"Укрощение строптивого" или один из способов взаимодействия с агрессивным ребенком.
консультация

Маленькие агрессоры в период адаптации требуют повышенного внимания педагога. Один из способов взаимодействия с такими детьми - метод "жестикуляции" или выполнение установок прерывания действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya_u_rebenka.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессия, порождаемая отсутствием речи у ребенка – самая частая причина тяжелой адаптации малыша в детском саду. Агрессивное поведение – один из самых ярких маркеров неблагополучного состояния малыша, показатель дискомфорта его пребывания в социуме и семье.Самый «разрушительный» период  у детей начинается после года и продолжается примерно до двух – двух с половиной лет. В этом возрасте ребенок обычно действует условно разрушительно — он творит, формируя новое измерение, меняя своими действиями привычный мир. В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности и, следовательно, страхом , порожденным одиночеством и непониманием. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Малыш, не испытывающий дискомфорта в семье либо коллективе, находящий эмоциональный отклик у взрослых, умеющий жестом и словом показать о своих бедах и желаниях и услышанный при этом - не может быть агрессивен ни при каких условиях. Агрессия как характер поведения в обществе не заложена в маленьком человеке изначально, она образуется по ходу вливания в социум и осознания своего «я» в семье. Для ребенка же с полным или частичным отсутствием активной речи и понимания обращенной речи  агрессивное поведение -зачастую единственно возможное .

Когда действия маленького агрессора в детском коллективе становятся социально опасными, педагог должен приложить все усилия , чтобы не позволить нанести вред остальным маленьким членам общества. Юный агрессор в возрасте 2-х лет редко нуждается в пространных разговорах о вреде нетипичного для  Homo sapiens поведения. Отсутствие активной речи, зачастую связанное с отсутствием понимания обращенной речи, не оставляет педагогу выбора, кроме как общение с помощью понятных для ребенка жестов. Конечно, это не отменит разговоров о том, «что такое хорошо и что такое плохо», но в качестве реакции на агрессивные действия, тем более несущие вред остальным детям, жестикуляция – это кратчайший выход из сложной ситуации.
Если у малыша нет вокальной речи, то первое, чему педагог должен научить его - это жесту просьбы "дай мне" (чаще всего это протянутая рука или указательный жест) и жесту отказа "нет / отойди / уйди" (чаще всего это вытянутая рука с открытой ладонью в сторону собеседника). Причем ребенок должен не только применять жест, но и сам активно реагировать на него быстро и незамедлительно. То есть при попытке атаковать сверстника взрослое резкое "нет" или жест должны вызывать прекращение атаки. Поначалу физическое воздействие (а взрослый человек именно физически останавливает ребенка) нужно применять обязательно, но всегда в совмещении с простым сигналом "нет" или жестом. Не стоит применять слова "нельзя", "не надо",-  это для последующих разговоров и объяснений. В процессе того, как ребенок бросается на обидчика, реакция взрослого должна быть очень короткой. НЕТ, СТОЙ, СТОП. Поведение ребенка опасно для других и самого себя, и задача педагога в момент атаки - не уговорить его изменить поведение, а ПРЕРВАТЬ действие. Но пока малыш не может остановить себя сам (это требует нужного возраста и нужной степени все-таки созревания эмоциональной и социальной сферы), его останавливать должен взрослый. И это значит, что взрослые(педагоги, родители) должны либо останавливать его физически (то есть находиться ВСЕГДА на расстоянии вытянутой руки), либо научить его, грубо говоря, выполнению команды прерывания действия.
Ребенок с опасным агрессивным поведением в силу возраста и силы эмоционального импульса его не контролирует, поэтому  чем проще сигнал, посылаемый взрослым, тем быстрее его можно применить.
Если специалисты, которые общались с ребенком, считают причиной агрессии "отсутствие речи", то введение жестикуляции поможет и наладит эмоциональный фон ребенка. Развитие активной речи это не затормозит. Напротив, умея контролировать свое поведение, ребенок наладит социальные коммуникации и овладеет речью гораздо быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивным ребенком"

Агрессивное поведение –одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.В буклете даны РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИ...

Методическая разработка: консультация для педагогов. Тема "Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком".

Аннотация к методической разработке:Консультация для педагоговТема: "Эффективное взаимодействие с агрессивным ребенком"Автор-составитель: педагог-психолог высшей квалификационной категории Моисеенко О...

Рекомендации для воспитателей по взаимодействию с агрессивным ребенком

Рекомендации для воспитателей по  определению агрессивности у ребенка и стратегия общения с ним....

Детское радио в ДОУ как один из способов взаимодействия с детьми

           В современном мире взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников претерпевают большие изменения. Хроническая занятость родителей, их педа...

Доклад «Презентация воспитанника как один из способов взаимодействия с родителями»

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА как одна из форм работы с родителямиВзаимодействие с родителямиИнформационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспит...

Доклад «Презентация воспитанника как один из способов взаимодействия с родителями»

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА как одна из форм работы с родителями Взаимодействие с родителямиИнформационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и ...

Семинар для родителей «Нейрогимнастика как один из способов игры со своим ребенком»

Семинар для родителей «Нейрогимнастика как один из способов игры со своим ребенком»...