Главные вкладки

    Особенности детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
    консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

    Илларионова Любовь Владимировна

    Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_detsko_roditelskih_otnosheniy.docx20.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

    Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

    С самых малых лет – семья остается для ребенка основной и единственной  моделью социальных отношений. Именно в семье на основе различных взаимовнушений, взаимовлияний, особенностях взаимодействия образуется особая атмосфера, благодаря которой даже не озвученные вслух мысли могут быть поняты ребенком и, проникая в его сознание, могут проявиться в дальнейшем в поведении. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны.

    Гармоничное психическое развитие детей дошкольного периода целиком зависит от благоприятного психологического климата в их семье. Это та почва, на которой будут взращены важные в человеческом обществе черты личности. Родительская любовь способна направить в верное русло психологическое развитие детей. Любовь и мудрое воспитание родителей дают детям твердую опору и надежную эмоциональную защиту в жизни.

    Однако во многих семьях в современных условиях на первом месте находятся финансовые и бытовые проблемы. Это обуславливает стремление некоторых родителей отодвинуть развитие детей на второй план и как бы самоустраниться от вопросов воспитания собственных детей, в том числе и от развития коммуникативных способностей. Такое несознательное отношение к воспитанию своих детей может пагубно отразиться при вхождении маленького человека на сложный путь взаимодействия с окружающим миром, послужит существенным препятствием в обретении новых друзей и решении сложных жизненных ситуаций.

    Первое взаимодействие с миром ребенок получает из общения с родителями. В этом взаимодействии ребенок узнает правила хорошего и плохого общения с окружающими. Дети раннего возраста весьма восприимчивы и внушаемы, поэтому обучение ребенка своим отцом или матерью правилам общения происходит не всегда осознанно, порой даже и для самого родителя. Общаясь со своим ребенком, родитель передает ему свою модель коммуникативности. И не всегда эта модель полностью соответствует тем нормам и правилам, которые могут обеспечить гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

    Рассмотрим положительные и негативные модели воспитания ребенка.

    Есть семьи, наполненные теплой атмосферой любви, понимания, заботливой взаимопомощи. Это очень благоприятная почва, чтобы психическое развитие детей протекало в правильном русле и у них формировался навык позитивного взаимодействия с окружением. Если родители с пониманием относятся к жизни ребенка, уделяют время для игр с ним, общаются, вникают в его проблемы, ласкают его, ребенок получает эмоциональную защиту и воспитывается радостным, уравновешенным, способным к гармоничному общению человеком, с высокой самооценкой. Такой ребенок если и окажется в сложной ситуации, то он гораздо быстрее справится с отрицательными эмоциями и найдет верное решение для выхода из конфликта. Нет необходимости прививать ребенку из благополучной семьи навыки оптимального общения с окружением, он получил набор таких умений из опыта личного взаимодействия с членами семьи.

    К сожалению, существуют семьи, в которых царит недоброжелательная, бездушная и даже агрессивная атмосфера. Здесь общаются в грубой авторитарной манере, жестко обрывают разговор, насмехаются над провинностями ребенка, безразличны к его проблемам, разговаривают с ним резко и бездушно. В таких семьях властвует излишняя требовательность, чрезмерно жесткое отношение и отвергаются психологические нужды ребенка. Искаженные коммуникативные навыки закрепляются в поведении дошкольника, так как они обуславливаются той ролью, которую отвели ему в семье.

    Воспитанник из такой негармоничной семьи будет проявлять агрессию, настороженность или, наоборот, начнет заискивать и прибегать ко лжи. Дошкольнику, недополучившему родительской любви и внимания, весьма трудно налаживать взаимоотношения со своим окружением. Все эти недостатки воспитания детей дошкольного периода жизни имеют одно схожее качество — это недостаток гибкости и пластичности, неумение приспособиться к требованиям ситуации, текущего момента. Психологическое состояние таких детей весьма фрустрированное, искаженное навязанной ему в семье моделью поведения. Такие дети нуждаются в квалифицированной помощи психолога

    Определим типичные модели поведения детей в семьях с непоследовательным воспитанием.

    «Кумир всей семьи» может вести себя как угодно плохо, он неизменно будет вызывать у членов семьи лишь восторг, любой его каприз сразу выполняется, с ним разговаривают лилейным тоном, ему посвящена жизнь всех домашних. В результате такого обожания «кумир» становится капризным, разбалованным, эгоистичным.

    «Мамино (папино, бабушкино) сокровище» — похож на предыдущую модель, но только ребенок является любимчиком одного из взрослых и ощущает его особое отношение к себе, в то же время остро реагируя на нехватку такого же внимания от других членов семьи. Вместо этого его высмеивают, называя папиной дочкой или маменькиным сыночком.

    «Ребенок-паинька» — обязан выполнять негласный свод правил и приличий в семье, никому не интересны его истинные желания и чаяния, ему прививается способность к лицемерию и двуличию. Немудрено, что именно такие «образцовые» дети неожиданно для всех совершают поступки, попирающие все нормы морали и права.

    «Болезненный ребенок» привыкает к постоянной чрезмерной опеке всех членов семьи, и, даже если он выздоравливает, к нему продолжают относиться, как к слабому и немощному человеку. Это развивает эгоцентризм, капризность, неумение брать ответственность на себя.

    «Невыносимый ребенок» создает постоянное напряжение и лишние хлопоты для всех членов семьи. Его постоянно наказывают, делают выговоры, читают нотации. Возможно, психический склад озорника действительно труден для воспитания, но не только в нем дело. Оказывается, невыносимое поведение трудного ребенка сплачивает членов семьи, доселе с натяжкой общающихся между собой, также она может использоваться как повод для самоустранения от воспитания озорника или же как возможность изолировать неугодного члена семьи, например бабушку или отца, якобы балующих ребенка.

    «Ребенок-золушка» прислуживает в собственной семье. Выполняя многочисленные обязанности, он не получает ни малейшего поощрения за это. Все награды достаются братьям и сестрам, что взращивает в нем чувство приниженности, завистливости и несамостоятельности.

    «Ребенок-козел отпущения» становится громоотводом для агрессии всех домочадцев, он одинаково плох для каждого члена семьи, каждый может разрядить на нем свое раздражение. При таком постоянном унижении ребенок становится закомплексованным, задавленным. Он боится сказать лишнее слово или совершить любой поступок из-за страха быть наказанным и в результате становится безынициативным, запуганным человеком с израненной психикой.

    Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.)

    Итак, можно отметить, что детско-родительские отношения играют важнейшую роль в формировании самооценки детей дошкольного возраста. Именно от того, как родители относятся к дошкольнику, какие они его представляют и принимают ли его таким, какой он есть, зависит стиль семейного воспитания. Родители обучают ребенка ориентироваться, ставить цели, которых необходимо достичь, обучают способам  выполнения действий. Ребенок же оценивает себя так же, как и родители оценивают его. Различные оценки родителей, как отдельных способностей, так и личности ребенка в целом, перенимаются ребенком и становятся собственными его оценками.

    Существует ряд условий, влияющих на формирование самооценки детей дошкольного возраста. Адекватная самооценка дошкольника формируется  под воздействием похвалы взрослого,  при положительном оцениваниии достижений ребенка, под влиянием чувства самостоятельности и успеха, который ребенок переживает в разных видах деятельности.

    Рассмотрим варианты влияния родителей на самооценку ребенка:

    При адекватном уровне притязания родители уделяют ребенку достаточно много времени, оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников, часто поощряют, но не подарками, наказывают не в виде отказа от общения, адекватно оценивают физические и умственные данные ребенка, прогнозируют хорошие успехи в школе. При этом отмечается адекватная самооценка и у ребенка, когда он проявляет следующие качества: настойчивость, активность, уверенность, имеет желание идти на контакт не испытывает обиды при проигрыше в играх.

    При завышенном уровне притязания родители уделяют ребенку очень много времени; оценивают ребенка выше, чем большинство сверстников; очень часто поощряют (в том числе и подарками) редко наказывают, очень высоко оценивают умственные данные ребенка, хвалят его при других, ожидают отличные успехи в школе. При этом часто у детей отмечается завершенная самооценка, при которой ребенок активно проявляет  свои интересы; в группе может чувствовать себя уверенно, лидировать в группе; ставит перед собой  высокие цели; может быть агрессивным, высокомерным по отношению к другим; если в группе низкий статус у ребенка - для достижения внимания, он начинает действовать,  как "разрушитель".

    При низком уровне притязания родители  предъявляют ребенку завышенные требования, оценивают ребенка ниже, чем большинство сверстников, не поощряют, часто наказывают, упрекают, низко оценивают ребенка, не ожидают успехов в школе и жизни .

    Ребенок в данном случае может иметь низкую самооценку, что проявляется в пассивности, мнительности, неуверенности, ранимости и обидчивости. Такие дети часто обижаются и уходят из игры, избегают неудач и не играют с другими, опасаясь быть хуже всех. Иногда компенсирует негативное отношение к себе в семье: стремится всегда везде быть первым и страдает, если это не удается.

    Переживание в детстве низкой самооценки ведет к невротическому развитию по психоастеническому типу (бессилие, слабость).

    Низкая же самооценка может быть обусловлена тем, что родители, сами того не осознавая, формируют у ребенка тенденции к приспособительному поведению, комформности. Это может проявляться в выполнении требований родителей в послушании, отсутствии конфликтов с сверстниками, способности подстраиваться под окружающих, большой зависимости ребенка от родителей и окружающих взрослых в целом,

    Успешность, достигаемая умением подстраиваться под окружающих, их поведение и желания, а не на основе личных стремлений и предпочтений, может привести к формированию низкой самооценки. Так же, низкой самооценкой отличаются дети, которые растут в семьях, где имеют место конфликтные отношения между родителями, или же в семьях, в которых матери не удовлетворены взаимоотношениями с отцом, они жалуются на отсутствие со стороны мужа активного участия в воспитании ребенка. Также к снижению самооценки приводит стремление родителей поставить ребенка в подчиненное, зависимое положение. Ребенок в такой ситуации может испытывать неполноценность, не уверенность в своих силах, не доверять окружающему миру, ему не хватает ощущения личностной ценности. Таким детям, с заниженной самооценкой,  свойственно ставить скромные цели и испытывать неуверенность в возможностях их достижения.

    Что касается детей, имеющих среднюю самооценку, то они воспитываются чаще в семьях, где родители предпочитают покровительственное отношение к детям, снисходительную манеру общения.

    Так как уровень родительских притязаний невысок, а скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их особенностям, поведению и способностям. В то же время проявление самостоятельности, активной деятельности детей вызывают у родителей тревогу, некоторое беспокойство. Таким образом, приобретение самостоятельности, обогащение личного опыта вне дома у этих детей ограничивается. Дети со средней самооценкой больше ориентируются на мнения других людей о себе.

    С другой стороны, ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка является необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки. Отличительная особенность таких родителей состоит в ясных и четких требованиях, заранее распределенных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности в проявлении авторитета и ответственности. Возможен вариант, когда на одного из родителей возлагается ответственность за принятие  основных решений, с которыми впоследствии соглашается вся семья. Высокая самооценка развивается у детей в семьях, где царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий домашний круг в семьях, отличающихся сплоченностью, солидарностью и взаимоуважением. Так же, отношение матери к себе и к мужу в такого рода семьях имеет более позитивную окраску, отличаются теплотой и пониманием. Ребенок  видит родителей успешными, всегда справляющимися с трудностями, знающими все решения. Соответственно, он с готовностью перенимает задаваемые ими образцы поведения, настойчиво и успешно решает возникающие перед ним обыденные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах и поддержку со стороны родителей.

    Таким образом, можно отметить огромную роль родителей в развитии самооценки дошкольника. Благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, поддержку и доверительные отношения, а так же отношения, не препятствующие развитию его самостоятельности и обогащения индивидуального опыта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

    Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

    ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Самооценка оказывает чрезвычайно большое влияние на общее развитие личности человека. Самооценка – это то, как личность оценивает себя, свои возможности, качества и место среди других людей. Старший д...

    Влияние мультфильмов на развитие личности детей старшего дошкольного возраста

    На протяжении последних лет появляется огромное количество различных мультипликационных фильмов отечественного и зарубежного производства. При этом, в настоящее время на телевидении преобладают отечес...

    Влияние физической рекреационной активности на саморегуляцию личности ребенка старшего дошкольного возраста в ДОО

    Активная двигательная деятельность для дошкольного организма имеет особое значение как фактор, который содействует развитию и воспитанию личности ребенка в целом. Только в процессе овладения разными д...

    Сказка как средство нравственного развития личности ребенка старшего дошкольного возраста

    В материале говорится о том, как сказка помогает в нравственном воспитании детей. Сказка учит доброте, дружбе, отзывчивости....