Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
методическая разработка

Юлия Сергеевна Лозинская

В данной публикации представлен  опыт педагога по совершенствованию изобразительных умений, навыков  детей,  через творчество и продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинография

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx51.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В.А.Сухомлинский.

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причем делает это самым эффективным и безотказным способом, всѐ, нужно увидеть, услышать,  пощупать руками, попробовать на зуб. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему знать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, свойства, изменить то, к чему прикасается.

           В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

        Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства был организован кружок художественной направленности ―  «Пластилинография». Основной идей, которой является рисования картин пластилином  - пластилинография.

        Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании -  карандаш и кисть, в аппликации ножницы и кисть, в лепке – стека).

        Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра, (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник  и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

        Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего и среднего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить еѐ до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Актуальность программы

        Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.  Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только доступность, разнообразие выбора и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.                                                                                      

        Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

        Пластилинография так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

            В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывании сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведѐтся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Дошкольники знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками,  потешками, пальчиковыми играми.

           В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных  движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Цель программы: совершенствовать изобразительные умения, навыки  детей,  через творчество и продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинография.

Задачи программы

Образовательные:

1. Освоение передачи образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

Развивающие:

1. Развивать изобразительные умения посредством пластиллинографии.

2. Развитие тонких и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Воспитательные:

1. Поддерживание проявления фантазии и смелости в применении собственных замыслов.

Структура занятий:

 Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Основные этапы реализации программы:

ЭТАП

Задача перед ребёнком.

1.

Подготовительный

  • Освоить прием надавливания.
  • Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2.

Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

  • Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

  • Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

  • Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

  • Научиться действовать по образцу воспитателя
  • Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3.

Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Раскрытие путей реализации представленного опыта

            Весь подбираемый материал для образовательной деятельности с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

        В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.  У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: различие формы, величины. У детей формируется тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В ходе деятельности происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

            Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.)

Организация взаимодействия с родителями и коллегами.

         Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. По данным проведенного  анкетирования, бесед выяснилось, что у большинства дома нет пластилина для самостоятельного творчества. Родители сами не уделяют внимание лепке и не владеют навыками работы. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей приобрели пластилин, доски для лепки для занятий дома. Понимание родителями значимости современной диагностики кистевой моторики сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет сформулировать навыки письма.

        Проведенная мною работа с коллективом показала свою результативность. Посредством анкеты) удалось выяснить отношение воспитателей к необходимости организации данного процесса в группе. Мною была организована выставка книг и пособий по развитию мелкой моторики рук. Очень заинтересовала воспитателей методика формирования опыта развития моторики младших дошкольников. Почти все коллеги изъявили желание позаимствовать разработанную мною систему мероприятий с детьми.

Ожидаемые результаты освоения программы

        Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети реализуют познавательную активность. В интересной игровой

форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, пальчиковыми играми. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

        В конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на

пальчики. Дети развивают умение самостоятельно осуществлять движения пальчиками во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

         Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров-выставок в группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

Список литературы:

  1. Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
  2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников –
  3. «АСТ» ,2002
  4. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» ЗАО «Валери» СПб
  5. Бондоренко А.К. «Словесные игры в детском саду»- Просвещение. 1979.
  6. .Б.Ткаченко, К.И. Стародуб «Лепим из пластилина»- Издательство
  7. «Феникс».2003.
  8. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду"
  9. Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.
  10. Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  11. Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская Группа Аттикус, 2009.
  12. Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.
  13. Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.
  14. Интернет - ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...

Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Статья о пользе техники пластилинография (лепка + рисование пластилином) для дошкольников, прилагаются мои работы в этой технике.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13550566","attribute...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В данной публикации представлен  опыт педагога по совершенствованию изобразительных умений, навыков  детей,  через творчество и продуктивную деятельность с применением нетрадиционных пр...

Опыт работы "Применение пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

В своей работе я применяю технику пластилинографии на протяжении длительного времени и считаю, что она способствует развитию мелкой моторики при условии ее систематического включения в образовательную...