Проект Тема: «Особенности развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо»
проект (старшая, подготовительная группа)

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке привычек поведения, во многом зависящих от родного окружения.

Особый интерес и некоторые трудности для педагогов представляет проблема формирования личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста. Эта проблема особенно актуальна, так как практически нет литературы по данному вопросу. Данное противоречие помогло обозначить педагогическую проблему: как сделать процесс приобщения мальчиков-дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Олененок»

Егорова Прасковья Петровна, воспитатель высшей  категории

Проект

Тема: «Особенности развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо»

Якутск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ ....…………………………………………………………………... 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо …………………………………..   5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста ……………………...…………...  5

1.2. Сущность развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо ……………………...............................................  10

ГЛАВА 2. Описание педагогического опыта работы по развитию личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо ………....  15

2.1. Изучение личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста ……………………….………………………..………………...…..…. 15

2.2. Содержание работы по развитию личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо …………………………………  20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………...…..…..... 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….…………………... 28

ВВЕДЕНИЕ

         

Актуальность темы. Современное общество характеризуется стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке привычек поведения, во многом зависящих от родного окружения.

Особый интерес и некоторые трудности для педагогов представляет проблема формирования личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста. Эта проблема особенно актуальна, так как практически нет литературы по данному вопросу. Данное противоречие помогло обозначить педагогическую проблему: как сделать процесс приобщения мальчиков-дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Цель педагогического опыта – апробация педагогических условий развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо.

Нами были поставлены задачи:

1. Определить сущность развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо.

2. Выявить содержание работы по развитию личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо.

3. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо.

Для решения данных задач выдвинута рабочая гипотеза. Процесс развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо будет эффективным при следующих условиях:

- обеспечена взаимосвязь педагогов и родителей по формированию представлений ребенка о традициях народа саха;

- организован процесс ознакомления с родной культурой через разные виды совместной деятельности детей и взрослых.

Новизна педагогического опыта связана с тем, что определены условия формирования личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста на основе олонхо; установлены уровни и критерии изучения личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость педагогического опыта состоит в разработке дидактических средств и методов формирования личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо, которая может быть использована в работе дошкольных учреждений.

Теоретической основой педагогического опыта являются: концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева; идеи народности в воспитании Г.Н. Волкова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.;  этнопедагогические исследования якутских авторов - Р.Я. Антоновой,                         В.Ф. Афанасьева, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилов, А.Г. Корниловой,                        М.М. Прокопьевой, Л.С. Ядрихинской и др.

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы  воспитателями,  психологами,  методистами и родителями в организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо

1.1. Психолого-педагогическая характеристика личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста

По мнению А.Н. Леонтьева, дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ними [16, c. 27]. Ребенок испытывает свою независимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его межличностные взаимодействия с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены его радости и огорчения.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности                              с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только                     о другом человеке, но и о самом себе.

Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения.

В дошкольном возрасте, особенно в период около пяти лет, идет интенсивный процесс развития самосознания ребенка. Важным компонентом самосознания является осознание ребенком себя как представителя определенного пола. Процесс половой социализации осуществляется                             не только через семью, но и через группу сверстников. Т.А. Репина утверждает, что общество сверстников, как своего, так и противоположного пола, является универсальным фактором полоролевой социализации. Оценивая поведение ребенка, его физические данные в свете существующих у детей критериев маскулинности и фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, дети тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под сомнение его полоролевые ориентации [23, с. 129].

Как известно, формирование личностных качеств, по существу, является важной частью нравственного воспитания. Оно, хотя и включает                 в себя развитие полоролевого самосознания ребенка, главное его направление – это формирование у детей начал мужественности и женственности. В педагогике, наряду с решением общих как для мальчиков, так и для девочек нравственных задач, важно воспитывать и специфические для того или иного пола, нравственные качества, принимая в расчет тот факт, что эти нравственные качества в структуре личности представителей мужского и женского пола занимают разное место и имеют разную степень выраженности.

Важнейшим агентом формирования личностных качеств мальчика была и остается семья. К сожалению, кризис семьи, отмечаемый как одно из значительных социальных явлений, выразился в частности, в том, что мужчины практически утратили свою ведущую роль, как главы семьи, так и воспитателя и наставника.

Отделение и отдаление себя от взрослого приводит к тому, что ребенок мужского пола начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали, прежде всего, предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и делания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное «Я» ребенка. С отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения - в диаде «ребенок - взрослый».

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление мальчика о результатах своих действий. С другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает мальчику-дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых                                    и в какой-то мере противостоять им. Чем младше мальчик, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. Идеальный вариант воспитания, когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения [19, с. 74].

Формирование у детей начал мужественности и женственности – одна из самых актуальных и наиболее трудных проблем современной дошкольной педагогики. Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что в группе детского сада мальчики в общении                         со сверстниками прибегают к формам женского поведения – излишне эмоциональны, чувствительны, плаксивы, что традиционно связано с понятием «женственности». Некоторые девочки в общении со сверстниками показывают свою упорство, силу, некоторую агрессию, что традиционно связано с образом «мужественности». То есть в настоящее время идет значительное сближение традиционно женских и мужских социальных ролей, размывание четких границ между ними.

Л.Ф. Обухова указывает, что первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. С ранних лет родители внушают ребенку определенные нравственно-поведенческие правила: девочка, глядя на свою мать, с такой же тщательностью следит за чистотой своей одежды, мальчик, глядя на отца, берет молоток и пытается забить гвоздь, глядя на старшего брата, с таким же удовольствием берется за книжку. Постепенно привычные действия закрепляются в поведении и формируют характер ребенка, определяют мужской или женский стиль поведения, так передается этическая культура на уровне семьи [18, c. 55].

Для мальчика первая женщина – его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать сына, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем в его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, пассивность. У таких  мальчиков можно наблюдать развитие женских личностных качеств – черт характера или, напротив, развитие компенсаторной мужественности, для которой характерно сочетание преувеличенно мужского поведения с зависимым характером [22, с. 54]. Наиболее чувствительными к воздействию семейного влияния оказываются стержневые образования личности ребенка – его представление о себе, самооценка, образ себя. Полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, его представление о себе закономерно связано с отношением родителей к ребенку.

При благоприятной эмоциональной атмосфере в семье формирование личностных качеств мальчика идет плодотворно, что способствует  гармоничному вхождению ребенка в социум, приобщению  ребенка к культуре общества. В таких условиях ребенок готовится к общению со сверстниками и другими окружающими  людьми. В 5-6 лет детям уже доступны несложные формы этикетного поведения, которым ребенок обучен в семье – не разговаривать громко, не перебивать старших, соблюдать правила  поведения  в общении с людьми.  

Мальчики старшего дошкольного возраста могут дружно играть со сверстниками, способны поделиться игрушкой, проявить заботу о сверстнике другого пола, могут оценивать  свои  и чужие поступки на основе суждений о собственном поведении: мальчики не плачут, защищают девочек, девочки не шумят, не дерутся. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, но труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, но любят задания на сообразительность, личностные интересы в рисовании проявляются в том, что они чаще рисуют технику, рисунки наполнены действием, отражают большее пространство, вмещают большую площадь, больше домов и улиц, менее насыщенная цветовая гамма. Характерные поведенческие качества – на занятиях часто смотрят на стол, перед собой, если знают ответ - отвечают уверенно, задают вопросы для получения конкретной информации. В начале занятия долго раскачиваются, пик работоспособности приходится на конец занятия.

Таким образом, личностные качества мальчика-дошкольника имеют сложную систему, которая характеризуется соподчиненностью мотивов по отношению к потребностям. Она складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. В целом, особенности мальчика старшего дошкольного возраста определяют общую направленность его личностного развития.

1.2. Сущность развития личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Философские взгляды народа саха на воспитание связываются                               с определением целей формирования ценностного отношения дошкольника                        к традициям народа, где важно ориентироваться на подготовку его к жизни в обществе и обеспечение полноценного проживания детства. Они нашли свое отражение в эпосе олонхо [22, с. 61].

Олонхо - древнейшее эпическое искусство якутов (саха). В героическом богатырском эпосе народа саха воспевается не только могучая сила, ратные подвиги богатырей (это лишь внешняя сюжетная обрисовка олонхо), но и истинно человеколюбивые идеи и нравственные воззрения.

Действие в олонхо происходит в трёх мирах - Верхнем (Үөhээ Дойду), Среднем (Орто Дойду) и Нижнем (Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас - Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Основная тема олонхо - это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями. Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (Муж Одинокий). Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абааhы.

Одним из положений учения айыы является воспитание молодежи храбрыми мужественными, непреклонными борцами за народное счастье. Это сквозная идея олонхо, сказок и пословиц. В героическом эпосе олонхо, герой представлен как храбрый воин – освободитель племени айыы от порабощения абааhы. Мужественного человека якуты называют «уолан бэрдэ». Чтобы оправдать это имя он должен быть не только смелым, но и физически крепким, великодушным, добрым к друзьям и беспощадным к врагам. В пожеланиях новорожденному малышу старшие выражали, в первую очередь, свою мечту увидеть его будущим Уолан–нюргуном, защитником родного народа.

В олонхо велика роль фантастического элемента как средства выражения героического: это близко пониманию старших дошкольников. Сюжеты олонхо, в которых много мифологического, раскрывают этот героический характер подвигов главных богатырей. Подвиги героев олонхо не ограничиваются пределами семьи. Проблематика олонхо намного шире: в нем идет речь о борьбе за счастье и благополучие всего народа [2, с. 19].

В песнях олонхо заметно звукоподражание ржанию коня, голосам различных птиц и зверей. Выдающимся олонхосутам такое разнообразие удавалось, вызывало восхищение слушателей и придавало исполнению олонхо необыкновенно яркий, живописный характер. Раньше каждый якут с детства знал множество различных сюжетов и пробовал свои силы в сказывании олонхо. Было много олонхосутов – «профессионалов». Они специально занимались пением олонхо.

Олонхо является мудростью народа саха, поэтому требует внимательного изучения материала. Олонхо оказывает всестороннее влияние на личность старшего дошкольника, развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д. Олонхо учит детей понимать «добро» и «зло», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

Исходя из этого, следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:

- развитие речи;

- изобразительная деятельность;

- музыкальное воспитание;

- игровая деятельность;

- нравственное воспитание;

- трудовая деятельность;

- работа с родителями;

Все эти виды деятельности могут быть взаимосвязаны друг с другом.

Эффективные пути формирования личностных качеств мальчика на основе олонхо могут быть реализованы посредством использования педагогики семейного быта, мудрости народа саха, усвоения культурного его значения в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям. Важное значение здесь имеет изучение народных представлений об искусстве воспитания, что нашло свое отражение через описание обрядов и традиций в олонхо. Ведь обрядовая педагогика народа саха ориентирована на воспитание целостной личности [5, c. 157].

Существуют следующие традиции народа саха, имеющие непреходящую ценность в социальном воспитании детей. К ним относятся: уважение  к старшим; почтительное отношение к женщине; гостеприимство; взаимопомощь и милосердие; забота о детях, воспитание трудолюбия; различия в воспитании девушек и юношей при подготовке к семейной жизни.

Многие традиции народа саха были обрядом жизнеутверждения, слияния человека и природы. В слова олонхо народ саха вложил все свое поэтичное, вдохновенное видение мира и своей жизни. Передавая это видение лучшими образцами своего языка, необычайно проникновенными эпитетами и определениями [10, c. 29].

Испокон веков в семейном этикете народа саха существует традиции в воспитании сыновей и дочерей. С давних времен мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Мальчиков воспитывали в духе воинов, защитников, бойцов, девочек как будущую мать, хранительницу семейного очага. Так и сейчас мальчики и девочки ведут себя по-разному в обществе, проявляя при этом свои специфические индивидуальные качества:

- сына необходимо учить самостоятельно, принимать решения, воспитывать в нем чувство ответственности, долга, уважения к девочкам,

- в сыне необходимо воспитывать способность сдерживать желания,

- воспитанию женственности у девочки способствует пример отца,

- сын должен понимать, когда и каким поступком можно гордиться.

Традиции, обычаи и обрядовые действия как средства народного воспитания способствуют становлению мировоззрения, прививают мальчикам-дошкольникам чувство уважения к старшим, сострадания к слабым. Приобщение детей к традиционному мировоззрению на занятиях в ДОУ регулирует их духовную жизнь. Практическое освоение традиций ведет к обретению душевного равновесия, личностному развитию.

В старину вся жизнь народа саха строилась на основе традиционной культуры и в ней исключительное место занимала народная педагогика. Система формирования личностных качеств мальчика строилась с учетом природно-климатических условий. Этикет обрядовой культуры – неписаный свод законов его создателей и носителей. Это образ их жизни, мировоззрения, мышления и нравственности.

Учитывая специфические особенности мальчиков старшего дошкольного возраста, воспитатели проводят во взаимосвязи с семьей работу по формированию представлений о межличностном общении.

Для реализации задачи развития личности мальчиков старшего дошкольного возраста можно использовать самые разнообразные средства:

- общение с представителями родного социума;

- устное народное творчество;

- подвижные игры народа;

- игру, народную игрушку и национальную куклу;

- декоративно-прикладное искусство.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое значение для развития личности старших дошкольников является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, спектакли по сюжетам олонхо и др.). Но особенность игр по олонхо в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Игровые виды деятельности по сюжетам олонхо учат личность мальчика тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Олонхо развивает речь мальчика, обогащает его словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, в нем очень много благословительной речи («алгыс»), напутствий, что имеет немаловажное значение в формировании доброжелательного отношения мальчика к свертсникам в группе. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание ребенка, расширяет его кругозор. Своеобразное интонирование, передача образа мимикой требует большой внутренней работы. Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей, таким образом, развивают свою память, пробуждается глубокая связь поколений.

Таким образом, в сюжетах олонхо нашли свое отражение традиции народа саха в воспитании сыновей и дочерей. С давних времен мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Мальчиков воспитывали в духе воинов, защитников, бойцов. Знание и понимание этих героических сюжетов помогает формированию у детей мальчиков начал мужественности. Введение разных видов деятельности по олонхо помогает развитию личности старшего дошкольника, развитию у него навыков позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

ГЛАВА 2. Описание педагогического опыта работы по развитию личности мальчиков старшего дошкольного возраста

посредством олонхо

2.1. Изучение личностных качеств мальчиков старшего

дошкольного возраста

Для подтверждения теоретических выводов, приведенных нами в первой главе, а также для проверки гипотезы, нами проведена опытно-экспериментальная работа. В экспериментальном исследовании приняли участие 10 воспитанников (мальчиков) старшего дошкольного возраста Центра развития ребенка – детского сада № 2 «Олененок» г. Якутска.

Цель констатирующего опытно-экспериментальной работы: изучение уровня сформированности личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста до формирующего эксперимента.

Констатирующий этап состоял из двух частей.

Методика I. Опрос мальчиков.

Цель: определить уровень понимания мальчиками старшего дошкольного возраста значения роли мужчины, отца-кормильца семьи, установить уровень дифференциации пола у воспитанников.

Испытуемым мальчикам предлагалось ответить на следующие вопросы:

В чем разница между мальчиками и девочками?

Какой должен быть мальчик?

Ты любишь народные игры?

Как надо относиться к девочкам?

Ты знаешь, что такое отец?

Хочешь быть отцом?

В чем роль отца – кормильца семьи?

Какие народные игры вы играете у себя дома?

Играете дома коллективно или сидя перед телевизором?

10. Какие якутские народные традиции используете у себя дома?

Обработка результатов данной части констатирующего исследования проводилась по следующим критериям: наличие первоначальных представлений о роли мужчины как отца-кормильца семьи саха; наличие определенных знаний о семейной роли отца; сформированность представлений мальчика о себе как представителе мужского пола.

На основе этих критериев были определены следующие уровни понимания мальчиками старшего дошкольного возраста значения роли мужчины, отца-кормильца семьи, установлен уровень дифференциации пола. При  подсчете  результатов  в  этом  обследовании за каждый правильный  (положительный)  ответ  насчитывался 1  балл,  после  чего  подводилась  общая сумма баллов.

Высокий уровень понимания испытуемыми мальчиками старшего дошкольного возраста значения будущей роли мужчины характеризуется следующими показателями: 8-10 баллов – наличие правильных представлений о семейной роли отца, дети хорошо информированы о роли отца, дифференцируют разницу между мальчиками и девочкой, как по внешним признакам, так и по поведенческим, проявляют критерии мужественности в поведении и во внешнем виде, стремятся выполнять мужские домашние обязанности.

Средний уровень – 4-7 баллов – характеризуется такими же показателями, как и предыдущий уровень, но со следующими изменениями: мальчики выделяют в основном признаки мужественности (кормить семья, быть сильным, храбрым, ходить на охоту, быт быстрым, ловким). Представления о будущей роли отца, семейной роли - размыты: дети считают, что отец, воспитывая ребенка должен только удовлетворять обыденные, бытовые потребности, мальчики стремятся вырасти, чтобы иметь возможность свободно распоряжаться своим временем. Эта категория детей знакома, но слабо с национальными традициями и обычаями народа саха, в частности это проявляется в меньшем знании, умении их использовать, чем в предыдущей категории испытуемых.

Низкий уровень – 0–3 балла – характеризуется фрагментарным скудным представлением о своей будущей роли отца, дети проявляют увлечение телевизионными передачами, телесериалами, мультфильмами, компьютерами, игровыми приставками. Не знают и не владеют национальными якутскими играми, песнями, не знают якутских национальных праздников. Дифференциацию пола определяют только по внешним признакам и по этим же признакам характеризуют всех.

Результаты беседы с мальчиками помещены в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты изучения уровня понимания мальчиками старшего дошкольного возраста значения будущей роли мужчины

Уровень

Показатели

Количество

%

Высокий

0

0

Средний

3

30

Низкий

7

70

Анализ полученных результатов исследования по I методике показал следующее: в экспериментальной группе нет мальчиков с высоким уровнем понимания значения будущей роли мужчины, со средним уровнем – 30%,                            с низким – 70%.

Методика II. Анкетирование родителей.

Цель методики: выявить отношение родителей к использованию традиций народа саха в процессе воспитания мальчиков.

Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование родителей. Родителям были предложены следующие вопросы:

Знакомы ли вы с традициями народа саха?

Используете ли вы в практике воспитания своих мальчиков традиции народа саха? Если да, то, как часто?

Известны ли вам якутские народные игры, развлечения для мальчиков, и какие именно?

Используете ли вы в воспитании мальчиков якутские народные игры, развлечения?

Что в вашем понятии является воспитанием мужественности?

Какие личностные качества мальчика являются для вас ведущими                       в воспитании вашего ребенка?

Знакомы ли вы с традиционным народным мастерством народа саха, и обучаете ли вы этому мальчика?

Считаете ли вы, что воспитание мальчика должно отличаться                             от воспитания девочки?

9. Считаете ли вы обязательным традиционно-мужское воспитание?

10. Чем отличается ваше отношение к сыну?

На основании результатов анкетирования родителей, а также изучения документации и наших наблюдений за самостоятельной деятельностью детей в ДОУ выделены уровни использования традиций народа саха в процессе воспитания мальчиков в условиях семьи.

Высокий уровень – 8-10 баллов – характеризуется использованием                        в практике семейного воспитания национальных традиций и обычаев, фольклора, игр, развлечений, праздников, прикладного творчества, национальной кухни, обычаев, родного языка. Родители этой категории дифференцируют воспитание детей по половой принадлежности, считая воспитание мальчиков в старшем дошкольном возрасте важнейшей                                     и формирующей частью будущей роли мужчины как отца – кормильца семьи.

Средний уровень – 4-7 баллов – характеризуется наличием знаний родителей о некоторых традициях и обычаях воспитания мальчиков народа саха, что безусловно, сказывается на самом процессе воспитания мальчиков - родители редко и не полностью используют потенциал традиций народа саха в воспитании ребенка большое место занимает современная досуговая культура - телевизор, компьютер, игровые приставки, родители, слабо дифференцируя поведение ребенка с точки зрения его принадлежности                                    к определенному полу.

Низкий уровень – 1-3 балла – имеют родители, которые свидетельствует о том, что в семье не только не используют педагогические идеи и мировоззрение народа саха, дифференцированное мужское воспитание, но и не имеют представления об этом.

Результаты анкетирования родителей помещены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты изучения на констатирующем этапе отношения родителей

к использованию традиций народа саха в процессе воспитания мальчиков старшего дошкольного возраста

Уровень

Показатели

Количество

%

Высокий

0

0

Средний

5

50

Низкий

5

50

Как видим по таблице 2, показатели отношения родителей обследованной группы к использованию традиций народа саха                                в процессе воспитания мальчиков также невысокие. Так, в ней нет детей с высоким уровнем, детей со средним уровнем только 50%.

По итогам констатирующего эксперимента сделаны следующие выводы.

1. Анализ полученных результатов исследования по I методике показал следующее: в обследованной группе нет мальчиков с высоким уровнем понимания значения будущей роли мужчины, со средним уровнем – 30%,                            с низким – 70%.

2. По II методике выявлено, что показатели отношения родителей обследованной группы к использованию традиций народа саха                                  в процессе воспитания мальчиков недостаточное: в ней нет испытуемых с высоким уровнем, со средним уровнем только 50%, с низким уровнем – 50%.

3. Исходя из выявленных показателей, следует провести с детьми экспериментальной группы и их семьями формирующую работу.

2.2. Содержание работы по развитию личности мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо

Цель формирующего этапа: развитие личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста посредством олонхо.

Исходя из этого, поставлены следующие задачи:

познакомить дошкольников с сюжетами олонхо,

использовать их на занятиях и в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

привлекать родителей к проведению мероприятий в ДОУ                                           с использованием олонхо.

В рамках формирования личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста посредством традиций народа саха были использованы разные виды совместной деятельности, учитывающие взаимодействие семьи и ДОУ.

Совместная деятельность ДОУ и семьи в этом направлении была распределена по двум основным блокам:

I блок – «Я – мальчик. Я – будущий мужчина» – воспитание личностных качеств мальчиков на основе представлений о себе как представителях мужского пола;

II блок – «Игры и занятия наших предков» – формирование личностных качеств мальчиков на традициях народа саха.

I блок – «Я – мальчик. Я – будущий мужчина».

Цель: сформировать представления мальчиков о мужественности.

В обучении мальчиков старшего дошкольного возраста использованы самые разнообразные методы и приемы:

- создание воспитывающих ситуаций;

- беседа,  беседа-диалог;

- анализ художественных текстов;

- упражнения;  инсценировки;

-  решение творческих задач, творческие задания;

- игра;

- анализ жизненных ситуаций;

- ситуативно-ролевые игры;

- дидактические игры по сюжетам олонхо.

Пройдя подготовку на занятиях цикла по воспитанию личностных качеств мальчиков, дети:

узнали правила семейного этикета, что поможет развитию уважения к своим близким, умению понимать маму, бабушку, папу и др.;

усвоили основы нравственности в отношениях с родителями,                        а также с незнакомыми взрослыми людьми, научатся уважать                        взрослых;

научились видеть достоинства и недостатки собственного поведения    и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах;

получили представление о мужественности.

В результате проведения цикла занятий по I блоку мальчики научились:

понимать основы взаимоотношений с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми;

проявлять заботу и добрые чувства к своим близким;

понимать значение труда взрослых; понимать, в доступной для них форме, особенности деятельности взрослых.

II блок – «Игры и занятия наших предков».

Цель: формирование личностных качеств мальчиков на традициях олонхо.

На данном этапе мы сформулировали следующие педагогические условия развития личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста:

взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания мальчиков в семье;

учет половозрастных и индивидуальных особенностей мальчиков данного возраста.

В рамках II блока формирующей работы участвовали родители. Нами были проведены беседы, различные совместные мероприятия, где были задействованы как дети, так и их родители.

Педагогическими условиями развития личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста на основе олонхо являются следующие:

- организация развивающей среды, обеспечивающей окружение детей предметами национального характера (дизайн с элементами и мотивами якутского декоративно-прикладного искусства, игрушки и игровая атрибутика национального характера, подборка книг с произведениями фольклора, картинно-иллюстративный материал, отражающий содержание эпоса олонхо);

- определение базовых направлений в работе с детьми, основанных на использовании олонхо во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народных праздников и других традиций народа саха;

- ознакомление детей с якутскими народными узорами, национальным изобразительным искусством;

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, способствующие гармонизации личности ребенка;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств олонхо, национальных игр, народной игрушки и национальных кукол; декоративно-прикладного искусства, музыки, средств музейной педагогики.

При реализации данных педагогических условий выделяли следующие принципы работы с мальчиками:

- гуманное и бережное отношение к детям;

привитие уважительного отношения к взрослым;

- формирование качеств мужественности на основе заботливого отношения к девочкам и женщинам;

- посильное участие детей в различных видах труда – хозяйственного, ручного, самообслуживания на основе понимания ими значения труда в жизни человека.

Для обеспечения эффективных путей развития личности мальчика использовали различные организационные формы работы по материалам олонхо: игровые театрализованные занятия, игры-драматизации, проблемные беседы, т.е. в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

В героическом эпосе олонхо описан идеал якутского богатыря. Подрастающее поколение должно знать, что существующий идеал богатыря является примером для подражания. Каждый мальчик является индивидуальностью. Задача педагога, родителей заранее узнать, увидеть потенциальные возможности, раскрыть таланты, искоренять отрицательные черты.

Исходя из вышеизложенного, эта работа включала в себя:

- ознакомление с олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», поговорками, загадками, песнями, призванными формировать нравственные ценности мальчиков старшего дошкольного возраста;

национальные спортивные игры и развлечения мальчиков;

интеграция народных обычаев и традиций в современную семью;

обмен между родителями опытом и семейными традициями в области этнопедагогики в процессе воспитания мальчиков;

- приобщение мальчиков к национальным спортивным играм, танцам, фольклору, культуре народа саха:

проведение национальных подвижных игр;

чтение в условиях семьи и в детском саду сюжетов олонхо и народных сказок;

беседа с детьми по содержанию олонхо, рисование иллюстраций, выполнение поделок.

Основной формой организации физического развития мальчиков саха являются национальные виды единоборства (спорта). К ним относятся якутские прыжки («кылыы» - прыжки на одной ноге, «ыстаца» - собственно прыжки и «куобах» - прыжки на двух ногах), борьба «хапсагай» (ловкий, состязание в ловкости), перетягивание палки - «масс тардыьыыта». Все эти виды спортивных национальных состязаний способствуют развитию силы, ловкости. Национальные виды спорта носили массовый характер и способствовали лучшему самоопределению и самоутверждению мaльчикoв. Проводились традиционно во время национального праздника «ысыах» и других досуговых мероприятий.

Посильная помощь родителей не только в проведении мероприятий, но и в учебно-воспитательном процессе в группе, их активное участие в жизни детского сада является доказательством того, что проведенная нами работа достигла своей цели. Для наглядного подтверждения эффективности проведенной работы по развитию личностных качеств мальчиков на основе олонхо, после контрольного этапа нами были составлены диаграммы, отражающие динамику их показателей (рис. 1 и 2 ).

Рисунок  1

Динамика результатов изучения уровня понимания мальчиками экспериментальной группы значения будущей роли мужчины

Рисунок  2

Динамика результатов изучения отношения родителей экспериментальной группы к использованию традиций народа саха

Качественный анализ результатов показал: личный пример родителей (отца) является основой эффективного воздействия на формирование мужественности мальчиков.

Таким образом, можно заключить, что развитию личности мальчиков способствовало их приобщение посредством олонхо к народному идеалу мужественности, нравственным традициям поведения и общения, участие в разных видах совместной деятельности – театрализованных играх, танцах, создании поделок, чтении фольклорных сюжетов и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Специфика формирования личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста на основе олонхо обусловлена дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Данный процесс характеризуется основными личностными приобретениями ребенка в результате приобщения его к родной культуре, помогает ему познать самого себя, гордиться своим народом, осознавая ценность своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Механизмом, позволяющим включить олонхо в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же развивающие функции.

В данной работе мы попытались наметить некоторые способы и приемы использования олонхо, с помощью которых педагог и родитель может среду для развития таких личностных качеств мальчика-дошкольника как мужественность, благородство, уважение к старшим, забота о слабых.

В нашем опыте мы выявили, что совместные виды деятельности на основе сюжетов олонхо приучают мальчиков считаться с общественным мнением, подчиняться ему: дети становятся более организованными,    чуткими и внимательными, заинтересованными в успехе каждого и всего коллектива. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребёнка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности и жизни.

Таким образом, наш педагогический опыт показал, что олонхо может эффективно использоваться для развития личностных качеств мальчиков старшего дошкольного возраста на занятиях и в свободное время.

На основе обобщения использованного опыта мы составили практические рекомендации для работников ДОУ и родителей.

1. Важно обогащать знания родителей о психологических особенностях мальчиков старшего дошкольного возраста, помочь им в установлении адекватных форм общения с мальчиками, вовлекать родителей в процесс реализации дифференцированного подхода в воспитании мальчиков в семье и ДОУ.

2. Ценностное отношение к традициям народа саха, отраженным в олонхо, является важнейшей стороной гармоничного развития личности современного ребенка-саха, поэтому необходимо учитывать уровень его самосознания в работе по обогащению опыта проживания и общения в условиях взаимодействия со взрослыми близкого окружения.

3. Формирование самосознания мальчика-саха можно связать с процессом усвоения заданных в социуме ценностей народной культуры, в результате чего эти образцы становятся регуляторами половозрастного поведения ребенка.  

4. Основные условия использования олонхо в развитии личностных качеств мальчиков связаны с соблюдением  ими  норм общения  между людьми на основе представления о ценностях родной культуры и обычаев предков.

5. Психолого-педагогическая сущность развития личностных качеств мальчиков на основе использования олонхо связана с тем, что эта работа должна опираться на планомерную систематическую совместную деятельность педагогов и родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности /Психология формирования и развития личности. –                  М. : Сфера, 2006. – 348 с.

Антонова, Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. – Якутск: Ситим, 1995. – 55 с.

Афанасьев, В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск, 1979. – 124 c.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –                           М.: Академия, 2004. – 248 с.

Волков,  Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары: Чувашская кн. изд-во, 2008. - 334с.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред.               А.Н. Виноградовой. - М. : Просвещение, 2007. – 95 с.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. –                        М. : Педагогика-Пресс, 2006. – 378 с.

Гермогенова,  М.Д. Целостная воспитывающая среда социума. // Народное образование Якутии. Якутск. – 1995. - № 1. – С. 31.

Григорьева, А.А. Якутские национальные игры. Учебн. пособие. - Якутск: ЯГУ, 1990. – 62 с.

Григорьева, А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка                          на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М., 2003. – 149 с.

Данилов, Д.А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа                                 в сельском социуме. – Новосибирск: Наука, 1999. – 136 с.

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М.: Сфера, 2008. – 266 с.

Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В.Антоновой. - М.: Педагогика-Пресс, 2005. – 112 с.

Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 2004. – 102 с.

Концепция обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия). – Якутск, 1996. – 164 с.

Леонтьев,  А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: Союз,  2006. – 356 с.

Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика,                           1986. – 144 с.

Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. –                               М. : Тривола, 2006. – 486 с.

Общение между детьми в детском саду и в семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М. : Педагогика, 2007. – 150 с.

Оконешникова, А.П. Этнопедагогические особенности народов                                  в воспитании детей. – Пермь, 1996. – 346 с.

Портнягин, И.С. Этнопедагогика «Кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха. – М. : Academia, 1998. – 184 с.

Прокопьева, М.М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале Республики  Саха (Якутия). – М.: МГГУ, 2007. – 122 с.

Репина Т.А. Особенности формирования начал мужественности и женственности у дошкольников // Детский сад. – 2006. - № 1. - С. 129 – 132.

Сухомлинский, В.А. О воспитании. - М. : Педагогика, 2009. – 273 с.

Ушинский, К.Д. Избранные произведения. - М. : Союз, 2006. – 556 с.

Эльконин, Д.Б. Детская психология. - М.: Сфера, 2007. – 328 с.

Ядрихинская Л.С., Васильева Л.П. Педагогические условия социальной адаптации ребенка саха в русскоязычном детском саду // Народное образование Якутии. - 2005. – 32. - С. 138-141.

Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. – М.: Спектр, 2008. – 324 с.

Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. - М.: Наука, 1974. –                             396 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"

Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....

Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...

Влияние мультфильмов на развитие личности детей старшего дошкольного возраста

На протяжении последних лет появляется огромное количество различных мультипликационных фильмов отечественного и зарубежного производства. При этом, в настоящее время на телевидении преобладают отечес...

Особенности детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как институ...

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку

Развитие познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку   В настоящее время, в педагогике актуализируются проблемы использования ино...