Особенности развития отношений к другим людям у ребенка старшего дошкольного возраста
статья

Орехова Виктория Михайловна

Межличностные отношения - это те непосредственные отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.

Внутренней основой взаимоотношений между людьми является одна из ведущих социальных потребностей - потребность в общении. Важнейшая черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, которые появляются у людей по отношению друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития отношений к другим людям у ребенка старшего возраста

Межличностные отношения – это те непосредственные отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.

Внутренней основой взаимоотношений между людьми является одна из ведущих социальных потребностей – потребность в общении. Важнейшая черта межличностных отношений – их эмоциональная основа. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, которые появляются у людей по отношению друг к другу. Это могут быть:

1) положительные, сближающие чувства, когда другой человек выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к содружеству;

2) отрицательные, разъединяющие чувства, когда другой человек выступает как неприемлемый объект, по отношению к которому не возникает желания сотрудничать.

Становление отношений происходит в малых группах (класс, группа воспитанников и т.п.), где протекают те социально-психологические процессы, от которых зависят эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека и эмоциональный климат всей группы. Каждый воспитанник в группе занимает определенное место в системе не только деловых отношений, но и личных. Личные отношения никем специально не устанавливаются, они складываются стихийно в результате психологических обстоятельств. Положение воспитанника может быть благополучным – он чувствует себя принятым в группе. Может оно быть и неблагоприятным, что становится источником тяжелых сложностей в развитии личности.

Одной из важных сторон межличностных отношений является их восприятие  и оценка, т.е. способность адекватно воспринимать, познавать и оценивать другого человека, основные параметры своих отношений с другими членами группы, отношения членов группы между собой. В процессе восприятия людьми друг друга формируются их представления друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоциональные особенности.

Развитие сферы отношений, формирование ценности отношений с другими являются одним из условий, основанием для совершенствования как понимания, эмоционального восприятия (сочувствия, сопереживания) другого человека, так и соответствующего поведения.

Ценность отношений с другими влияет не только на эмоциональное восприятие другого человека, но и на собственное эмоциональное состояние ребенка.

Дружба.

Для людей старшего возраста, как и для представителей молодого поколения, а также для детей, наличие близких отношений, при которых они как бы отождествляют себя с другими людьми, разделяют с ними свои заботы, мысли чувства и тревоги, служит важным источником жизненной энергии, эмоционального и физического благополучия.

Дружбу можно определить как положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми, эмоциональными, связанными с удовольствием от общения друг с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей и др.    

Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и точно понимать друг друга, иногда даже на языке, понятном только друзьям и не воспринимаемых окружающими.

Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, - это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение одного любого из них ведет к разрушению дружбы.

Друзья делятся друг с другом новостями преимущественно личного характера или выражают собственное мнение по поводу того, что происходит вокруг, причем это мнение, как правило, также бывает сугубо личным. Темы для разговоров друзей обычно выбираются такие, которые интересны для каждого из них и значимы друг для друга. Этим общение друзей отличается от общения просто знакомых или приятелей.

В межличностном отношении друзья соблюдают особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями. Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентировано на эмоциональную поддержку друг друга.

Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, идет от души.

В индивидуальной жизни человека дружба возникает как вполне закономерное явление. Появляется она в детстве тогда, когда у ребенка возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера – такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться.

У детей дружба  содержательно ограничена общением по поводу сравнительно простых личных и деловых вопросов (например, общие увлечения).

Вражда.

Вражда нередко возникает на основе вырождения  несложившихся дружеских отношений. Вражда и дружба находятся на разных точках одного и того же континуума человеческих межличностных отношений.

Но вместе с тем вражда независима от остальных отношений и может возникнуть самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений.

Отношения типа вражды можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей

Интересы людей существенно различны, а потребности таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет нарушения  или пренебрежения интересами других людей – отсюда и возникают враждебные отношения.

Одной из причин вражды являются интеллектуальные и личностные индивидуальные различия, которые зачастую ведут к непониманию друг друга.

Почву для потенциального возникновения вражды представляют собой индивидуальные личностные различия, относящиеся к свойствам темперамента, чертам характера, мотивам поведения. Такие черты характера, как импульсивность, вспыльчивость, стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие, порождают напряженность в человеческих отношениях.

Потенциально конфликтной является ситуация, в которой два или несколько индивидов имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения.  

Возникновение и функционирование враждебных отношений имеет свои законы и свою динамику. Если они вовремя не устранены или их действие на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт, способный далее превратиться во вражду.

Вражда между людьми, когда она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются весьма устойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются. Враждебные отношения в основе межличностных отношений между людьми невозможно исключить – их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они уже возникли.

Представления о дружбе у детей

За пределами семейного круга наиболее значимыми для ребенка социальными отношениями являются отношения с друзьями. Между принятием группой сверстников и поддерживанием отношения с одним из сверстников существует огромная разница.

Без родителей дети испытывают тревогу, а без товарищей по играм – скуку; чувство одиночества можно испытать, только тоскуя по другу.

Представления детей о дружбе меняются с возрастом. [46]

Некоторые теоретики считают, что развитие представлений о дружбе поэтапно и происходит параллельно развитию ролевых навыков. Таким образом, хотя у многих дошкольников есть друзья, они не заботятся о том, чтобы поддерживать отношения, и обычно рассматривают друзей как «временных товарищей по игре»; для них друг – любой, кто с ним сейчас играет. Дети постарше понимают дружбу как отношения, выходящие за рамки однократного, непродолжительного взаимодействия. В период от пятилетнего до подросткового возраста представления детей о дружбе в своем развитии проходят три этапа. На первом, типичном для 5-7 летних детей, друзья – это товарищи по играм, которых ребенок видит чаще остальных, обычно это соседские дети или дети, которые посещают вместе детский сад. Они делятся лакомствами и игрушками, «они хорошие», « с ними весело». Дружеским отношениям несвойственно постоянство, дети их легко как устанавливают, так и прекращают. [15]

Установление дружеских отношений

Для маленьких детей подружиться означает просто играть с другим ребенком. Дети постарше рассматривают этот процесс как более сложный и постепенный; чем больше люди узнают о характере, интересах и ценностях друг друга, тем крепче их дружба. [46]



Предварительный просмотр:

Особенности развития отношений к другим людям у ребенка старшего возраста

Межличностные отношения – это те непосредственные отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.

Внутренней основой взаимоотношений между людьми является одна из ведущих социальных потребностей – потребность в общении. Важнейшая черта межличностных отношений – их эмоциональная основа. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, которые появляются у людей по отношению друг к другу. Это могут быть:

1) положительные, сближающие чувства, когда другой человек выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к содружеству;

2) отрицательные, разъединяющие чувства, когда другой человек выступает как неприемлемый объект, по отношению к которому не возникает желания сотрудничать.

Становление отношений происходит в малых группах (класс, группа воспитанников и т.п.), где протекают те социально-психологические процессы, от которых зависят эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека и эмоциональный климат всей группы. Каждый воспитанник в группе занимает определенное место в системе не только деловых отношений, но и личных. Личные отношения никем специально не устанавливаются, они складываются стихийно в результате психологических обстоятельств. Положение воспитанника может быть благополучным – он чувствует себя принятым в группе. Может оно быть и неблагоприятным, что становится источником тяжелых сложностей в развитии личности.

Одной из важных сторон межличностных отношений является их восприятие  и оценка, т.е. способность адекватно воспринимать, познавать и оценивать другого человека, основные параметры своих отношений с другими членами группы, отношения членов группы между собой. В процессе восприятия людьми друг друга формируются их представления друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоциональные особенности.

Развитие сферы отношений, формирование ценности отношений с другими являются одним из условий, основанием для совершенствования как понимания, эмоционального восприятия (сочувствия, сопереживания) другого человека, так и соответствующего поведения.

Ценность отношений с другими влияет не только на эмоциональное восприятие другого человека, но и на собственное эмоциональное состояние ребенка.

Дружба.

Для людей старшего возраста, как и для представителей молодого поколения, а также для детей, наличие близких отношений, при которых они как бы отождествляют себя с другими людьми, разделяют с ними свои заботы, мысли чувства и тревоги, служит важным источником жизненной энергии, эмоционального и физического благополучия.

Дружбу можно определить как положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми, эмоциональными, связанными с удовольствием от общения друг с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей и др.    

Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и точно понимать друг друга, иногда даже на языке, понятном только друзьям и не воспринимаемых окружающими.

Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, - это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение одного любого из них ведет к разрушению дружбы.

Друзья делятся друг с другом новостями преимущественно личного характера или выражают собственное мнение по поводу того, что происходит вокруг, причем это мнение, как правило, также бывает сугубо личным. Темы для разговоров друзей обычно выбираются такие, которые интересны для каждого из них и значимы друг для друга. Этим общение друзей отличается от общения просто знакомых или приятелей.

В межличностном отношении друзья соблюдают особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями. Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентировано на эмоциональную поддержку друг друга.

Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, идет от души.

В индивидуальной жизни человека дружба возникает как вполне закономерное явление. Появляется она в детстве тогда, когда у ребенка возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера – такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться.

У детей дружба  содержательно ограничена общением по поводу сравнительно простых личных и деловых вопросов (например, общие увлечения).

Вражда.

Вражда нередко возникает на основе вырождения  несложившихся дружеских отношений. Вражда и дружба находятся на разных точках одного и того же континуума человеческих межличностных отношений.

Но вместе с тем вражда независима от остальных отношений и может возникнуть самостоятельно, из индифферентных поначалу отношений.

Отношения типа вражды можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей

Интересы людей существенно различны, а потребности таковы, что зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет нарушения  или пренебрежения интересами других людей – отсюда и возникают враждебные отношения.

Одной из причин вражды являются интеллектуальные и личностные индивидуальные различия, которые зачастую ведут к непониманию друг друга.

Почву для потенциального возникновения вражды представляют собой индивидуальные личностные различия, относящиеся к свойствам темперамента, чертам характера, мотивам поведения. Такие черты характера, как импульсивность, вспыльчивость, стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие, порождают напряженность в человеческих отношениях.

Потенциально конфликтной является ситуация, в которой два или несколько индивидов имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения.  

Возникновение и функционирование враждебных отношений имеет свои законы и свою динамику. Если они вовремя не устранены или их действие на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт, способный далее превратиться во вражду.

Вражда между людьми, когда она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются весьма устойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются. Враждебные отношения в основе межличностных отношений между людьми невозможно исключить – их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они уже возникли.

Представления о дружбе у детей

За пределами семейного круга наиболее значимыми для ребенка социальными отношениями являются отношения с друзьями. Между принятием группой сверстников и поддерживанием отношения с одним из сверстников существует огромная разница.

Без родителей дети испытывают тревогу, а без товарищей по играм – скуку; чувство одиночества можно испытать, только тоскуя по другу.

Представления детей о дружбе меняются с возрастом. [46]

Некоторые теоретики считают, что развитие представлений о дружбе поэтапно и происходит параллельно развитию ролевых навыков. Таким образом, хотя у многих дошкольников есть друзья, они не заботятся о том, чтобы поддерживать отношения, и обычно рассматривают друзей как «временных товарищей по игре»; для них друг – любой, кто с ним сейчас играет. Дети постарше понимают дружбу как отношения, выходящие за рамки однократного, непродолжительного взаимодействия. В период от пятилетнего до подросткового возраста представления детей о дружбе в своем развитии проходят три этапа. На первом, типичном для 5-7 летних детей, друзья – это товарищи по играм, которых ребенок видит чаще остальных, обычно это соседские дети или дети, которые посещают вместе детский сад. Они делятся лакомствами и игрушками, «они хорошие», « с ними весело». Дружеским отношениям несвойственно постоянство, дети их легко как устанавливают, так и прекращают. [15]

Установление дружеских отношений

Для маленьких детей подружиться означает просто играть с другим ребенком. Дети постарше рассматривают этот процесс как более сложный и постепенный; чем больше люди узнают о характере, интересах и ценностях друг друга, тем крепче их дружба. [46]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается  влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка. Подчеркивается важность развития социального интеллекта в старшем дошкольно...

Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».

Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими...

Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...

Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...

"Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста о возрастных особенностях психического развития ребенка....

Особенности детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как институ...