Планирование образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование

Кузьминых Татьяна Альбертовна

Планирование образовательного процесса в  группах раннего и дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy.doc235.37 КБ

Предварительный просмотр:

Академия дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки

Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС (620)

Дисциплина: Планирование и организация образовательной деятельности в ДО с учетом ФГОС ДО

Практическое задание 3, Модуль 3. Планирование образовательного процесса в  группах раннего и дошкольного возраста

Выполнил:

 слушатель Кузьминых Татьяна Альбертовна

Преподаватель:

Долженко Юлия Ростиславовна

г. Курган – 2018

Сетка проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса в подготовительной группе

Тема

Название проекта.

Краткое содержание

Продукт проекта.

Детская деятельность в условиях обогащенной среды

СЕНТЯБРЬ

Я и мои друзья

Одногруппники

Формирование представлений о том, что дети подготовительной группы — самые старшие в детском саду; развитие интереса к сверстникам, их интересам, увлечениям; выработка правил организации жизни и совместной деятельности в группе; формирование дружеских отношений и представлений о группе

1. «Визитная карточка группы»: подготовка материала к сайту детского сада, оформление электронного варианта.

2. Оформление варианта визитной карточки группы в форме

коллажа или альбома (обложка и первые страницы).

3. Оформление «Кодекс лучшего друга» в электронном варианте (для сайта) или на странице группового альбома

Впечатления

о лете

Лето — это маленькая жизнь Отражение в разных видах деятельности (коммуникативной, изобразительной, математической, игровой) впечатлений от летнего отдыха, путешествий. Развитие интереса к разным формам (игры, хобби, досуг, труд по интересам и др.) и видам отдыха (путешествия, отдых на даче, отдых в городе).

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство». Создание материалов для игры: рекламные буклеты, плакаты, коллекции сувениров, приобретенных во время летнего отдыха, элементы костюмов. Придумывание вариантов сюжетов (сюжетосложение)

Летние

дни рождения

Поздравления для летних именинников
Развитие творческих способностей детей. Подготовка индивидуальных и коллективных поздравлений

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство». Создание материалов для игры: рекламные буклеты, плакаты, коллекции сувениров, приобретенных во время летнего отдыха, элементы костюмов. Придумывание вариантов сюжетов (сюжетосложение)

Летние

дни рождения

Поздравления для летних именинников
Развитие творческих способностей детей. Подготовка индивидуальных и коллективных поздравлений

Поздравления для летних именинников (рисунки, пожелания, песенки — самовыражение детей). Организация вечера досуга для летних именинников

Обустроим нашу группу

Чтобы было интересно...
Развитие интереса детей к разным видам деятельности в группе детского сада, проявлений инициативы в обустройстве разных уголков в группе, способности к согласованию инициатив и интересов. Использование возможностей изобразительной, конструктивной, математической деятельности для оформления результатов продукта. Развитие способностей устно презентовать результаты индивидуальной и совместной деятельности

Детские проекты, схемы и макеты оформления и содержания игрового, конструктивного уголков, центра детского творчества

ОКТЯБРЬ

Осень. Осенние настроения

Осень — это хорошо или плохо?

Развитие способности замечать «хорошие» и «плохие» проявления осени в жизни природы (растений, животных), людей (смена одежды, переход от летнего отдыха к труду и делам). Восприятие разных настроений осени в поэзии, прозе, живописи                  

Дары осени: осенние угощения
Рассматривание, сенсорное обследование овощей и фруктов (развитие обоняния, осязания, вкусовых ощущений). Знакомство с натюрмортами (изображения овощей, фруктов, ягод, грибов и др.).

Ознакомление с правилами правильного питания, использования в рационе овощей и фруктов. Приготовление с родителями несложных и оригинальных вкусных блюд из овощей и фруктов, подготовка ко Дню дегустатора. Фотографирование блюд, запись рецептов взрослыми под диктовку детей. Оформление книги рецептов

Книга «Грустные и веселые истории и рисунки про осень» (детское книгоиздательство)

Книга рецептов «Осенние угощения» (осенние салаты, бутерброды). Проведение тематического Дня дегустатора фруктовых и овощных блюд (приготовленных детьми, родителями и детьми). Презентация книги рецептов

Уборка урожая

Путешествие в Простоквашино.

Дела и заботы Дяди Федора
Знакомство с уборочной техникой, трудовыми процессами людей по уборке урожая. Знакомство со способами сохранения урожая, заготовкой фруктов и овощей на зиму. Установление логических связей между трудовыми процессами людей разных профессий (фермеры, механизаторы, работники овощехранилищ и магазинов и др.). Воспитание уважения к труду людей разных профессий. Знакомство с загадками

Письмо Дяде Федору «Как быстрее и лучше убрать урожай?» Сюжетно-ролевая игра «Овощное бистро». Рисование рисунков для выставки «Вкусная осень». Оформление выставки

Страна, в которой я живу, и другие страны

Дружат люди всей Земли
Формирование представлений о жизни людей в разных странах. Сравнение традиций, образа жизни, традиций россиян и людей некоторых других стран (на примере стран, в которые дети ездят отдыхать летом, примерах жизни людей в произведениях детской художественной литературе, на картинах). Развитие интереса к жизни людей разных стран и воспитание уважения к традициям разных народов. Выработка правил отношения к людям из других стран.

   

 Если бы я был президентом волшебной страны детства
Знакомство с государственным устройством России, органами власти. Знакомство с волшебными странами в произведениях детской художественной литературы. Сравнение устройства сказочной и реальной стран. Придумывание страны-мечты, пожеланий жителей этой страны своему президенту, воплощение пожеланий в форме игры.

Продуктивная деятельность: создание карты волшебной страны детства, рисование флага и герба, создание фигурок жителей. Коммуникативная деятельность: сочинение вариантов названия страны и особенностей ее жителей, их мечтаний и пожеланий

Карта мира с изображением героев художественных произведений — представителей разных стран, фотографий летнего отдыха из семейных архивов. Продолжение проектов «Кодекс друга», «Дружба людей разных стран» (воспитание этнотолерантности)

Оформление материалов о государственном устройстве, государственной власти России.

Режиссерская игра «Волшебная страна детства». Организация игровой деятельности

День пожилого человека

Пожилые люди в жизни страны и семьи (мини-проект)
Воспитание уважения к пожилым людям: как к своим бабушкам и дедушкам, так и ко всем представителям старшего поколения. Ознакомление с профессиями бабушек и дедушек, наградами за профессиональную деятельность и другими достижениями, с ролью старшего поколения в семье. Создание совместно с родителями альбомов о старшем поколении семьи, презентация альбомов в День пожилого человека

Совместный детско-родительский альбом «Старшее поколение нашей семьи».

Продуктивная деятельность социальной направленности «Подарки для пожилых людей».

Дополнение проекта «Визитная карточка группы»: рекорды Гиннесса бабушек и дедушек нашей группы (награды, достижения, заслуги перед Отечеством)

НОЯБРЬ

Моя малая родина

(город, поселок, село)

Знаменитые люди малой родины
Ознакомление детей со знаменитыми представителями малой родины — люди, именами которых названы улицы, памятники которым установлены на улицах, площадях. Подготовка в совместной с родителями деятельности фотографий улиц малой родины (города, поселка), изображений знаменитых соотечественников, поиск информации о них, составление рассказов «Почему так названы...»

Презентация фотовыставки «Почему так названы...» с рассказами детей о памятниках знаменитым людям малой родины (совместно с родителями)

День матери

День матери (мини-проект)
Подготовка сценария музыкально-литературной гостиной, подбор музыкальных и литературных произведений

Музыкально-литературная гостиная для мам

Мир игры

Закрепление представлений о жизни и традициях людей разных стран. Ознакомление детей с играми и игрушками их сверстников в других странах. Составление описательных рассказов, загадок про игрушки, составление правил игры использования. Художественно-творческая деятельность по изготовлению игрушек разных народов. Подготовка к социальной акции «Ярмарка игрушек» (покупка игрушек членами семьи и взрослыми детям из детского дома

(поможем детскому дому)

Осенние

 дни рождения

Подготовка детского сценария дня рождения

Заполнение в «Визитной карточке группы» (осенние именинники).
Детский сценарий дня рождения. Реализация сценария

ДЕКАБРЬ

Мой мир

Кто я, какой я?
Развитие у детей интереса к событиям своего детства и своему будущему («Что будет в школе?», «Что я возьму с собой в школу»), к жизни школьников. Развитие умения словесно оформлять свои переживания («Я мечтаю о...», «Я жду, когда...»). Составление описательных и сравнительных рассказов о школьных атрибутах, о том, как собрать ранец или портфель в школу. Знакомство с букварем и учебниками.

Оценка собственных умений: как я умею считать, измерять, решать задачи, различать звуки и буквы.
Чтение произведений художественной литературы о школьниках и школьной жизни. Рассматривание иллюстраций, живописных произведений школьной тематики

Продолжение создания индивидуальных портфолио «Я — будущий первоклассник» (портфель «мечты», школьные атрибуты

Начало зимы

Как укрепить организм зимой?
Ознакомление со способами укрепления здоровья в зимнее время, зимними видами спорта и спортивными упражнениями, возможными травматическими ситуациями зимой и способами их предупреждения. Закрепление представлений о правильном питании, его значении в зимнее время.
Подготовка сценария зимнего дня здоровья: подбор спортивных игр и упражнений литературных произведений и музыки, оформление группы

Зимний город
Ознакомление с изменениями внешнего вида города (поселка) в зимнее время: снег на деревьях и крышах, длительное искусственное освещение улиц, украшение улиц и площадей к новогодним праздникам. Рассматривание зимних городских пейзажей. Отражение впечатлений при помощи разных изобразительных техник, подготовка к конкурсу детско-родительских макетов «Зима в городе»

Тематический «День здоровья»

Заполнение экологического дневника (связи начала зимы, мира животных и растений; как меняется жизнь, если тепло или холодно)

Детско-родительское макетирование «Зима в городе». Конкурс макетов

К нам приходит Новый год

Новый год в разных странах

Развитие интереса к традициям празднования Нового года на разных континентах и в разных странах, образ Деда Мороза, традиции украшения ели

«Посиделки Дедов Морозов» (разыгрывание сценок с Дедами Морозами из разных стран)

ЯНВАРЬ

Рождественское чудо

Волшебные сказки Рождества
Знакомство с художественными произведениями о зиме и рождественских днях (поэзия, музыка, живопись, сказки, рассказы). Создание сценария святочного карнавала, изготовление карнавальных костюмов. Отбор фрагментов из сказок и живописных произведений для обыгрывания

«Карнавал» (детские представления персонажей, костюмов, ряженье, святочные игры и традиции)

Я и мои друзья

Разноцветные настроения
Знакомство детей с проявлениями эмоций людей в мимике, жестах. Понимание разнообразия эмоционального мира людей в портретной живописи, детской литературе, музыке. Развитие способности реагировать на настроение другого человека. Создание страничек настроений (фото, советы, рекомендации, как регулировать настроения). Ознакомление со способами поддержания позитивного настроения (безопасность жизнедеятельности).

Книга «Азбука настроений». Презентация книги в День улыбки.

Заполнение странички индивидуального портфолио «Мое разноцветное настроение»                        

День Победы

Дети войны
Ознакомление с жизнью детей во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны (еда, занятия и игрушки блокадных детей, новогодние елки и подарки, дети и их судьбы). Воспитание уважения к традиции празднования дня победы, понимания значения этого дня в жизни России. Участие в подготовке музыкально-литературной композиции о блокаде                        

Литературно-музыкальная композиция о войне. Региональный компонент: образовательное путешествие «По памятным местам войны» (Куса). Участие в социальной акции «Свеча в окне» (совместно с родителями зажжение в окне свечи в память о людях, которые защищали страну и погибли в боях за Родину)                        

ФЕВРАЛЬ

Мир профессий

Все профессии нужны, все профессии важны
Развитие интереса детей к людям разных профессий, способности к интервьюированию людей, формулированию вопросов о профессии, об особенностях профессиональной деятельности. Установление связей между трудом людей разных профессий. Воспитание уважения к трудящемуся человеку. Составление картотеки профессий (названия профессий, качества, нужные людям разных профессий, инструменты и профессиональная одежда, места работы, связи с другими профессиями)                                

Игровой проект «Ярмарка профессий»: презентация профессий

Мир технических чудес

Тайны света
Освоение свойств, отношений и зависимостей, связанных с физическими и эстетическими свойствами света (преломление, отражение, разделение на цвета, сочетание цветов и оттенков). Развитие представлений о свете как физическом явлении (источник света, смена дня и ночи, тень и солнечный блик (зайчик) на доступных примерах). Представление роли света в жизни живых организмов (развитие растений, животных на примере простых опытов экологической направленности).

Ознакомление с влиянием света на человека (правила безопасного поведения на солнце (на море, на улице в солнечную погоду и др.)), сезонными проявлениями и эффектами (белые ночи, северное сияние). Развитие познавательных интересов, опытно-исследовательской деятельности детей (выдвижение гипотез, обследование, формулирование выводов и обобщение). Развитие речи-доказательства, использования разных предложений                        

Книга «Необычные опыты и эксперименты со светом» (составление символических изображений— алгоритмов опытов, запись символами информации о свете и его влиянии на жизнь живых объектов)

Зима

Закрепление представлений о жизни живой и неживой природы в зимнее время, установление причинно-следственных связей

Заполнение странички экологического дневника (изменения в природе в конце зимы)

Защитники Отечества

Российская армия
Ознакомление с Российской армией, ее функцией защиты Отечества от врагов, нравственными качествами воинов. Рассматривание эмблем разных родов войск — что рассказывают образы эмблем о воинах, их деятельности и качествах. Оформление коллекции атрибутов Российской армии (эмблемы, солдатики, фотографии, репродукции, изображения техники и др.).

Подготовка сценария праздника, посвященного Дню защитника Отечества (подбор игр-эстафет, спортивных упражнений, заданий). Изготовление праздничных открыток-призов

Межгрупповая выставка «Наша армия». Спортивный праздник (для детей и пап, старших братьев). Региональный компонент «Виртуальная экскурсия в Музей артиллерии и ракетной техники»

Зимние дни рождения

Изготовление открыток для именинников
Подготовка вечера досуга «Концерт для зимних именинников»

Заполнение «Визитной карточки группы» (зимние именинники).
Концерт и подарки для именинников

МАРТ

Красота в искусстве и жизни

Моя прекрасная леди
Развитие интереса детей к событиям жизни детей разного пола. Сравнивать особенности внешнего вида, одежды, обуви, увлечений мальчиков и девочек. Находить черты сходства и различия. Выделять добрые поступки мальчиков и девочек, вырабатывать правила отношений между мальчиками и девочками в группе. Рассматривание картин, изображающих мам и детей, любовь матери к детям. Формулирование пожеланий маме и рисование портретов

«Кодекс отношений мальчиков и девочек, мужчин и женщин» (исторический и современный аспекты): разыгрывание сценок.

Выставка портретов мам с пожеланиями детей

Скоро в школу

Секреты школьной жизни.
Воспитывать желание идти в школу, хорошо учиться, стать учеником, найти много новых друзей, многому научиться. Развитие умений передавать свои впечатления о школе и школьной жизни в художественной творческой и игровой деятельности (рисунках, рассказах, стихах, коллажах, игровых сюжетах и др.). Ознакомление с литературными произведениями о школе и первоклассниках. Развивать умение пересказывать их по ролям, использовать в играх-драматизациях. Развитие умений специальной готовности к школе (математические и по обучению грамоте)

Путеводитель «Что надо знать первокласснику?» («Как стать первоклассником?»).

Заполнение «Визитной карточки группы» («Готовимся к школе»).

Заполнение странички индивидуального портфолио «Лесенка моих интересов»

Книжкина неделя

История книги
Знакомство с историей появления письменности, знаков и символов, грамоты, с формами хранения информации: берестяные грамоты, книги, компьютер, азбука. Развитие интереса к книге, письменной речи

«Делаем книги сами»: форма книги, способ оформления информации, жанр, адресат (малыши, взрослые). Заполнение странички индивидуального портфолио «Мои любимые книги»

Юмор в нашей жизни

Веселые истории вокруг нас (юмор в искусстве и жизни) Развитие интереса к литературным и изобразительным юмористическим произведениям. Знакомство с юмористическими и сатирическими стихотворениями: С.Михалков,  А. Барто, Д. Хармс и др. Драматизация произведений юмористической тематики.

Подготовка социальной акции «Подари улыбку»: обсуждение, кому будет приятнее всего получить улыбку, как это можно сделать

Детская театрализация «Ожившие сюжеты» (разыгрывание картин, иллюстраций детских книг).

Социальная акция «Подари улыбку» (изготовление смайликов, приветствий)

АПРЕЛЬ

Весна пришла

Изменения в природе в начале весны

Заполнение экологического дневника (начало весны)

Тайна третьей планеты

Знакомство с планетой Земля, способами заботы людей о своей планете. Чтение фрагментов произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Знакомство с космическими явлениями. Проведение элементарных опытов и экспериментов. Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их качествами, способами жизни человека в космическом пространстве. Знакомство с мифологическими названиями созвездий, мифами и легендами Древней Греции и Рима

Макет «Звездное небо»

Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли

Весна в окно стучится...
Развитие способности к установлению связей между изменениями в неживой и живой природе весной. Развитие эстетического отношения к образам весны в произведениях искусства (сказках, поэтических произведениях, загадках, пословицах и поговорках, живописи). Наблюдения и эксперименты (вода, свет, воздух).

Дружат люди всей Земли
Знакомство с костюмами, традициями, этикетом разных народов. Формирование представлений о формах дружбы людей разных народов (спортивные Олимпиады, фестивали, Евросоюз, Интернет, коммуникация с людьми разных народов — жесты, слова на разных языках)

Дизайн-проект «Весна в окно стучится...» Картотека наблюдений, опытов, экспериментов.

Фестиваль дружбы народов

МАЙ

День Победы

Праздник Победы
Развитие интереса к историческому прошлому России. Знакомство с подвигами людей — защитников Отечества, с традициями празднования Дня Победы в России.

Чтение произведений детской художественной литературы о войне, рассматривание произведений изобразительного искусства, фотографий памятников воинской славы в разных городах (поселках) страны. Подготовка социальной акции для людей старшего поколения

Социальная акция для людей старшего поколения: музыкально-литературная композиция

Идем в музей

Музей — хранитель времени
Формирование образа музея как собрания ценных предметов; уточнение и расширение представлений о видах музеев, коллекции (как собрание ценных предметов), правилах поведения в музейном пространстве; представления об истории (прошлом) человечества (на конкретных примерах), археологии как изучении и сохранении прошлого. Подведение к пониманию перспективы (истории) предметного мира (изменение предметов в зависимости от времени: «от плуга до ракеты»). Развитие познавательных и эстетических интересов, визуальной культуры (музейной коммуникации). Воспитание начальных ценностных проявлений по отношению к музею (желание посещать, соблюдать правила поведения, не наносить ущерб ценным предметам и объектам). Обогащение опыта коллекционирования предметов (по интересам). Развитие дизайн-деятельности (оформление выставки и пространства мини-музея, издание «путеводителя»)

Выставка предметов из домашних коллекций или сюжетная игра в пространстве мини-музея «О чем рассказывают музейные предметы?»

Посещение с родителями музеев разных профилей (краеведческий музей, музей хлеба и др.)

Наш Пушкин

А. С. Пушкин — жизнь и творчество
Развитие интереса к творчеству и событиям жизни 
А. С. Пушкина. Ознакомление с событиями лицейской жизни А. С. Пушкина, традициями дружбы лицеистов. Виртуальная экскурсия по лицею. Сравнение обстановки лицея и современной школы. Чтение сказок и стихотворений А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, детская художественно-творческая деятельность. Подбор материалов и создание «ленты времени». Составление рассказов на основе материалов «ленты времени»

«Лента времени» (детские работы, персонажи, дети и семья, места, связанные с Пушкиным, на «ленте времени»)

Права детей в России

Имею права и обязанности
Закрепление представления о правах ребенка. Обобщение представлений об обязанностях в семье и школе. Заполнение странички портфолио «Мои права и обязанности»

Презентация индивидуальных портфолио

До свидания, детский сад!

К школе готов!
Самооценка готовности к школе (что я умею, знаю, какие трудности могут встретиться в школе, как их преодолеть). Развитие интереса к школьной жизни. Подготовка сценария выпускного бала

Игра-путешествие «К школе готов!» и выпускной бал.

Весна

Изменения в природе в конце весны

Заполнение экологического дневника (окончание весны)

Весенние дни рождения

Празднование дня рождения у разных народов (весенние дни рождения)

Индивидуальные поздравления именинников в традициях разных стран, народов

Здравствуй, лето!

Лето без опасностей
Закрепление представлений о правилах безопасности летом, развитие желания соблюдать правила

Памятки безопасного лета (подгрупповая работа) «Безопасность на воде», «Безопасность пешехода», «Безопасность путешественника», «Безопасность на природе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательного процессе в группах младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка      Примерная циклограмма образовательной деятельности с детьми помогает нам, педагогам, реализовать содержание через планирование разнообразных в...

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста на 2016 – 2017 уч. год

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста на 2016 – 2017 уч. год...

Консультация на тему "Планирование музыкально-образовательного процесса с детьми разного дошкольного возраста".

План работы по музыкальной деятельности является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной деятельности....

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса 2 ранняя группа. Сентябрь.

Календарно-тематическое планирование образовательного процесс-это документ, который описывает планируемые занятия и мероприятия. которые будут проводиться в детском дошкольном учреждении в течении тек...

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса 2 ранняя группа. Сентябрь.

Календарный план в ДОУ-это документ. который описывет планируемые занятия и мероприятия, которые будут проводиться в детском дошкольном учереждении (доу) в течении учебного года. Он является основной ...

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса 2 ранняя группа. Октябрь

Календарно-тематическое планирование образовательного процесс-это документ, который описывает планируемые занятия и мероприятия. которые будут проводиться в детском дошкольном учреждении в течении тек...

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса 2 ранняя группа. Декабрь

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса. 2 ранняя группа Декабрь...