Музыкально - дидактические игры - упражнения по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Трищенко Елена Анатольевна

     Как развить у детей творческие способности, мимику, пантомимику, воображение, фантазию и др.? Как не бояться детям быть смешными, побороть стеснение перед другими детьми в совместной творческой работе?.. В этом помогут интересные по содержанию, эффективные в развитии -  музыкально - дидактические игры - упражнения для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno_-_didakticheskie_igry_-_uprazhneniya.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

                            Музыкально – дидактические  игры – упражнения

                   по развитию эмоциональной сферы  и  творческих способностей

                                                     у детей дошкольного возраста                                                                                                

1. «Поломанный  телевизор»     (для  детей  5 – 7 лет)

Цель.    Развитие умения  мимикой,  позой,  жестами,  движениями  передавать  эмоциональное  состояние  человека,  животного  сказочного  героя т.д.;  развитие  творческих  способностей,  побуждение  самостоятельно  находить  выразительные  движения,  жесты  в  соответствии  с  текстом  при  создании  образа,  в  импровизациях,  в разных  видах  деятельности.

ОПИСАНИЕ.

Рамка – каркас  в  виде  телевизора  стоит  на  столике  перед  детьми,  на  нём  лежит  колпак  гнома.  

Методика  применения. 

1-й  вариант.

Педагог  рассказывает  о  том, как  дети  ждали  показа  новой  сказки  по  телевизору,     и  вдруг  пропало  изображение,  остался  один  звук.  Ребята  сначала  огорчились,  но, прислушались,  заинтересовались.

В сказке  речь  шла  о  весёлом  добром  гноме,  с  которым  приключилась  неприятная  история. Прежде, чем  начать  рассказ  педагог  предлагает,  кому – нибудь  из  ребят,  сыграть  роль  гнома  по  телевизору,  а  остальным  быть  зрителями.

Педагог  читает  текст,  ребёнок – гном (в  колпаке)  мимикой,  движениями  рук,  головы  «играет  эту  роль», дети  выполняют движения по тексту.

Рассказчик.   Во -  лесочке  стоит  дом,  гном -  хозяин  в  доме  том,

Утром  рано  просыпался,  умывался,  одевался

Выходил  к  себе  во  двор,  если  слышал  разговор.

Всем  соседям  улыбался,  с  ними  весело  смеялся, 

Никогда  он  не  тужил,   славно,  весело  он  жил.

Очень часто   песни  пел,  это  делать  он  умел!

Исполняется  песня  «Весёлый  гном»,  муз.  Г.  Струве,  Н.  Соловьёвой.

В  том  лесу  жила  колдунья,  злая  старая  ведунья.

Гнома,  как - то,  повстречала  и  его  заколдовала.

Гном  уж  песни  не  поёт,  утром  рано  не  встаёт.

Хмурый,  грустный  стал  в  придачу,

Сидит  дома  он  и  плачет.

Охает  он  каждый  час,  и  вздыхает  гномик  наш.

Ничего  ни  ест,  ни  пьёт,  и  гостей  к  себе  не  ждёт.

…Как-то дождик припустил, гномик  пуще  загрустил.

Вдруг  раздался  в  двери  стук,  испугался бедный  друг! 

На  пороге  тут  старушка,  вся  промокла  вмиг  до  ушка.

Гном  старушку  пожалел,  накормил  и  обогрел.

Та,  когда   с  ним  расставалась,  на  прощанье  угощала,

Ягоду ему  дала,  улыбнулась  и  пошла.

Съел  он  ягоду,  зевнул,  сладко,  крепко  вмиг  уснул.

А  когда  наш  гном  проснулся,  сразу  мило  улыбнулся.

Стал,  как  прежде  улыбаться,  веселиться  и  смеяться.

     А  колдунья  та  пропала,  может  в  речку,  где  упала?..

2-й  вариант.

     Педагог  рассказывает  детям  то же  самое,  но  предлагает  всем  ребятам свободно  расположиться  по  залу  и  каждому  попробовать  себя  в  роли  гнома,  предупредив  о  том,   что  не  следует  повторяться  за  другими,  а  выражать  свои  эмоции  по-своему.

3-й  вариант.

Начало  такое  же,  что  и  во  втором  варианте  до  слов «…и  его  заколдовала».  Педагог  просит  каждого  придумать  свой  вариант  после  действий  колдовства.  Каким стал  наш  герой  после  того,  как  его  заколдовала  злая  колдунья?  Просит  выразить  это  мимикой,  жестами  и  т.д.

Аналогичное  задание – после  слов «… на  прощанье  угощала»,  педагог  спрашивает  о  том,  чем  могла  угостить  гнома  добрая  волшебница-  старушка,  и  каким  становится  он,  съев  угощение?  Что  стало  со  злой  колдуньей?  и т.д.

Музыкальный  репертуар.         «Три  настроения» Г.  Левкодимова,  песня  «Весёлый  гном» муз.  Г.  Струве,  сл.,  Н.  Соловьёвой,  «Три  танца» Г.  Левкодимова.

 

       2. «Зеркало  и  обезьянки»  (для  детей  5 – 7 лет)

       Цель.   Развитие мимики лица, пантомимики, воображения, фантазии и чувства юмора у детей; быть раскрепощенными, не стесняться перед другими детьми и не бояться быть смешными.

ОПИСАНИЕ.

Большое  зеркало  или  несколько  зеркал.

Методические  применения.

       1-й  вариант.

Педагог.         В  зоопарке  "ах" и "ох" - целый день переполох!

А  причина – обезьяны,  что-то  принесли  с  поляны.

Визг  вокруг:  пищат,  шумят, и  во  что-то  всё  глядят,

Друг  у  друга  забирают,  корчат  рожицы,  играют.

Отраженье  в  чем  бывает? Первый,  кто  здесь  отгадает?

                                                                             (В  зеркале)

Педагог  предлагает  детям  свободно  расположиться  перед  большим  зеркалом,  и  представить  себя  на  месте  забавных  обезьянок;  обсуждает  с  детьми  поведение,  повадки  обезьян  (дразнят  друг  друга, кривляются,  гримасничают  и т.д.).  Педагог  берёт  на  себя  роль  «обезьянки»,  которая  нашла  зеркало,  глядя  в  него,  мимикой,  жестами  выражает  удивление,  радость,  восхищение,  интерес  и  т.д.,   как  бы  любуясь  своим  отражением,  все  дети  повторяют  за  педагогом.

       2-й  вариант.

     Педагог  предоставляет  возможность  ребёнку  взять  на  себя  главную  роль,  остальные  дети  повторяют  все  за  ним.

       3-й  вариант.

     В  соответствии  с  характером  музыки  дети  одновременно  «играют»  мышцами  лица,  приводя  в  активность  движения  головы,  шеи,  рук.

       Музыкальный  репертуар.  «Клоуны»,  «Вальс»  Д. Кабалевского,  «Грустно» Г.  Левкодимова

3. «Юные  дарования»   (для  детей 5 – 7 лет)

Цель.   Развитие эмоционального восприятия, воображения и фантазии у детей, их творческих способностей импровизировать.

ОПИСАНИЕ.         Набор  маленьких  карточек  с  изображением  разных  музыкальных  инструментов  (металлофона,  скрипки, гармошки,  тарелок,  треугольника  и  др.)

 

Методические  применения.    Педагог  беседует  с  детьми  о  музыке, объясняя,  что  она  не  только  рассказывает  своими  выразительными  средствами  о  том,  что  встречается  в жизни,  но  передает  и  разные  чувства,  эмоции.  Дети  слушают  (в записи)  музыкальную  пьесу   «Белка»  и  пьесу  «Парень  с гармошкой»,  в  которых  переданы  характерные  особенности  звучания  разных  музыкальных  инструментов.

1-й  вариант.

     

       Первая  пьеса «Белка»  звучит  нежно,  в  высоком  регистре,   напоминает  по  звучанию  металлофон  или  колокольчики;   вторая  «Парень с  гармошкой»  напоминает  характер  звучание  гармошки.

После  прослушивания  дети  должны  выбрать  карточки  с  соответствующим  изображением  инструмента.

Затем,  педагог  предлагает  устроить  свой  концерт,  предварительно  проведя  беседу  о  талантливых   детях – музыкантах,  которые  выступают  на  больших  сценах,  собирая  множество  слушателей.  Почему?  (Ответы  детей).  Потому  что музыкальные  произведения  в  их  исполнении  выразительны, соответствуют  характеру,  темпу  и  т.д.,   высокому  мастерству  исполнения.  Педагог  предлагает  кому-то  из  ребят  выйти  и  выступить  перед  всеми  детьми.   Ребёнок - музыкант    импровизирует (дети  знакомы  со  значением  слова)  игру  на  музыкальном  инструменте,  а  выразительность  исполнения  дети  определяют  в  его  чувствах,  движениях,  эмоциях,  (металлофон  или  колокольчики – «Белка»,  гармошка  «Парень  с  гармошкой»).

По аплодисментам  детей - слушателей  определяется  уровень  мастерства  исполнителя.

2-й  вариант.

Педагог  предлагает  исполнить  эти  музыкальные  пьесы  на  музыкальных  инструментах  (подыгрывание).

3-й  вариант.

Все  дети  музыканты  оркестра.  Педагог  (ребёнок) -  дирижёр.  Дети  импровизируют  игру  на  музыкальных  инструментах  (треугольник,  металлофон,  колокольчики  - «Белка»).  Оркестр  народных  музыкальных   инструментов   исполняет  пьесу  «Парень  с  гармошкой».

Музыкальный  репертуар.  «Белка»   Н.  Римского – Корсакова,  (отрывок  из  оперы «Сказка  о  царе  Салтане»),    «Парень  с  гармошкой»  Г.  Свиридова.

   

                      Музыкально – дидактические  игры - упражнения  для

                               детей  младшего  дошкольного  возраста

Цель. Эмоциональное  восприятие  образного характера  музыки;  умение  мимикой,  жестами,  движениями  передавать  основные  эмоции;  развитие  способностей  сопровождать  заданный  текст  жестами.

1.  «На лесной  опушке»   (для  детей    3 – 4 лет)

ОПИСАНИЕ.

Карточка  из  плотного  картона (размер 12 x 6 см)  разделена  на  две  части:  слева  изображён  весёлый пляшущий  на  поляне  заяц  в  сапогах,  на  талии - поясок;   справа  вверху  вырезано  окошко. С  обратной  стороны  карточки  приклеена  такая  же,  чтобы  между  ними  справой  стороны  образовалась  щель.  В  неё  вставляется  полоска  из  картона  в  виде  линейки,  разделённые  на  три  равные  части,  на  каждой  из  которой  изображён  заяц  в  разных  эмоциональных  состояниях  (радость,  грусть,  страх). Линейка  должна свободно передвигаться  вверх  и  вниз,  чтобы  каждый  раз  в окошке  появлялось  изображение  зайца  в том  или  ином  эмоциональном  состоянии.

Методические    применения.

1-й  вариант.

Педагог.        Солнышко   проснулось,  детям   улыбнулось,

Пригласило   во  лесок… -Прогуляемся,  дружок?  

(Ответы  детей).

Можно   использовать разные  виды  ходьбы:  имитировать  сидя,  двигаться  свободно  по  залу  или  друг  за  другом  (по  тропинке)  в  соответствии  с  характером  музыки.  

Педагог.       Вот  пришли  мы  на  опушку,

 Ой,  смотрите,  чьи - то  ушки!

 Кто -  же  это  может  быть?  У  кого - же   мне  спросить?

(Зайка).

Педагог  показывает  детям  красочную  карточку,  на  которой  изображён  пляшущий  заяц.

      Педагог  (поёт).  По  тропинке  кувырком  скачет  зайка  босиком.

                           “Заинька  не  беги – вот  тебе  сапоги,  

                            Вот  тебе  поясок,  не  спеши  ты  в лесок,  

                             Иди  к  нам  в  хоровод,  веселить  наш  народ!”

Звучит  плясовая  музыка,  дети  с воспитателем  хлопают.

Педагог. Мы  на  зайку  поглядим,

(передвигает  линейку,  в  окошке   появляется  улыбающийся  зайчик)   

                Улыбнёмся   вместе  с  ним     (дети  улыбаются).

Педагог. Заинька   устал  плясать,  хотел  зайка  убежать,

                Огляделся, покрутился, понял  всё -  он  заблудился!

                Он  не  пляшет  и  не скачет,  наш  зайчишка  горько  плачет.

(передвигает  линейку,  в  окошке  появляется  плачущий  заяц)

                Мы  на  зайку  поглядим,  погрустим - ка  вместе  с  ним.

Звучит  музыкальная  пьеса  “Заинька  загрустил”,  дети  с  помощь

 воспитателя  учатся  показывать  мимикой “грусть”,  “печаль”.

Педагог.  Вдруг  раздался  где – то  стук,  

                 Это  дятел  чистил  сук,  стук  зайчишку  испугал,  

                 И зайчишка  задрожал.

(Передвигает  линейку,  в  окошке  появляется  испуганный  заяц).

                 Мы  на  зайку  поглядим,  повторим – ка  всё  за  ним.

Звучит  музыкальная  пьеса  “Зайка  испугался”,  дети  с помощью

 воспитателя  показывают  “состояние  страха”.

Педагог. Надо  зайку  успокоить,  пожалеть  и  приласкать,  

                Во  лесочке  вместе  с  зайкой  будем  мы  сейчас  играть.

                Проводится  хороводная  игра  “Заинька  серенький”.

Педагог. Мама  заиньку  искала,  нашу  песню  услыхала  

                И  пустилась  со  всех  ног...  "Где  мой  заинька - сынок?"    

                Мама  сына  обнимает,

(дети  друг  друга  обнимают)

                Несмышлёного  ласкает.

(гладят  друг  друга  по  голове)…

                Мы  не  будем  им  мешать,  надо  нам  домой  шагать.

(Дети  уходят).

2-й  вариант.

     Познакомившись с игрой, музыкальным репертуаром,  дать  возможность  детям  передвигать  линейку.  В  соответствии  с  характером  музыки,  самостоятельно  менять  изображение  зайца  в  том  или  ином  эмоциональном  состоянии  и  передавать  эти  эмоции  мимикой.  

 

Музыкальный  репертуар.

    Музыка  на  выбор  для  разных  видов  ходьбы;  “Зайка  “, муз.           Карасевой  сл.  Н  Френкель;  “Заинька  загрустил”,  “Зайка  испугался”  муз. В.  Карасевой;  хороводная  игра  “Заинька  серенький” р.н.п.

  1.  «Кто  там  прячется  в  воде?»  (Для  детей  3-4  лет)

Цель.   Развитие у детей мимики лица, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств (удивление, радость, недовольство и др.)

Описание.

     На  карточках  одного  размера (6  шт.)  изображено  одно  и  то  же  лицо  ребёнка,  но  с  разными  эмоциями  и  выражениями:  малыш  удивлён,  малыш  улыбается,  малыш  смеётся,  малыш  хмурится,  малыш  показывает  язык,  малыш  морщит  нос.

     Методические  применения. 

     1-й  вариант.

Педагог. Был  жаркий  летний  день.  Ярко  светило  солнце  и  так  обжигало,  что  даже  цветочки  наклонились  к  земле.  Кот  Барсик  и  собака  Жучка  спрятались  куда-то  в  тень.

Маленький  Алёшка  не  хотел  сидеть  дома,  а  на  улице  было  очень  жарко.  Тогда  мама  вынесла  в  сад  Алёшкину  ванну  и  наполнила  её  водой.   Счастливый  от  счастья  малыш  мигом  очутился  в  ванне.

   -Ой,  кто  это  в  воде? -  подумал  малыш- этот  «кто –то»  очень  похож  на  меня!

Алешка  не  знал,  что  из  воды  на  него  смотрело  его  же  отражение.

    -А  давай  с  тобой  играть, - предложил  Алёшка  и  улыбнулся  незнакомцу.  Тот  тоже  улыбался  ему.  Малыш  показал  ему  язык  и  в  ответ  получил  то  же  самое:   «кто - то»  показывал  ему  из  воды  длинный  язык.  Алёшка  нахмурился,  точно  также  хмурился  и  тот,  кто  сидел  в  воде.  Малыш  рассмеялся,  смеялся  и  незнакомец,  как бы  передразнивая  его.

     -А  как  тебя  зовут? – спросил  Алёшка,  но  ничего  не  услышал  в  ответ. – Ну  ладно,  давай  играть  молча,  только  не  уходи…

     Педагог  говорит  детям  о  том,  что  можно  играть  без  помощи  рук,  ног,  голоса,  как  это  делает  мальчик  Алёша,  а  достаточно  использовать  разные  выражения  лица,  меняя  их.  Предлагает  детям  поиграть  по  принципу  «повтори  за  мной».

 Звучит  весёлая  музыка,  как  фон,  вызывая  радостное  настроение,  педагог  показывает  детям  карточки  с  изображением  лица  ребёнка,  выражающего  разные  эмоции  мимикой.  Дети  повторяют  то  же  самое.

2 – й  вариант.

Дать возможность  кому – нибудь  из  детей  придумать  и показать  мимикой  лица  разное  эмоциональное  состояние.  Дети  повторяют  всё  за  ним.

Музыкальный  репертуар  по  выбору  музыкального  руководителя  (характер  музыки  весёлый,  игривый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога - психолога по теме «Развитие эмоционально - волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» 2015-2016 год

План по самообразованию педагога - психолога по теме «Развитие эмоционально - волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» 2015-2016 год...

Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...

Опыт работы на тему : «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ «СКАЗКОТЕРАПИИ»».

Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников....

«Арт-терапия как средство развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста».

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности ребёнка  и сохранить совершенство и неповторимость каждого из ни...