.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма.

        Проводятся упражнения «Взгляд влево вверх»,        «Горизонтальная

Восьмерка».

Воспитатель: Часто, родители, забегая вперед, хотят научить ребенка не только читать, но и писать. И, как правило, делают это не совсем правильно. Не пытайтесь учить вашего ребенка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисти руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями: раскрашивание, вырезывание, штриховка, лепка, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание, перекладывание мелких игрушек, закручивание и раскручивание гаек, перебирание крупы, игры с мозаикой.

Что бы моторика детей была более точной, уверенной, ее необходимо тренировать. Как правило, мы всегда действуем одной рукой, ведущей. И всегда забываем, что у нас есть еще одна, которая так же может успешно действовать и помогать нам. Предлагаю сейчас на листках бумаги написать свое имя ведущей рукой. Затем проделать тоже самое - другой, не ведущей рукой.

Родители, прописывают фразу или свои имя, отчество не ведущей рукой (левой).

Воспитатель: Что Вы почувствовали? (затруднения, неловкость).

- А все потому, что не ведущая рука, как правило, у нас не задействуется и соответственно становится ленивой и не послушной. Мелкие движения выполняются с трудом. А ведь на ней, так же как и на ведущей руке находится множество точек и окончаний, которые посылают сигналы в головной мозг, ведь издавна известно связь пальцев рук и головным мозгов. Недаром говорят, насколько быстро двигаются пальцы рук, настолько быстро человек мыслит. Значит, нам необходимо развивать умение действовать обеими руками, тем самым заставляя работать оба полушария, тем самым делая нас умнее и сообразительнее, быстрее реагирующих на изменения и принятие решений. Активизировать наши биологические точки возможно с помощью самомассажа ушей, рук и некоторых игровых перекрестных упражнений на развитие моторики рук. С проведением самомассажа ушных раковин и кистей рук вы уже ознакомились при просмотре видеороликов в нашей презентации и на прошлых собраниях. А сейчас ознакомимся с упражнениями на межполушарное взаимодействие головного мозга, так называемой гимнастикой для мозга, способствующей развитию интеллекта через движения.

Воспитатель: А теперь попробуем разукрасить картинку цветными карандашами двумя руками одновременно и выложить картинку из счетных палочек, проверим, как улучшилась наша моторика и восприятие.

Родителям предлагаются упражнения «Кулак - ладонь», «Кулак - ребро - ладонь», далее разукрашки, цветные карандаши, а так же образец постройки фигуры «Домик», «Телевизор» из 12 счетных палочек. По образцу они выкладывают фигуры, действуя двумя руками одновременно (см. приложение 2). Звучит спокойная, релаксирующая музыка.

Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях? Испытывали ли вы затруднения при выполнении? Легко ли вам дались эти упражнения? А

теперь попробуйте снова написать свое имя не ведущей рукой. Что произошло?

Родители: Было трудно, хотелось работать только одной рукой, все время приходилось помнить, что нужно работать двумя руками. После небольшой тренировки написать имя не ведущей рукой стало легче.

Воспитатель: Вы на практике убедились, как нелегко согласовывать и задействовать одновременно движения различных частей тела, мысли и движения. Систематическая работа по данному направлению работы дает хорошие результаты. А что бы наши дети достигли их, как можно раньше, используйте их дома, в совместной деятельности. Вам в помощь я приготовила памятки, где расписаны и слова и движения упражнений из кинезиологических комплексов, стихотворный текст самомассажа рук и ушных раковин у вас уже имеется.

-Так же эту или дополнительную информацию вы можете получить от меня в электронном виде, на электронный носитель, либо на свою электронную почту. Чаще заглядывайте на сайт нашей группы «Ромашка - символ семьи», где периодически выкладываются фотоотчеты по ведению развивающей, корректирующей работы с использованием кинезиологических упражнений. Разработанные комплексы так же находятся на нашем информационном стенде в родительском уголке.

Воспитатель: Для того, что бы понять, насколько вам сегодняшнее мероприятие было актуальным и интересным, прошу оценить его, используя цветные фишки, которые находятся на столе. Если вам сегодняшняя информация показалась полезной и нужной - выберете красный кружок. Если нет - желтый. Положите их в тарелочки, соответствующего цвета. До новых встреч с книгами:

1.        Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякушкин Д. «Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке» М, 1997.

2.        Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?» Советы педагога и психолога: Книга для родителей /под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1992.

1. Сиротюк А.Л. Обучение без стресса:        психофизиологическая

подготовка //Дошкольное воспитание. 2005. №1. ч. Будьте здоровы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей младшей группы «Экологическое воспитание в семье». Тема практикума: «Роль игры в ознакомлении детей с природой»

Целесообразность проведения мероприятия:       Ещё великие русские педагоги прошлого Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Николаевна Водовозова, Лев Николаевич...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей. «Играем вместе» практикум

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, тру...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...