Главные вкладки

    Влияние мультфильмов на развитие личности детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Баймяшкина Тамара Андреевна

    На протяжении последних лет появляется огромное количество различных мультипликационных фильмов отечественного и зарубежного производства. При этом, в настоящее время на телевидении преобладают отечественные мультфильмы, такие как «Маша и медведь», «Смешарики» и др. Еще около 10 лет назад, преобладание зарубежных мультфильмов было основной тенденцией. Специалисты изучали воздействие иностранных мультфильмов на психическое развитие ребенка. Старые же отечественные  рисованные мультфильмы были более естественными не только по способу производства, но также и по восприятию ребенком сюжета и смысла. Эти мультфильмы несли добрый, созидательный и поучительный смысл для ребенка...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_multf.docx111.41 КБ

    Предварительный просмотр:

                             Содержание

    Ведение…………………………………………………………………………3

    Глава I .  Теоретическая часть. Влияние мультфильмов на развитие личности детей старшего дошкольного возраста.

              1.1. История создания мультипликационных фильмов………………7

              1.2. Влияние отечественных мультфильмов на детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………10

               1.3. Влияние зарубежных мультфильмов на детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………17

       Глава II .Практическая часть          

                2.1.Анализ результатов исследования……………………………… 28

               Заключение…………………………………………………………………….34

     Список использованных источников………………………………………..36

     Приложение……………………………………………………………………38

    Введение

    Каждый человек независимо от возраста и пола, имеет индивидуальные особенности. Одни люди могут сосредоточено рассматривать фотографии и рисунки в старой книге, другие предпочитают активный образ жизни, выбирая вместо книг катание на велосипеде или коньках. Мальчики, как правило, выбирают мужские игры: машинки, роботы, конструкторы, а девочки, как правило, выбирают игры с куклами, наряжая и заботясь о них. Однако, без исключения, большинство людей независимо от возраста любят смотреть мультипликационные фильмы.

    Общая симпатия к мультфильмам является неслучайным явлением. Взрослые люди (родители), хорошо зная содержание и смысл мультфильма, могут отвлечь детей на некоторое время, при этом мультфильмы продолжают выполнять воспитательные и развивающие функции. Кроме того, часто родители часто могут с интересом смотреть мультфильмы вместе с детьми, поясняя при этом непонятные для ребенка фразы или ситуации.

    Дети же, не осознавая глубинные функции мультипликационных фильмов, воспринимают ее как интересный досуг с историями и любимыми героями. В настоящее время мультфильмы пытаются наполнить главным воспитательным смыслом: обучение значений дружбы, общения, взаимоуважения, плохих и хороших поступков и дел, таких понятий как «добро» и «зло».

    С момента появления мультипликации, прошло более века. Мультипликационные технологии претерпели значительные изменения. Старшее поколение выросло на отечественных мультфильмах: Малыш и Карлсон, Кот Леопольд, Чебурашка, Простоквашино, «Ну, погоди».

    В настоящее время существуют огромное количество различных мультфильмов, которые имеют свою аудиторию. Появилось много жанров, новых героев, сюжетов. При этом, по мнению различных специалистов и родителей, не каждый мультфильм имеет положительное влияние на развитие ребенка. Конечно, различные специалисты (психологи, педагоги) отмечают, что мультфильмы могут приносить как пользу, так и вред, а также отмечают, что просмотр мультфильма должен быть строго, фиксироваться по времени.

    Развитие и становление личности каждого человека начинается с раннего детства. Одним из основных средств влияния на развитие и становление личности человека является мультипликационный фильм.

     В зависимости от характера влияния мультфильма на развитие ребенка существует множество точек зрения. С.Н. Ениколопов отмечает, что мультфильм может оказать негативное влияние исключительно тогда, когда сам ребенок сопоставляет себя с героями мультфильма. В  остальных случаях, он не считает мультфильмы вредными с точки зрения развития ребенка.

    Другой точки зрения придерживаются  И.Гундорова, О. Казак, И. Медведева. Данные авторы классифицируют мультфильмы на отечественные и зарубежные и считают, что  именно зарубежные мультфильмы оказывают вредное воздействие на психику ребенка, а также могут породить такие отрицательные проявления как агрессия, грубость, раздражительность, тревогу, а отечественные формируют у ребенка исключительно положительные проявления: взаимопомощь, дружелюбие, доброта.

    На протяжении последних лет появляется огромное количество различных мультипликационных фильмов отечественного и зарубежного производства. При этом, в настоящее время на телевидении преобладают отечественные мультфильмы, такие как «Маша и медведь», «Смешарики» и др. Еще около 10 лет назад, преобладание зарубежных мультфильмов было основной тенденцией. Специалисты изучали воздействие иностранных мультфильмов на психическое развитие ребенка. Вызывали вопросы о влиянии новых технологий (спецэффекты), так как многие из мультфильмов носили неественный характер с элементами насилия. К примеру, американский мультфильм «Том и Джерри», где кот постоянно пытается расправиться с мышью, при этом даже в самых кровавых сценах, ни мышь, ни кот не умирают, то есть мультфильм полон агрессии. Старые же отечественные  рисованные мультфильмы были более естественными не только по способу производства, но также и по восприятию ребенком сюжета и смысла. Эти мультфильмы несли добрый, созидательный и поучительный смысл для ребенка.

    Целью исследования является анализ влияния мультипликационных фильмов на становление и формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста.

    Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.

    Предметом исследования является влияние мультипликационного фильма на становление и развитие личности детей старшего дошкольного периода.

    В исследовании выдвигается гипотеза: мультфильмы отечественного и иностранного производства, которые имеют естественный характер и содержат в себе добрые поучительные сюжеты, положительно воздействуют на психическое развитие ребенка, напротив, мультфильмы агрессивного характера со сценами насилия развивают в ребенке страх, тревогу, агрессию, а также неадекватное поведение при общении со сверстниками и взрослыми людьми.

    Задачи исследования:

    1. Провести тщательный анализ отечественных и иностранных мультфильмов, а именно выявить различия влияния на психику ребенка, определить уровень положительного и отрицательного влияния мультфильмов, созданных различными способами.

    2.Определить критерии привлекательности мультфильмов для детей дошкольного возраста, а также определить среднее время просмотра мультфильма в день.

    3. Определить степень тревожности у детей старшего дошкольного возраста как показателя развития эмоциональной сферы у детей в исследуемых группах.

    4. Произвести экспериментальный анализ эмоционального состояния детей во время просмотра мультипликационных фильмов.

    Методами исследования стали:

       1. Анкетирование родителей или опекунов;

       2. Проведение бесед с детьми исследуемой группы;

       3. Тестирование на уровень тревожности.

    При написании курсовой работы использовалась следующая методическая база: экспериментальный метод с целью проведения анкетирования и определения необходимости изучения влияния мультфильмов на детей; поисковый и описательный методы; аналитический, предполагающий сопоставление отобранных данных.

    Данная работа делится на две части: теоретическую и практическую. Первая посвящена рассмотрению истории создания мультфильмов, особенностям отечественных и иностранных мультфильмов, а также их влияние на психику и общее развитие детей. Вторая часть посвящена анализу результатов анкетирования и тестирования.

     

    Глава I. Теоретическая часть. Влияние мультфильмов на развитие личности детей старшего дошкольного возраста.

    1.1.История создания мультипликационных фильмов.

    История создания мультфильмов имеет несколько версий. По одной из них, считается, что появление мультипликации произошло в 1877 году во Франции, которая является точкой начала мультипликационной деятельности. 30 августа того года был зарегистрирован патент праксиноскопа изобретателем, а также художником Э. Рейно (Рис.1.).

    Emile Reynaud RA.jpg

    Рис. 1. Художник и избретатель Эмиль Рейно

    За месяц до регистрации патента Эмилем Рейно был представлен  доклад и продемонстрировано устройство «праксиноскоп» во Французской академии. Данное устройство представляло из себя аппарат, состоящий из коробки (из-под печенья) и зеркального барабана, который позволял просматривать на прозрачной ленте картинки. Создававшие иллюзию движения нарисованных фигур. Первый же мультипликационный фильм был создан позже в 1892 году Эмилем Рейно. Тогда в оптическом театре, принадлежащий изобретателю мультипликации, состоялся сеанс световых пантомим. Все нарисованные фильмы автор раскрашивал и монтировал самостоятельно. Он наносил изображения на длинные ленты, а каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.

    ShiryaevA.V.jpg

    Рис. 2. Александр Ширяев

    Другая версия гласит о том, что родоначальником мультипликации была Россия. В 1906 году руководитель труппы Мариинского театра А. Ширяев создает первый в мире кукольный мультипликационный фильм, в котором на фоне неподвижных декораций были изображены танцующие фигуры. Фильм был снят на 17,5 миллиметровую пленку. Создание заняло около трех месяцев.

    Также существуют более ранние версии создания мультипликации, но их доподлинно нельзя считать мультфильмом. Они являлись демонстрацией технических возможностей камеры.

    Самые первые мультфильмы представляли собой рисованные и окрашенные в ручную пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда было возможно применение звукового сопровождения одновременно с изображением.

    Значительно позднее, с появлением компьютерной техники, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране – настоящее отснятое кино или анимированное.

    В нашей стране огромным скачком в мультипликационном деле стало основание киностудии «Союзмультфильм» в 1936 году.

    В 1958 году в Японии появляется жанр мультфильма «Аниме» и монтирутся первые мультипликационные фильмы в данном жанре.

    1.2. Влияние отечественных мультфильмов на детей старшего дошкольного возраста.

    Проблема взаимодействия детей и телевидения волнуют не только родителей, но также психологов, педагогов и других специалистов. Телевидение для каждого человека, в том числе  и ребенка, стало основным досугом. Воздействие телевидения оказывает значительное воздействие на восприятие мира и событий в нем, формирует точку зрения, воздействует на умственные процессы. Устройство внутреннего мира ребенка формируется достаточно длительное время и основную роль в его развитии играют ресурсы, получаемые от взрослых. Данные ресурсы проявляются через проведение игр, чтение сказок, познавательные занятия, домашние эксперименты совместно с родителями, взрослыми людьми. При этом, среди множества таких ресурсов очень важное значение отводится телевидению., которое является не только досугом в свободное время, но и также средством воспитания. Основным наиболее востребованным ресурсом телевидения являются мультфильм.

    Понятие «мультфильм» имеет многосторонние значения, которые основаны различных формах изобразительного искусства и иллюстраций. Авторами мультипликационных произведений называют чаще всего карикатуристами. Первоначальный смысл мультипликационного фильма в изобразительном искусстве является подготовительный рисунок как произведения искусства по аналогии с картиной. Современное значение понятия относится к юмористической иллюстрации в анимационных фильмах. Понятие «мультфильм» также используется для обозначения комикса, а также может сослаться на юмористический рисунок в печатных изданиях.

    Мультипликационный фильм – это  вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных и объемных объектов.

    Огромное количество родителей довольно часто задумываются о влиянии мультфильмов на детей. Как известно, значительная часть американской мультипликации являются вредной с психической точки зрения развития ребенка. Разница между ответственными и иностранными мультфильмами ощущается достаточно сильно. По мнению психолога И.Я. медведевой, за такими различиями стоят глубинные расхождения в картине мира. При выборе определенного мультфильма или мультсериала нужно быть осторожным и осмотрительным, в отличие от выбора книги, так как визуализированные образы воздействую на ребенка намного сильнее. Отечественные мультфильмы отражают естественную картину мира, которую ребенок может адекватно принять. В своей основе мультфильмы являются с религиозной направленностью, то есть добро вечно, а зло имеет временный характер. И в этой положительной картине мира всегда есть место отрицательному персонажу, как и в реальности, который всегда может найти правильный путь в жизни, то есть происходит перевоспитание героя. А причинами существования отрицательных героев таится в отсутствии дружбы, любви и сочувствия. Важное отличие отечественных мультфильмов, особенно более ранних, что отрицательный герой всегда подавался в юмористической форме и это гармонизировало восприятие героя. Поэтому данные мультфильмы всегда рекомендуются для детей с ослабленной психикой и душевной травмой. Для детей, у которых не складываются отношения со сверстниками, такие мультфильмы корректируют модели поведения с целью положительной социализации в обществе. Последняя проблема особенно актуальна в настоящее время.

    Лучшими отечественными мультфильмами признаны небольшие рассказы (притчи), которые содержат глубокий духовный смысл, при этом сам рассказ является интересным и познавательным. При этом многие отечественные мультфильмы непросто показывают положительных героев, но дают установку воспитания в себе правильного человека. К примеру, мультфильм «Волшебный мешочек» автора А. Полушкина. Сюжет является жизненным и многие сопоставляют его со своей жизнью. У доброго и воспитанного медведя по имени Спиридон растет внук по имени Ивашка, который является непослушным озорником. Звери постоянно жалуются на внука, и Спиридон решается исправить эту ситуацию нестандартным методом. Спиридон разрешает Ивашке озорничать, но с одним условием: он дает ему мешочек, который перед долгожданной свободой должен пополняться камешками с каждым сделанным добрым делом. Сначала Ивашке тяжело найти полезные дела, но через какое-то время начинает видеть все больше возможностей для совершения хорошего и доброго дела. Через какое-то время мешочек от деда Спиридона становится полным и Ивашка освобождается. Однако привычка осталась, и находились другие дела, которые Ивашка и дальше выполнял. А озорничеству наступил конец.

    Мультфильм содержит в себе духовную истину: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В рассмотренном педагогическом приеме опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после того, как тот сделает добрые дела. Он пошел на риск, который оправдал себя по духовной истине. Истина гласит, что мы не должны постоянно о добрых делах, которые совершаем, однако если сердце и душа не воспитаны, но необходимо найти путь к этому началу.

    Так получается, что подсчет собственной добродетели становится привычкой и чертой характера человека, которая называется тщеславием. С целью объяснить ребенку о том, что добрые дела необходимо делать не из расчета дальнейшей похвалы или вознаграждения, можно показать мультфильм «Самый маленький гном» режиссера А. Каменского. Его смысл – воспитание доброго сердца. Сюжет состоит в том, что маленький гном Вася учится добру, и в каждой серии приходит на помощь героям сказок: трем поросятам, красной шапочке, семерым козлятам, петушку-гребешку. Есть в этом фильме так называемого спасателя – кота. Когда лиса периодически пытается выкрасть петушка-гребешка в дремучие леса, его всегда, как правило, спасает друг – кот. У кота накопилось при этом много заслуг, а когда гном Вася в очередной раз пытается позвать его на помощь, тот отказывается.

    Данный мультфильм характеризует не только то, что есть вечно положительный герой – маленький гном Вася, который, несмотря на его физиологические качества, может победить волка и лису, а то, что несмотря ни что, для того, чтобы прийти на помощь, не имеет никакого значения.

    В мультфильмах, собственно как и в реальной жизни, добрыми и отзывчивыми оказываются чаще маленькие,
    слабые, а порой и вовсе беззащитные. Об этом речь идет в мультфильме «Самый большой друг» режиссера П.Носова.

    Сюжет фильма является также достаточно простым. В Африке живет девочка и ее друзья: цыпленок, щенок, колокольчик и бегемот. И у них ведется спор, кто самый большой друг для девочки и основным претендентом являлся бегемот. Также в Африке живет крокодил – отрицательный герой, который захотел съесть девочку. В критической ситуации, бегемот испугался и убежал, а самые маленькие друзья девочки ее спасли. В конце мультфильма девочка объяснила бегемоту, что он самый большой и бросил ее в этой ситуации, а ее самые маленькие друзья стали самыми большими.

    Есть и сказки, где в буде попадают не только друзья, но и враги. При этом необходимо отметить, что крокодил является очень распространенным персонажем мультфильмов. Рассмотрим мультфильм режиссера Г. Сокольского «Птичка Тари». Как и в других фильмах, крокодил – отрицательный герой, которого все боялись из-за устрашающего вида, из-за отсутствия добрых дел, поэтому его никто не любил и все его сильно боялись.

    Кульминация действия состояла в том, что крокодил никогда не чистил зубы, и однажды у него сильно разболелись зубы и он начал сильно мучиться. Все обитатели джунглей радовались. Но прилетает очень маленькая птичка Тари и начинает жалеть крокодила и пытается ему преподать урок. Выясняется, что крокодил не мог чистить зубы из-за лап, которые были очень короткими и не позволяли этого делать. Из-за этого крокодил был очень злым. Далее Тари показывает свою отважность, идет на риск и предлагает вычистить зубы крокодилу, после чего крокодил впервые говорит доброе слово «Спасибо».  

    Данный сюжет очень важен для детей с целью познания мира. Может оказаться так, что бывают такие вещи, которые важнее собственной безопасности и даже жизни. И мультфильм демонстрирует это, не оказывая при этом негативных эмоций и испуга, а наоборот, воспитывая сердце и душу с помощью поучительной и доброй сказки.

    У многих взрослых есть предположение, что мультфильм предназначается исключительно для детей. При этом определённое количество родителей задумывается о содержании мультфильма и о его безопасности для психики ребенка. Но также есть и достаточно большое количество родителей, которые позволяют смотреть ребенку любые мультфильмы, которые предварительно не были просмотрены и проанализированы. Мультфильм воспринимается как сказка, и именно она формирует картину мира и отношений в нем для ребенка. Туда входя образы родителей, друзей и врагов, то есть то, на что он будет ориентироваться в дальнейшей жизни. И именно в зависимости от этой картины или модели мира, будет зависеть отношения ребенка к своим родителям в старости. Почти всю информацию ребенок воспринимает наглядно и образно. И из этих образов строится его модель жизни. Главным элементом в этой картине отводится образу женщины, девушки, девочки. Глядя на героев женского пола, девочки создают стереотипы будущего сексуального поведения, у мальчиков же формируется некоторая система, по которой на бессознательном уровне он будет выбирать подруг, будущую жену. Речь идет о внутренних качествах, отражением которых становится образ героинь мультфильмов.

    Возникает справедливый вопрос, насколько мультфильмы оказывают влияние на формирование личности ребенка. Исследователи данной проблематики отобрали зарубежные мультфильмы, которые были продемонстрированы детским психологам. Результат оказался крайне не радостным. Исходя из просмотренных мультфильмов, было выявлено, что героини зарубежных мультфильмов созданы таким образом, что от постоянного просмотра может привести к исчезновению функции продолжения рода. Рассмотрим данный вывод. Образ героини лишается романтики, тайн, и наполняется жестокостью, взрослой реальностью. Помимо этого высмеиваются традиционные положительные для женщины качества, такие как нежность, скромность, бескорыстие, целомудрие, и наконец материнство и т.д. Вывод психологов относительно иностранных мультфильмов можно описать словосочетанием: интеллектуальное растление.

     Достигается это достаточно просто. Прежде всего это цветовая гамма героинь. Ярким примером этому служит мультфильм «Винкс – школа волшебниц», где несколько девочек постоянно превращаются в фей. Цвета героинь имеют яркую ядовитую гамму, а превращение сопровождается мельканием ярких цветов и ребенок полностью погружается в мультфильм, не реагируя при этом на речь взрослого человека. Данный прием показывает реакцию детской психики на яркие цвета. Герой приковывает внимание ребенка и непрерывно ведет за собой. Лица героинь при внимательном осмотре являются аналогичными и при постоянном просмотре формируется стереотип в эстетическом плане.

    Таким образом, девочки постепенно будут стремиться к данному образу. А мальчики будут выбирать подругу исходя из данного образа. В иностранных мультфильмах романтические и нежные герои могут наделяться злобой, жестокостью и гневом. К примеру, рассмотрим героиню русского мультфильма «Царевна-лягушка» или «Аленький цветочек». В них нет чувства мести несмотря на происходящие ситуации, а также в полном объеме воплощаются такие качества как скромность, нежность, женственность, доброта и понимание. Напротив, героиня мультфильма «Шрек» может драться и пением убивать птиц. Эту сцену можно назвать как обесценивание жизни. Такие эпизоды полностью перечеркивают положительную картину мира, разрушают правильное представление ребенка о мире. Отметим, что герои и  героини русских мультфильмов перевоплощаются из зверей в прекрасных людей. В иностранных же, наоборот, из людей в звероподобных существ («огра», «троля»).

    Характерной чертой для детей дошкольного возраста  является увеличение произвольности воображения. В ходе формирования и становления личности ребенка оно превращается в обособленную психическую деятельность. Развитие ребенка полностью обусловлено общением со взрослыми людьми.

    Возрастающую потребность в общении  со взрослыми людьми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширения познавательной деятельности относительно  окружающей действительности.

    Общение детей  со взрослым человеком имеет принципиальную особенность, отличающую его от общения детей между собой. Доминирующая роль в отношениях между детьми и взрослыми людьми принадлежит взрослым. Именно действия и слова взрослого человека определяют дальнейшее развитие отношений между детьми и взрослыми. Ошибки взрослого при этом являются причинами возникающих недопониманий и конфликтов. Дефицит общения со взрослым человеком может оказать негативное влияние на умственное и психическое развитие ребенка.

    1.3  Влияние зарубежных мультфильмов на детей старшего дошкольного возраста.

    Современное телевидение ориентировано на детей разного возраста. Для привлечения своей аудитории, существуют специализированные детские каналы, которые показывают детские передачи, мультфильмы и мультсериалы. При просмотре мультфильмов ребенок часто полностью погружается в процесс, не реагируя на внешние факторы. После просмотра мультфильма, в ребенке часто просыпаются противоречивые чувства: разочарование, агрессия, страх.

    Иностранные, прежде всего американские, мультфильмы и мультсериалы только внешне могут казаться безобидными. Часто, определенный иностранный мультфильм не несет особой смысловой и идеологической нагрузки и кажется весьма глупым. В иностранных мультфильмах отражена иная картина мира для ребенка. Основа таких мультфильмов часто является зло, и происходящие действия содержат много негативных моментов. Есть исключения в виде мультфильма «Черепашки ниндзя», где мутированные черепахи борются со злом. Как правило, в иностранных мультфильмах зло уничтожается силой, то есть физически. Когда в отечественных мультфильмах со злом борются иными способами: уговоры, хитрости, благородные поступки. Некоторые родители запрещают смотреть их своим детям, не анализируя ситуацию. Они воспринимают эти мультфильмы как глупые, злые и ненужные, ничему не учащие. Другие родители разрешают смотреть своим детям абсолютно все. При этом не запрещают не из-за глубокого смысла, который содержит мультфильм, а из-за того, что не видят в этом ничего плохого и не воспринимают мультфильмы в серьез. Они не занимаются подобным анализом, так как привыкли к советской системе, в которой плохого детям по телевизору не покажут. Этому заблуждению подвержены не только люди старшего поколения, но и совсем молодые, - те, кто уже знает и хорошо прочувствовал порочность современных СМИ. Для того чтобы и они поняли, приходится специально нацеливать таких людей на тщательный просмотр того, что смотрит их ребенок. После внимательного просмотра даже нескольких таких мультфильмов, (особенно при обращении их внимания на некоторые особо характерные детали таких мультфильмов), эти люди начинают задумываться о проблемах, которые могут возникнуть с психикой ребенка.

    Однако, иностранные мультфильмы не всегда имеют отрицательный отзыв у психологов и родителей. Такие мультфильмы киностудии «Уолт Дисней», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе исключительно доброе начало и вызывают такие эмоции как доброта, сочувствие, сопереживание, желание помочь. Но данные мультфильмы не транслируются по телевидению, а главные герои не являются кумирами детей. И, как правило, дети чаще смотрят совсем некачественные фильмы о монстрах,  вампирах, приведениях и роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от активной игры, лишь бы сидеть перед телевизором.  Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору.

    Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к выводу, что поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. Молодежный унисекс - в чем то продолжение унисекса мультипликационного. И часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах.

    Все дети испытывают большую симпатию к мультфильмам, но не каждый из них оказывает положительное влияние. К примеру, если ребенку понравился опасный предмет (к примеру, нож), он его берет и начинает с ним играть, и родители естественно его отбирают. Однако, они не всегда задумываются, что именно воспитывает в ребенке моральные качества. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни [17; 159-160].

    Много людей не всегда могут быть правильно воспитаны, и это естественным образом передается их детям. Дети нуждаются во внимании родителей, но часто родители находят причины или проблемы, из-за которых они не могут должным образом воспитывать ребенка. И это функция переходит телевидению. Взаимодействие членов семьи, традиции, совместные занятия отвлекают ребенка от просмотра телевизора, поэтому при отсутствии данных мероприятий, воспитательная функция переходит телевизору. А содержание просматриваемых передач и мультфильмов. Поэтому взрослые люди должны четко понимать, что для ребенка вред, а  что благо.

    Далее рассмотрим современные иностранные мультфильмы и мультсериалы. Упомянутый мультсериал «Том и Джерри» режиссеров У. Ханна и Д. Барберра (Приложение,  Рис.5.). Как говорилось, в сюжете лежит то, что кот Том гоняется за мышью Джерри с целью уничтожить, при этом способы уничтожения являются весьма жестокими, а чаще извращенными. А мышь Джерри тем временем также не является примером для подражания. Он пытается всячески мстить коту. И с серии за серией ребенок будет неосознанно пытаться извлечь для себя мораль. С виду данные герои являются милыми, но их агрессия и жестокость, и неубиваемость (возрождаемость) противоречит законам жизни. При этом ребенок предполагает, что мультфильм веселый и родители не зря его позволяют смотреть. А мораль мультфильма такова, что издевательства над другими, более слабыми является веселым занятием. При этом издевательства воспринимаются ребенком в этой ситуации как положительное действие. И следовательно, у ребенка постепенно стирается грань между плохим и хорошим.

    Рассмотрим мультфильмы «Алладин» и «Шрек», которые на первый взгляд являются добрыми и безобидными мультфильмами. В данном случае, как говорилось ранее ключевой образ, который вызывает сомнения, является женский образ. В иностранных мультфильмах образ женщины представлен достаточно ярко. Если в отечественных мультфильмах половая принадлежность хорошо прикрыта, и идентификация происходит по средствам черт характера, духовности, поведения, то в иностранных, чаще всего, половая идентификация происходит по физиологическим признакам. Героини иностранных мультфильмов обладают ярко выраженной физиологией, формы которой должны интересовать взрослых мужчин, а не маленьким детям. И иностранные производители мультфильмов их активно используют, у них отсутствует целомудрие при производстве, что отличает продукцию для детей от продукции для взрослых людей. А дети пытаются копировать поведение не только взрослых людей, но и поведение любимых героев мультфильмов. В отечественных мультфильмах отсутствуют откровенные сцены, любовь проявляется во взгляде и поступках, а западные герои могут участвовать в откровенных сценах, заигрывать друг с другом, откровенно прикасаться друг к другу, грубо обращаться друг с другом. К примеру, в том же мультфильме «Шрек», главный герой позволяет себе закинуть девушку на плечо и при этом заигрывать с ней. На подсознательном уровне данное поведение сохраняется и переходит во взрослую жизнь. К примеру, молодой человек будет считать в качестве нормы подобное поведение с девушкой. С точки зрения психологов М.В. Башова и М. Аромаштам, намеки на эротику в мультфильмах должны отсутствовать, так как это вызывает раннее половое созревание, к которому физиологически и психически ребенок не готов. Для правильного построения дальнейшего полового созревания, ребенку необходимо освоить отношение к противоположному полу через сказку или загадку. Только путем прививания романтики и неловкости к противоположному полу, ребенок может стать настоящим мужчиной, и представления о том, что именно скромная и целомудренная девушка может привлечь к себе достойного мужчину. Такие детские явления как стеснительность или стыдливость может стать основой для создания крепкой семьи в будущем.

    Также, в иностранных мультфильмах почти отсутствует образ идеальной мамы с исключительными женскими свойствами, которые могли бы вдохновить девочку к подражанию ей. Порой неудачный или второстепенный образ мамы в мультфильме может снизить или вовсе отбить желание становится мамой в будущем.

    Рассмотрим амреиканский мультфильм «Вуди и его друзья» режиссера У. Ланса и С. Маркуса (Приложение, Рис. 6). Несколько серий достаточно для того, чтобы понять вокруг чего строится сюжет. Как правило, в сюжете участвуют люди, которые занимаются полезными делами (строительством, обслуживанием клиентов, занимается садом). И также в сюжете участвуе дятел Вуди, который постоянно бездельничает и развлекается. Кульминацией серии мультфильма является то, что если один из людей, которые занимаются необходимыми и полезными делами, мешают дятлу Вуди развлекаться,  то в результате разрешения конфликта, мирные граждане терпят поражение, а дятел Вуди со своим умом и изобретательности оказывается героем, который несмотря на свою неправоту унижает людей.

    Ребенок, который попытается извлечь урок из этого мультфильма, несомненно, вступит в конфликт с законом, так как в реальной жизни человек после подобных действий безнаказанно живет на свободе и без последствий до определенного времени.  То есть данный мультфильм демонстрирует антисоциальное поведение и воспитывает хулиганство в ребенке. Если бы подобные негативные явления проявлялись в единичных случаях, то можно было бы подумать, что это непродуманность создателей. Но данное явление встречается достаточно часто, что говорит о воспитании определенной социально-психологической модели, которая лежит в основе иностранного мультфильма и его содержание воспринимается как закономерное.

    В данных мультфильмах демонстрируется обычное поведение человека (существа), который ищет удовлетворение своим личным желаниям. Как правило, стремлением к абсолютному лидерству и превосходству над окружающими людьми (существами). В данном случае, социальные нормы отходят на второй план, а на первый выходит превосходство любыми путями.

    Отсюда демонстрация героического поведения с элементами абсолютного превосходства, которое, как правило, имеет признаки антисоциальности. Анализ мультфильмов показал, что в любом из них находится откровенное антисоциальное явление, но при этом показывают это как приемлемое. Один из зарубежных психологов отмечает, что демонстрация такого поведения ведет к «сублимации антисоциальных наклонностей индивида».

    Данные мультфильмы содержат в себе элемент конкуренции, а именно целевое превосходство над окружающими любым способом.

    Также, иностранные мультфильмы бывают часто неестественными в контексте законов природы. Герои мультфильмов могут получать травмы, лишаться головы, рук и ног, но при этом в итоге появляются на экране здоровыми и целыми. В этой связи, ребенок начинает задумываться о бессмертности и начинают экспериментировать на домашних животных. Такие случаи были зафиксированы в США, когда маленькие дети всячески изувечивали своих любимых животных и потом удивлялись, почему их любимец вдруг умирает и не возрождается, как это делают герои мультфильмов.

    В зарубежных мультфильмах, даже вполне адекватное социальное поведение некоторых из героев воспринимается как некое героическое развлечение. К примеру, мультфильм «Черный плащ». Чаще всего в таких мультфильмах описывается все явления, кроме созидательных. Все герои мультфильмов чаще развлекаются и их не тяготят ежедневные заботы и проблемы, которые присутствуют в реальной жизни. При этом развлечения порой выходят за рамки воображения. Могут ударить, избить и убить случайного героя мультфильма. Редко и явление коллектива, чаще это отношения между героями, основанные на конкуренции. Изредка, героев связывает истинные дружеские отношения. В общем понимании, иностранные мультфильмы демонстрируют поведение и жизнь одного аскетичного героя, который живет среди врагов.

    В развивающих играх с элементами ролей, дети дошкольного возраста часто подражают свои любимым мультгероям. В данном процессе они усваивают нормы поведения, социальные нормы, ценности, идентифицируя себя в этот момент с героем мультфильма и испытывая сильную эмоциональную связь при этом. Но такая игра является стереотипной, ребенок будет копировать поведение и манеры героя, но при этом смысл такой игры отсутствует, так как при этом отсутствует развивающие и творческие элементы игры. Из-за подражательного поведения, может сложиться неправильное мышление, образы, что будет способствовать развитию конфликтных отношений родителей и детей.

    Как отмечал известный исследователь  Л.С. Выготский, вновь возникающим явлением выступает формирование самооценки. Ребенок проходит период осознания своей жизни, чувств, эмоций, переживаний. Содержание игр всегда связано с их прошлым опытом. Часто содержание телепередач, мультфильмов, особенности образа жизни героев становятся сюжетом для игры. В связи с этим, современные исследования отражают различные точки зрения на роль мультипликационных фильмов на развитие ребенка. Одна группа исследователей отмечает безобидность и полезность мультфильмов, другая часть находят рискованным безразборный просмотр мультфильмов. Последние авторы рекомендуют определенные условия, при которых риска можно избежать. Часто роль мультипликационных фильмов путают с ролью телевидения, влияющие на общее развитие ребенка.

    Проблему влияния телевидения на развитие детей необходимо обособленно рассматривать. Как и по другим вопросам, мнения исследователей данной проблематики расходятся. Часто, телевизионная мультипликация подвергается критике. Однако есть исследователи, которые напротив считают, что дети несерьезно воспринимают современную мультипликационную практику и следовательно не несут отрицательного воздействия. К примеру, сотрудник РАМН С.Н. Ениколонов отмечает, что дети наиболее подвержены влиянию средств массовой информации, так как они могут принять негативное поведение за образец для подражания, в отличие от восприятия взрослыми людьми. Кроме того, С.Н. Ениколонов отмечает, что гораздо более значительно влияние на ребенка оказывает фактическое поведение родителей, далее документальные фильмы и после художественные фильмы. Мультфильмы по его мнению оказывают отрицательное воздействие только в тех случаях, если сам ребенок идентифицирует себя с героями данного мультфильма. В целом же, по его мнению, мультфильмы не оказывают сильного влияния на развитие ребенка.

    Другой точки зрения придерживается психолог ЦПСП О.Казак, которая говорит, просмотр телевизора может вызывать эмоциональную и физическую вялость, то есть пассивное состояние, которое может успокоить детей и сконцентрировать внимание ребенка. Просмотр телевизора также несет в себе другой смысл, дети начинают воспринимать реальный мир через новости, расширять кругозор с помощью познавательных передач, учатся сопереживанию героям фильмов. Но есть и обратная сторона, нужно отметить и негативное влияние телевидения на детей. Достаточно часто, нефильтрованность телевизионных передач относительно детей может вызывать и агрессию из-за демонстрации насилия по телевизору. Дети начинают делить роли в ситуациях, сопоставлять себя с жертвой или агрессором. Под влиянием таких жанров, как боевик, где всегда бывают жестокие сцены, дети могут стать нечувствительными к жестокости. Ребенок может прийти к выводу, что насилие является одной из приемлемых моделей поведения.

    Зарубежный доктор Добсон отмечает, что телевидение оказывает исключительно негативное влияние на детей, должен быть введен временной диапазон для просмотра, контролировать содержание просматриваемых передач, а также оказывать непосредственное влияние на данные процессы.

    Психолог и директор ИДБ И. Медведева считает, что  бесконтрольное и излишнее увлечение иностранными мультфильмами может отрицательно воздействовать на психическое развитие ребенка, в том числе порождает тревогу, агрессию, раздражительность, напротив отечественные мультфильмы воспитывают такие положительные качества как доброта, дружелюбие и взимпомощь.

    Кандидат  педагогических наук из г. Костромы И. Гундорова считает, что просмотр телевизионных передач может служить для дошкольников настоящей энциклопедией нравственности, своеобразным «сводом» моделей поведения в различных ситуациях. Умение соотнести себя с героем мультфильма – очень важный этап в развитии самосознания ребенка. С одной стороны, когда ребенок сочувствует и сопереживает персонажу мультфильма - это рождает в его душе самые разные новые чувства: сострадание, желание быть добрым и мужественным, наказать обидчика, уверенность, что и ты можешь одержать победу и быть счастливым. С другой стороны, сравнение – это одна их тех логических операций, которые лежат в основе развития мышления ребенка. Осуществляя сравнение себя с персонажами мультфильмов, ребенок нередко приходит к осознанному выводу о том, в чем он их превосходит и к чему ему еще надо стремиться.

    Исследователи по проблеме влияния телевизионных  передач на восприятия детей отмечают, что такие передачи, как: информационные программы и мультфильмы (зарубежные), оказывают негативное воздействие на психику ребенка, в частности порождают в них грустное и тревожное настроение.

    В психологии под тревожностью понимается «устойчивое  личностное образование, сохраняющееся  на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан А. М.).

    Негативные события, трудности в реальной жизни неизбежны на протяжении всей жизни  любого человека, однако, дети данные ситуации воспринимают иначе и сталкиваются с ними чаще взрослых. Они воспринимают привычные для взрослого человека ситуации и трудности более болезненно и вызывают у него страхи и тревогу. Постоянное преодоление трудностей позволяет ребенку более легко относиться к аналогичным ситуациям в будущем, и он приобретает определенный опыт. Другой стороной является то, что такой опыт может травмировать ребенка в психическом плане, если решение ситуации сопровождается к осложнениям и конфликтным ситуациям.

    Как отмечалось выше, многие специалисты разошлись во мнении о влиянии телевидения на развитие детей. Снизить риски возможного негативного влияния телевидения на детей можно с помощью совместной работы психологов, педагогов и родителей. То есть воспитательный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы корректно выстроить восприятие детей телевидения, так как у ребенка преобладает эмоциональное отношение к реальным объектам при отсутствии знаний о них. Отсюда критичность ранних детских представлений. «Дети подобны знаменитому «черному телу» из учебников физики, - отмечает писатель Э. Шим, - которое поглощает все лучи, попадающие извне». Первичное, эмоциональное отношение, сформированное у ребенка, по мнению психолога С.К.Рощина, начинает в дальнейшем выполнять роль фильтра, который либо способствует восприятию информации, если она соответствует эмоциональному отношению, либо, напротив, тормозит усвоение сведений, вступающих в противоречие с ним.

    Глава II.  Практическая часть.

    2.1. Анализ результатов исследования.

    Для реализации цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие диагностические методики:

    Для выявления времени просмотра детьми мультфильмов и предпочтений (отечественных/зарубежных), а также особенностей эмоциональных откликов детей на просмотренные мультфильмы я  разработали анкету для родителей (Приложение 1) и анкету для дошкольников (Приложение 2).

    Уровень тревожности  дошкольников выявляли с помощью  теста на выявление уровня тревожности американских психологов: Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен.

    Участниками исследования стали дети старшего дошкольного  возраста (36человек) и их родители.

    В результате проведённого исследования выяснено следующее. Опрошенные 36 родителей дошкольников на вопросы анкеты ответили следующим образом: «Какие мультфильмы любит смотреть ваш ребёнок?» 56% ответили -  зарубежные мультфильмы, 14%- русские, 30%- смешанные (Приложение 3). На следующий вопрос «Ограничиваете ли вы ребёнка в просмотре или нет?» 33%- ограничивают, 67%- не ограничивают (Приложение 4). Из данных ответов очевидно: родители считают, что их дети отдают предпочтение зарубежным мультфильмам. Взрослые занимают в данном процессе пассивную позицию, не оказывают собственного влияния. Дети, в свою очередь, сами определяют героев для подражания, копируя их поведение и поступки.

    Анализ при  беседе с детьми показал, что 48% детей  любят смотреть зарубежные мультфильмы, 37%- смешанные, 15%- русские. Большинство  детей предпочитают смотреть зарубежные мультфильмы (Приложение 5). Сравнивая ответы родителей и детей, наглядно можно увидеть то, что в целом родители понимают предпочтения своих детей, но в незначительной мере контролируют выбор и время просмотра мультфильмов. (Приложение 6).

     Анализ  теста на тревожность показал  (Приложение 7): у 4% детей - низкий уровень  тревожности, а высокий и средний  уровень (одинаковое количество) имеют по  48%  детей. Из данного  исследования можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий и средний уровень тревожности.

    При опросе детей  мы выявили наиболее популярные мультфильмы:  «Том и Джерри», «Шрек», «Ну, погоди», «Вини-пух», «Черепашки Ниндзя», «Мойдодыр», «Алеша Попович».

    Далее мы проанализировали предпочитаемые мультфильмы по следующим критериям:

    1. Частота  кадров.

    2. Образы главных  героев.

    3. Предметы, сопровождающие  действия.

    4. Краски и  цвета.

    5. Звуковое  оформление.

    Для проведения эксперимента были отобраны 4 мультфильма. Это мультфильмы с положительной характеристикой: «Кот Леопольд», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка». Данные мультфильмы различной эмоциональной окраски: от более насыщенной к менее насыщенной. И фрагмент мультфильма с отрицательной характеристикой - «Шрек». Продолжительность мультфильма не более 15 минут.

    На следующем  этапе моего исследования я  провела  эксперимент с целью изучения характера взаимосвязи просмотренных мультфильмов с эмоциональными состояниями ребенка.

    Детям были предложены картинки с изображениями настроения: радостного, грустного и нейтрального. До и после просмотра мультфильма ребёнку нужно было выбрать соответствующее ему в данный момент настроение и раскрасить в понравившийся цвет. В результате проведенного эксперимента было выявлено следующее:

    Эксперимент №1

    Мультфильм  «Кот Леопольд»

    До просмотра  мультфильма у 82% детей было радостное  настроение, у 12%- нейтральное, у 6%- грустное. После просмотра ситуация изменилась: у 48%- настроение стало радостное, а у 52% детей – нейтральное (см. прил.8). Следовательно, просмотр данного мультфильма не вызвал негативного воздействия на настроение детей.

    Эксперимент №2

    Мультфильм  «Каникулы Бонифация»

    Была использована та же методика. До просмотра мультфильма 72% детей оценили своё настроение как радостное, 27% как нейтральное. После просмотра все 100% детей определили своё настроение как радостное (см. прил.9) Следовательно, просмотр данного мультфильма значительно улучшил настроение и эмоциональное состояние детей.

    Эксперимент №3

    Мультфильм  «Топтыжка»

    До просмотра мультфильма 54% детей имели радостное настроение,  43%- нейтральное и 3%- грустное. После просмотра у 3% детей стало радостное настроение и   у 97% детей стало нейтральное (см. прил.10). Следовательно, просмотр данного мультфильма не ухудшил настроение детей. Увиденное на экране успокоило детей, нейтрализовав слишком восторженное и грустное настроение. Мультфильмы подобного типа могут быть рекомендованы детям перед сном.

    Эксперимент №4

    Мультфильм  «Шрек»

    До просмотра  мультфильма у 80% детей – радостное, у 20% грустное настроение. После просмотра фрагмента мультфильма, грустное настроение осталось у 20% детей, у 40% осталось радостное и у 40% стало нейтральное (см. прил.11). Следовательно, настроение значительно не ухудшилось, но из радостного у половины детей оно стало более спокойным, нейтральным.

    Анализ экспериментов показал, что эмоциональный фон мультфильма напрямую воздействует на настроение детей экпериментальной группы. К примеру, в мультфильме «Каникулы Бонифация» было зафиксированы исключительно положительные эмоции, а именно восторг, радость. Вследствие применения обозначенных механизмов, настроение детей экспериментальной группы значительно улучшилось. При просмотре мультфильма «Кот Леопольд» характер эмоций чередуются, вследствие чего настроение детей в определенной части снизилось. При просмотре мультфильма «Топтыжка», отмечался нейтральный эмоциональный фон. При просмотре эпизода из мультфильма «Шрек» привел к появлению отрицательному эмоциональному фону, а именно, у детей появились такие эмоции как грусть, печаль. Таким образом, продемонстрированные мультфильмы и фрагменты оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние детей.

    Свое настроение дети окрашивали в понравившийся  им цвет. Исследование показало, что в случаях существенного повышения эмоционального фона настроение детей было окрашено в цвета, доминирующие в мультфильме. Например, в мультфильме «Каникулы Бонифация» настроение детей было окрашено в коричневые и черные тона, которые ассоциировались с понравившимися героями: львом и детьми- негритятами. В остальных случаях при нейтральном восприятии увиденное на экране ассоциаций со цветами просмотренного мультфильма не вызывает. Следовательно, определить влияние мультфильмов через цветовую характеристику на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста не представляется возможным.

    После проведенного эксперимента с детьми была проведена  беседа, в ходе которой было выяснено, что дети 5-6 лет не успевают осмыслить  увиденное на экране, так как сюжеты завораживают их внимание. Они не умеют отличать плохое от хорошего. Так же дети не просто видят и воспринимают, но и самое главное, запоминают тех персонажей, которые отличаются признаками поведения от других героев. Поведение, поступки чётко и надолго закладываются в памяти детей. Без вмешательства взрослых дети не смогут проанализировать происходящее, но увиденное откладывается у них на подсознании и в дальнейшем может проявиться в поступках, действиях, отношениях.

     Нужно ограничивать покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Быть осторожными с агрессивными,. жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, он не будет путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

    Заключение

    Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

    С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

    Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

          В ходе исследования, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие детей дошкольного возраста, поставленная нами цель достигнута.

    Список использованной литературы

    1.  Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.

    2. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в началь ной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007. -№11.-С132-140.

    3. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.

    4. Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2004. - 768с.

    5. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. -624 с.

    6. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 1989. - №4. -С. 88-91.

    7. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8. -С.75.

    8.  Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.// Восп. шк. - 2005. - №9. - С.45-54.

    9.  Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания» 1-4 классы. - М.: Ва-ко, 2006.-131 с.

    10.  Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

    11.  Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940с: ил. - (Серия «мастера психологии»).

    12.  Мэш Э, Вольф Д. Детская патопсихология: нарушение психики ребенка. - С - П.: Праен-Еврознак, 2003. - 384с. (проект «Психологическая энциклопедия»).

    13. Штоляренко A.M. Физиология высшей нервной деятельности: для психологов и педагогов. - М.: ЮНИКИ, 2009. - 463 с.

    14. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

    15. И. Гундорова.  О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками стр. 49- 53

    //Воспитание  школьников №9, 2005г.

     

    16.  И. Гундорова.  Телевидение и нравственность: возможен  ли союз стр. 36- 39.// Школьный психолог  №12 июнь 2006г. 

     17.  Марина Кварцова. Тревожные дети.

    // Школьный  психолог №19, 2003г.

     

    18.  Практическая  психология образования под ред. И.В Дубровиной \ М.: 2000г

     

     19. Марцинковская Т.Д. Исскуство в современном мире – новые формы и новые механизмы восприятия // Культурно-историчекая психология. 2007. № 2 С. 5

    20.  Психолог в детском саду // 2011. № 1. Москва - Обнинск.

                                            Приложения

    Приложение  №1

    Анкета для  родителей 

    1. Какие мультфильмы любит смотреть ваш ребенок?
    2. Сколько времени проводит за просмотром мультфильмов? Ограничиваете его или нет?

    Приложение  №2

    Анкета для  детей

    1. Какие мультфильмы больше всего нравятся?

     

    Приложение  №3

    1. Зарубежные мультфильмы
    2. Смешанные мультфильмы
    3. Русские мультфильмы

     

    Приложение  №4

    1. Ограничивают
    2. Не ограничивают

    Приложение  №5

    1 Зарубежные  мультфильмы

    2 Смешанные  мультфильмы

    3 Русские  мультфильмы 

    Приложение №6

    Родители

    Дети

     

    Приложение  №7

    1.Низкий уровень

    2. Средний уровень

    3.Высокий уровень

    Приложение  №8

    До.                                                 После.  

    1. Радостное настроение
    2. Нейтральное настроение
    3. Грустное настроение

    Приложение (№9, №10, №11.)

     

    1.Радостное настроение.

    2.Нейтральное настроение.

    3.Грустное настроение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар- практикум для воспитателей " Влияние фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

    Цель семинара – практикума:«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическо...

    Статья по передаче педагогического опыта "Музыкально-ритмические движения как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста"

    Статья нацелена на понятие значимости музыкально-ритмической деятельности для развития качеств личности детей....

    консультация на родительское собрание «Влияние многих зарубежных мультфильмов на развитие и становление личности детей старшего дошкольного возраста»

    Анализ зарубежных мультфильмов на развитие и становление личности детей старшего дошкольного возраста...

    Влияние сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

    Проект «Влияние сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»АктуальностьДошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторо...

    Влияние оригами на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

    В консультации рассмотрены важные аспекты развития дошкольника - активизация речи через творческую, продуктивную деятельность - оригами. Кроме теоретических знаний представлены практические задания, п...

    Опыт работы по направлению «Сказка, как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста»

    Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение и научитькрит...