ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ – ПРЯМОЙ ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
статья

Мокеева Елена Владимировна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualno.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 «Актуальные проблемы образования:

теория и практика »

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ – ПРЯМОЙ ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

     Начало ХХІ века ознаменовалось выраженным интересом к проблемам экологического образования как новой области педагогики. Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано обществом как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.

Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания. А дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Главная направленность — подчеркнуть единство природы и человека, их взаимосвязь и взаимозависимость. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.

Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Федеральные государственные требования  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009, № 655) указывают на учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

На необходимость целесообразного и преимущественного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности также указывается в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 10.03.2000, № 16/23-16. ФГТ

интеграция

Тенденцией целостного системного подхода к изучению природы является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чтение, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов природы, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетическое направления образования.

Наиболее органичное сочетание представляют, на наш взгляд, экологическое образование и физическая культура. Они имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач: 

Задачи физического воспитания

Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.

1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.

2. Помогать  детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в  здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.

3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.

Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с формированием экологических знаний варьируется. Так, наблюдения за природными явлениями, беседы о природе могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе по экологической тропинке, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям и рассказам об объектах или явлениях природы, проводимым в заключительной части занятия при возвращении в детский сад. В подготовительной части занятия могут применяться физические упражнения (например, ходьба в сочетании с бегом), затем проводятся природоведческие наблюдения в сочетании с тематическими упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в умеренном темпе.

Так как подобные занятия являются интегративными, их продолжительность несколько больше, чем обычных занятий по физической культуре, и составляет около 60 мин. Однако, поскольку в них сочетаются различные виды деятельности (как двигательной, так и умственной, игровой, творческой), это не вызывает переутомления у детей.

           Педагогическими условиями реализации разработанных занятий являются:

- обеспечение целостности педагогического процесса на основе согласования содержания образовательных программ по физическому и экологическому воспитанию дошкольников;

- наличие экологической тропинки как необходимого элемента предметно-пространственной и физкультурно-игровой развивающей среды,  цель которых, знакомство детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.

- осуществление комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.

Каким образом  в процессе интеграции мы можем сохранить и укре

пить здоровье?

Общение с природой в практической повседневной жизни - это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.

Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области экологии, туризма, краеведения.

Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях (походы пешком, на лыжах)  развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.

В частности, предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия в виде экологических походов.  Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

Экологизация физического воспитания предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания, включение в содержание занятий сложных упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, сообщение детям знаний, способствующих сохранить и укрепить здоровье в условиях неблагоприятной экологической обстановки, организацию и проведение походов, прогулок-экскурсий в природу, обучение правилам безопасности во время прогулок-экскурсий и походов.

В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:

  • упражнения дыхательной гимнастики (например, "Листья шуршат", "Морозко", "Одуванчик", "Радуга, обними меня" и т.п.);
  • общеразвивающие упражнения (например, "Листопад", "Поймай снежинку", "Подснежник", "Колокольчики" и др.);
  • подвижные игры (например, "Перелет птиц", "Льдинки, ветер и мороз", "Скворечники", "Цветы и ветерки" и т.п.);
  • эстафеты (например, "Сбор картофеля", "Бегущие ручейки", "Эстафета пчелок" и др.);
  • сезонные упражнения спортивного характера (например, зимой используются катание на санках и ходьба на лыжах).

Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений.

Успех физкультурно-экологической работы будет обеспечиваться несколькими обязательными условиями:

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;

- созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;

- накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;

- повышением квалификации и уровня экологического образования и культуры работников ДОУ;

- пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей

и педагогов ДОУ;

- установлением связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования;

- разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.

Формы  работы


В нашем дошкольном учреждении  мы  стараемся создавать все необходимые условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребёнка. Оборудован физкультурный зал с достаточным количеством инвентаря и пособий. На протяжении всего дня в группах поддерживается оптимальный двигательный режим, с использованием различных форм работы с детьми.

Проводим:
1. Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе,
- Традиционное занятие, состоящее из водно-подготовительной, основной и заключительной частей;

-Круговая тренировка;

-Игровое занятие;

-Занятие по сказочному сюжету;

-Занятие на свободное творчество;

-Занятие-соревнование;
-Серия занятий «Забочусь о своём здоровье»;

-Прогулки-походы; 

2. Подвижные  игры.

3. Спортивные праздники и развлечения и т.д. 

В работе с детьми использую следующие физкультурные  пособия:

•    индивидуальные коврики;

•    шведская стенка ;

•    мячи резиновые;

•    косички, палочки;

•    мешочки с грузом ;

•    массажные мячи, шары;

•    дорожки ребристые;

•    змея «Питоша»;

•    дорожка здоровья;

 пособия для профилактики плоскостопия: (поролоновая дорожка,)  и т.д. 

 Приёмы
1. Хождение босиком;

2. Использование нестандартного оборудования;

3. Использование художественного слова;

4. Использование музыкального сопровождения;

Всё это способствует активизации детей на занятии, тем самым  появляется мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья.


 Работа с родителями 

                                                                            
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребёнок - это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться ему в жизни. Поэтому не малую роль  отвожу работе с родителями. В групповых родительских  уголках оформлены папки-передвижки: «Дыши правильно», «Весёлые ножки», «Физкультура вместе с папой и мамой» и т.д. Фоторепортажи с проведения праздников, походов и т.д.

Интегрированные занятия по физической культуре и экологии способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию знаний и представлений о природе. Осуществляется комплексное воздействие на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка.