Памятка родителям "Что такое потешки?"
консультация (младшая группа)

Белкина Светлана Владимировна

Произведения фольклора способствуют развитию речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx41.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Что такое потешки?

В потешках, как и в других произведениях устного народного творчества, часто встречаются слова в уменьшительно- ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы (например, водичка, солнышко, котенька, деточка, роток, зубок и т.д.).

Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто даётся в разных вариантах, например в полной и уменьшительно-ласкательной форме. Так, в потешке:

Уж ты, котенька, коток, Котя, серенький хвосток. Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать

название кота даётся в трех вариантах: котя, котенька,

коток.

Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым обобщениям.

В потешках содержится большое количество диалогической и обращенной речи. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной

 речи, например:

  • Киска, киска, киска, брысь!
  • Петушок, петушок… Что ты рано встаёшь?
  • Котя, котенька, коток… Приди, котик, ночевать!
  • Водичка, водичка, умой моё личико!

 Диалоги:

  • Курочка-рябушечка, куда пошла!
  • На речку…
  • Где вы бывали? Кого вы видали?
  • Мы видали волка…
  • Пальчик-мальчик, где ты был?
  • С этим братцем в лес ходил…

В произведениях устного народного творчества встречаются и количественные числительные, которые, как правило, употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с


ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Например:

Раз, два, три, четыре – Мыши дернули за гири!

Потешки способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы. Например:

Тили-тили-тили-бом – Загорелся кошкин дом! Чики-чики-чикалочки – Фома едет на палочке!

Потешки целесообразно также использовать с целью описания предмета:

Как у нашего кота Шубка очень хороша.

Петушок, петушок, Золотой гребешок…

В характеристиках детей с общим недоразвитием речи часто отмечаются затруднения в игре, которые проявляются в неумении пользоваться предметами-заменителями (например, использовать палочку или карандаш вместо градусника и т.д.). Подвести детей к употреблению в игре предметов-заменителей можно разными путями. Один из них – использование потешек, содержанием которых является диалог в сочетании с движениями пальцев рук («Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик», «Этот пальчик

– дедка» и т.д.).

Чаще всего такие потешки используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. Но кроме этого, с их помощью можно также показать детям условность разговора-диалога («С пальчиками можно разговаривать»). Поняв условность разговора с пальчиками, ребёнок легче переходит к условности предметов - заменителей, употребляемых в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Что такое аутизм?"

Информация о детях аутистах...

Памятка "Что такое аномальное развитие"

Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. И как показывает опыт, одной из наиболее частых проблем, связанных с развитием ребенка, является отставание в разв...

Памятка "Что такое милосердие?"

Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия....

Памятка. Что такое логопункт.

В первую очередь логопед на логопедическом пункте осуществляет работу по следующим направлениям:...

ПАМЯТКА «ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?»

Дети с диагнозом аутизм - это особая группа детей, для которых характерны особые способы коммуникации, социального общения и нарушения восприятия.1. Будьте начеку ради своей же безопасности: Иногда де...

ПАМЯТКА. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО...

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО......