Все начинается с семьи
консультация

Гужова Наталия Николаевна

Детство - сложный и ответственный период для родителей. Он крайне неоднороден по возрастным периодам, сложен и многогранен.

Семья является основой в которой формирутеся ребенок как личность. Часто семья сталкивается с серьезными проблемами и деструктивным поведением ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_nachinaetsya_s_semi.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Всё начинается с семьи.

Детство – сложный и ответственный период для родителей. Он крайне неоднороден по возрастным периодам, но крайне значителен по тем последствиям, которые могут возникнуть в следствие ошибок взаимодействия с ребенком.

С точки зрения возрастной периодизации он включает в себя:

Кризис 3х лет и дошкольный период (от 3 до 6-7 лет)

Кризис 7ми лет и младший школьный возраст.

Для развития ребенка и всего его последующей жизни крайне важен дошкольный период, так как именно тогда формируются:

-способы взаимодействия с миром;

-отношение к себе;

-основные личностные качества.

Каким образом проходит детство ребенка в большой степени зависит от понимания ими той меры ответственности, которая возложена на них.

Семья – меняющаяся группа людей, включающая в себя родителей, детей, родственников, значимых близких, имеющая иерархическую систему, определенный цикл развития, стереотипные паттерны поведения.

В 1973г. учеными по фамилии О’Нилл были сформулированы принципы гармоничного союза двух людей:

  • Построение совместной жизни, исходя из реалистических желаний на основе настоящего;
  • Уважительное отношение к личной жизни партнера, его мнению, вкусам, желаниям;
  • Открытое общение, преподносимое без оценки и критики;
  • Отказ от приверженности ролям, традиционно называемым «мужскими» или «женскими», их подвижность в зависимости от ситуации.
  • Открытое партнерство – каждый из супругов имеет право на свои интересы, увлечения, круг друзей;
  • Равноправие – отсутствие подчинения, равное распределение обязанностей, ответственности, удовольствий.
  • Аутентичность – возможность для каждого из супругов жить сообразно личному представлению, отсутствие стремления переделать другого «под себя»;
  • Доверие.

Таким обрзом, основой гармоничных супружеских отношений является такая расстановка приоритетов, при которой самым важным человеком для каждого является супруг. Гармоничный союз ориентирован на личность.

Возникновение конфликтов является результатом нарушений в коммуникативном процессе.

Конфликтные ситуации в семье неблагоприятно сказываются на развитии ребенка, приводят к формированию психологических проблем, часто выражаются на поведенческом уровне.

Часто встречающейся проблемой становится деструктивное поведение ребенка, в частности, агрессия. Агрессивное поведение, зачастую, - это следствие слабой адаптации ребенка к окружающему миру, а также причина серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем. Дошкольный возраст – сенситивный период для формирования эмоциональной сферы, так как расширяется спектр эмоциональной жизни (кроме крика и плача появляются гнев, испуг, настороженность, замкнутость и т.д.).

Агрессия (от лат. Agressio – нападение, приступ) – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессия является способом выражения своего гнева, протеста. А в основе гнева лежит боль, унижение, обида, страх, которые возникают у ребенка по каким-то причинам.

Американский психологи М. Алворд и П. Бейкер разработали диагностические критерии агрессивности. Ребенок:

-часто (чаще, по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряет контроль над собой;

-часто спорит, ругается со взрослыми;

-часто отказывается выполнять правила;

-часто специально раздражает людей;

-часто винит других в своих ошибках;

-часто сердится и отказывается сделать что-либо;

-часто завистлив, мстителен;

-чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в случае, если в течение не менее полугода в его поведении появлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

М. Алворд также выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей:

-воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним;

-сверхчувствительны к негативному отношению к себе;

-заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;

-не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;

-всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;

-в случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

-склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;

-имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию;

-в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;

-слабо развит контроль над своими эмоциями;

-слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;

-боятся непредсказуемости в поведении родителей;

-имеют неврологические недостатки (неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание);

-не умеют прогнозировать последствия своих действий;

-положительно относятся к агрессии (так как она им понятна и для них прозрачна, через агрессивные формы поведения получают чувство собственной значимости и силы);

-имеют высокий уровень личностной тревожности;

-имеют неадекватную самооценку;

-чувствуют себя отверженными.

Такой анализ характерологических особенностей посредством наблюдения позволяет выделить основные направления работы. Направленность агрессии зависит от особенностей мотивационно-потребностной сферы человека, системы его ценностей и ориентаций. Таким образом, уместно разделение данного феномена на: конструктивную форму (например, стремление к победе в спортивном соревновании) и деструктивную агрессивность (именно она несет в себе потенциал враждебности).

В период дошкольного детства, когда ребенок уже посещает детский сад, на первый план выходят конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием какими-либо предметами. Постепенно ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы и начинает выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессии в данном возрасте сопряжен в большей степени с поведением и реакциями родителей к тем или иным формам поведения.

Социально-культурные предпосылки агрессивности:

  1. Семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечить его закрепление;
  2. Агрессии также обучаются в среде сверстников;
  3. Символические примеры агрессивного поведения, демонстрируемые через средства массовой информации, телевидение и интернет ресурсы.

В целях повышения эффективности работы с агрессивными детьми необходимо проанализировать роль его семьи в формировании деструктивных реакций, а также особенности самих детей. Важнейшую роль в происхождении агрессии играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку. Агрессивное поведение часто выступает своеобразным индикатором, криком о помощи ребенка, накопившего в себе слишком много разрушительных эмоций, с которыми он справиться уже не в состоянии.

Таким образом, направления коррекционной работы включают в себя:

Обучение навыкам контроля собственным гневом;

Обучение выражению гнева социально приемлемым способом;

Обучение конструктивным поведенческим реакциям;

Снижение уровня личностной тревожности;

Формирование умения распознавать эмоции и чувства других людей (развитие эмпатии);

Формирование позитивной самооценки.

В целях эффективной работы с агрессией необходима также работа с семьей, так как психологический фон взаимоотношений внутри семьи оказывает серьезное влияние на деструктивное поведение. Детская агрессивность является комплексным личностным образованием, а причины такого поведения могут быть как психологические (нарушения в эмоциональной, волевой, мотивационной, нравственной сферах), так и социально-психологическими (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в детско-родительских отношениях, стиль воспитания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка начинается в семье.

Взаимодействие с родителями, приобщение их к процессу музыкального воспитания детей - важная составляющая работы музыкального руководителя....

музыка начинается в семье

Пожелания для родителей о музыкальном воспитании дошкольника...

РОДИНА НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

Работа с родителями в ДОУ Цель. Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций ; обмен опыто...

Музыка начинается в семье

Каждый человек идёт к музыке своим путём. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдёт верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.В душе каждого ребёнка е...

Заседание "школы молодой семьи" на тему: "Все начинается с семьи!"

Привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям.  Способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях...

Заседание "школы молодой семьи" на тему: "Все начинается с семьи!"

Привлечь внимание родителей к проблеме приобщения детей к семейным традициям.  Способствовать соблюдению имеющихся традиций; вызвать стремление возрождать утраченные традиции в своих семьях...

Конспект проведения в старшей группе Дня семьи « Всё начинается с семьи»

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кому желаем добра и счастья, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся. Именно в семье мы учимся любв...