Влияние музыки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Тимошина Елена Юрьевна

Эмоции в раннем возросте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannii_emotsii.docx16.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Ключевые слова: эмоциональное состояние, чувства, эмоции, восприятие музыки. Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Особенно важно воздействие музыки на человека на ранних этапах развития - в дошкольном возрасте. Поэтому тема воздействия музыки на формирование личности человека в дошкольном возрасте актуальна в наши дни. Многообразие эмоциональных проявлений детей выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах и эмоциональных состояниях. Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Выделяют следующие виды эмоциональных состояний: - аффект; - собственно эмоции; - чувства; - настроение; - стресс. Рассмотрим каждое из этих эмоциональных состояний. Аффект - мощная, бурная и кратковременная эмоциональная реакция, полностью захватывающая психику. Аффект возникает при мощном мотивационном стимуле поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. Это эмоциональное состояние препятствует нормальному разумному поведению. Аффект может оставить сильный, заметный отпечаток в долговременной памяти. Эмоциональное напряжение, возникающее в следствии аффективных реакций, может накапливаться и, если ему вовремя не дать выхода, привести к бурной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией. Собственно эмоции - более длительное состояние. Они являются реакцией на события совершившиеся, и вероятные или вспоминаемые. Собственно эмоции носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей. Чувства - эмоциональное состояние, выражающее устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Чувства человека выполняют мотивирующую роль. Человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Настроение - это эмоциональное состояние, отражающее поведение человека. Оно не связано с конкретной ситуацией, вызывается глобальным состоянием, т. е. настроение не предметно, а принадлежит конкретному субъекту, отражает его особенности, влияет на восприятие ситуации. Стресс - эмоциональное состояние сильного и длительного психического напряжения. Возникает при эмоциональном перенапряжении нервной системы. Стресс нарушает нормальный ход поведения, влияет на состояние здоровья ]. Эмоциональные состояния не присваиваются человеку при рождении, они возникают и развиваются в течение всей жизни. В дошкольный период происходит наиболее интенсивное эмоциональное развитие. Это связанно с развитием у детей мотивационной, познавательной и интеллектуальной деятельности. Эмоциональное развитие дошкольников наглядно характеризуют изменения во внешних проявлениях чувств. Дети осваивают умение подавлять резкие и бурные эмоциональные выражения (сдерживая слезы или скрывая страх). Совершенствуется язык чувств - дошкольники усваивают недоступные ранее жесты, мимику, позы, интонации, тонкие взгляды и движения. Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Дети способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Это происходит из-за того, что они не могут управлять своими чувствами. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального развития дошкольников. Музыка имеет особое значение в этом возрасте, т.к. происходит формирование личности. Дошкольники воспринимают музыку с большой трудностью. Это связано со спецификой музыкального художественного образа и с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им необходима помощь для того чтобы окунуться в мир музыки, услышать её и понять. В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких - матери, отца, бабушки, дедушки и других . В музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Взрослые должны любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем. музыкальной культуры, а также понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Отношение родителей к музыке передается ребенку. Когда взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают свое мнение, объясняют свои ощущения, то ребенок духовно обогащается, формируется его вкус, привязанность к музыке. В семье, в которой серьезно подходят к вопросу музыкального воспитания, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется культура, он естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности. Музыка также влияет на умственное развитие ребенка. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию. Словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке. Музыка развивает эмоциональную сферу детей. Эмоциональная восприятие музыки - одна из важнейших музыкальных способностей. Успехи в музыкальном развитии детей зависят от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего от качества используемого репертуара, т. е. от содержания музыкального воспитания. Важно использовать в работе с детьми полноценную музыку: это прежде всего – классическая музыка. Дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку Баха, Вивальди, Моцарта, Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную . Для более глубокого изучения влияния музыки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста был проведен эксперимент с участием детей старшей группы детского сада. Для получения более целостной картины, эксперимент необходимо было провести несколько раз. Сначала, музыкальному педагогу требовалось пробудить интерес к исполняемой композиции, оставить глубокое впечатление в душе ребёнка, научить детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать её общий характер. По мимике, по выражению лиц детей в процессе слушания можно судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности. По окончанию опыта дети поделились своими впечатлениями друг с другом и руководителем. Впечатления были как положительными, так и отрицательными. Это связано с различной восприимчивостью дошкольников и культурным уровнем их семей. При повторном проведении опыта, были использованы игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти. Можно заметить, что дети стали более заинтересованно воспринимать музыку. При прослушивании музыки у детей вырабатывается устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей становиться более устойчивым, они подготовлены слушать музыкальные произведения. Таким образом, системное прослушивание музыкальных произведений вызывает у детей положительные чувства, которые влияют на их эмоциональное состояние. Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к внешним воздействиям. Этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире . Музыка оказывает мощное влияние на мозг. Она улучшает общее состояние детей, в том числе снижает стресс, повышает IQ, а также улучшает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста...

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музыка оказывает на всех огромное влияние,действуя на психику, эмоции, душу и тело!...

Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,...

Консультация "Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для педагогов и родителей воспитанников ДОУ...

Консультация музыкального руководителя для родителей "Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста"

Консультация музыкального руководителя для родителей "Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста"...

Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста...

Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста...