ВЛИЯНИЕ ИГР НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Исаева Любовь Сергеевна

Статья на тему:ВЛИЯНИЕ ИГР НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИГР НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА

Личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами, он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку. Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы. 

Актуальность проблемы: формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе. Самооценка детей дошкольного возраста изучена гораздо меньше. Наиболее ранние работы (Н.Е. Анкудинова, В.А.Горбачева), посвященные самооценке детей этого возраста, обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности. 

В большинстве более поздних исследований самооценка ребенка -дошкольника рассматривается в структуре его образа "Я", представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (Е.О. Смирнова, Л.П. Почеревина, С.Г. Якобсон). 

 Появление к концу дошкольного возраста "собственно осознаваемых" форм самооценки показано в работах Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. 

Они раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки. Была также установлена зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя (Е.А.Архипова). 

Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что богатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно - без специального руководства игровой деятельностью между детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию самооценки ребенка на нравственной основе. Так, обычно, одни дети всегда выполняют главные роли и командуют сверстниками, а другие лишь подчиняются, выполняя второстепенные роли, отводимые им постоянными лидерами. Дети - "диктаторы" - чаще всего подавляют инициативу партнеров, что нередко способствует формированию нежелательных качеств, как, например, льстивости, пассивности. Такие ведущие представляют нежелательный пример поведения для сверстников в группе (Т.А.Репина).

В результате этого и возникает, как подчеркивал в своих работах Э.В. Ильенков, возможность несоответствия между реальной личностью и ее самочувствием – самомнением. На этой основе порождается тенденция к завышенному или заниженному оцениванию себя как субъекта игровой деятельности. 

Раннее обращение ученых и педагогов- практиков к этой проблеме обусловлено тем, что дошкольный возраст- это начальный период осознания ребенком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценивать себя, реально оценивать свои силы по отношению к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

В дошкольном учреждении приобретение знаний и умений базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной игровой форме. Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника, и в тоже время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важным качеством которого является способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок.

В этой связи особенно важно определить, какие методы, подходы наиболее оптимальны и действительны, и как они будут влиять на процесс формирование самооценки у старших дошкольников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагает наличие таких качеств у детей «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для воспитателей " Влияние фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель семинара – практикума:«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическо...

Влияние сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Проект «Влияние сказки в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»АктуальностьДошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторо...

Влияние мультфильмов на развитие личности детей старшего дошкольного возраста

На протяжении последних лет появляется огромное количество различных мультипликационных фильмов отечественного и зарубежного производства. При этом, в настоящее время на телевидении преобладают отечес...

Влияние оригами на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

В консультации рассмотрены важные аспекты развития дошкольника - активизация речи через творческую, продуктивную деятельность - оригами. Кроме теоретических знаний представлены практические задания, п...

Статья на тему: «Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста»

Статья об актуальности темы детско-родительских отношений для детей дошкольного возраста с рекомендациями....

Влияние смартфонов на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Статья направленна на формирование у родителей понимания ответственности за последствия влияния смартфонов на развитие речи детей....

Консультация для родителей: «Влияние оригами на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей:«Влияние оригами на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»...