Сохранение психологического здоровья посредством игры
материал

Добрынина Наталья Петровна

Для чего надо играть с детьми в различные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сохранение психологического здоровья посредством игры

В настоящее время практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье. Этими факторами являются: ускорение темпа современной жизни, ранний выход матери на работу, дефицит времени и общения и т. д. Следствием этого, является чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. Дети начинают видеть мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеют общаться со сверстниками, понимать требования взрослых, не умеют выражать свои эмоции.

Одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье.

Психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий

С целью укрепления психологического здоровья можно использовать разнообразные  виды игр сюжетно-ролевая, режиссерская, подвижная, игры-драматизацииигры с зеркаломигры с мячом. Именно в игре заложен основной потенциал возможностей творческого развития ребенка, освобождения от негативных эмоций. В совместных играх дети учатся взаимодействовать, сотрудничать. В играх-драматизациях, сюжетно-ролевых и режиссерских играх с целью освобождения детей от травмирующих их страхов обыгрываются ситуации, которые в реальной жизни вызвали бы страх.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра - это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Значение игровой деятельности:

Присвоение социального мотива игр

В сюжетно-ролевой игре заложен социальный мотив. Для ребенка игра – это возможность оказаться в мире взрослых и самому разобраться в системе их отношений.

Эмоциональное развитие

Игра ребенка очень богата эмоциями, причем часто теми, которые в жизни ему еще недоступны. По мере усложнения игры и игрового замысла чувства детей становятся все более осознанными и сложными. Игра выявляет их переживания и формирует чувства. Сюжетно-ролевая игра – это школа чувств, в которой формируется эмоциональный мир ребенка.

. Развитие интеллекта

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к различным видам труда взрослых, появляются любимые герои из книг, которым они стремятся подражать.

. Развитие речи

В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить собственные мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, в игре развивается и активизируется речь, а с другой – под влиянием развития речи получает свое развитие и сама игра. Ребенок называет свои действия и этим самым осмысливает их. Словами он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить свои чувства и мысли.

Развитие самостоятельности

В сюжетно-ролевой игре дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и пр. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в игре, дети по своей воле собирают партнеров, сами устанавливают игровые правила и следят за их выполнением, регулируя взаимоотношения. Но самое главное заключается в том, что в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Развитие воображения и творчества

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры у них возникают новые идеи и образы.

Выводы:

 Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

 Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

 С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

 Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

 Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

 Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

 В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Упражнение «Комплимент» 
Цель: способствовать сближению участников, развивать умение выражать свое положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания. 

Дети, бросая мяч по кругу, называют друг друга по имени и продолжают фразу: «Алеша, ты самый… (умный, добрый, заботливый, сильный, смелый, щедрый…). 

Упражнение «Встаньте те, кто…» 
Цель: развивать внимание, наблюдательность. 

Психолог дает задание: 

• встаньте те, кто любит бегать; 
• поднимите вверх руки те, кто любит сладкое; 
• хлопните в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы; 
• присядьте на корточки те, у кого есть сестра; 
• топните ногой те, кто любит гулять под дождем; 
• (другие варианты: петь, рисовать, играть на ПК, рисовую кашу, купаться, холодный ветер, выходной…). 

После завершения упражнения подводятся итоги. Психолог поочередно задает вопросы каждому ребенку (если он не может ответить, ему помогают дети). Например, «Кто в нашей группе любит сладкое?», «Кто любит гулять под дождем?». 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение психологического здоровья посредством взаимодействия психолога с родителями

Социальный статус семьи переживает сегодня состояние кризиса.Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, все чаще мы замечаем, что р...

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Презентация мастер - класса "Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт - терапии".

Презентация мастер - класса "Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт - терапия"....

Игры с прозрачным мольбертом как прием, направленный на сохранение психологического здоровья дошкольников в период адаптации.

Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом в детский сад начинается следующий этап в жизни ребенка. Малыши тяжело привыка...

Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...

Коммуникативные игры, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников

Семинар для педагогов ДОУ. Будет полезен педагогам всех групп....