Круглый стол « Образовательные технологии в ДОУ: традиции и инновации»
методическая разработка

ОБУХОВА Елена Анатольевна

Круглый стол « Образовательные технологии в ДОУ: традиции и инновации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_g._kruglyy_stol.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

« Образовательные технологии в ДОУ: традиции и инновации»

Предлагаю рассмотреть 2 понятия, что такое традиция и инновация. Для этого я обратилась к «Современному словарю иностранных слов». Что же там написано? Традиция – «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение идеи, взгляды, вкусы, обычаи, порядки, правила поведения» [2, с. 614]. Инновация, то есть, нововведение – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции для удовлетворения человеческих потребностей.

Отсюда и возникает проблема соотношения, сочетания традиций и инноваций. Как часто педагог встает перед  дилеммой? Что лучше, традиции или инновации? Так ли значимо радикально менять все в образовательном процессе? Ответ лежит на поверхности. Ведь ребенок остается ребенком во все времена, и всегда будут актуальными само ценность детства, развитие всех его сфер жизнедеятельности, включение его в социум, развитие познавательной активности и творчества. Но инновации все больше входят в нашу жизнь. Прежде чем их вводить, мы как педагоги, должны понимать, будь это метод, прием или выбранное средство, какую ответственность мы берем на себя в ходе ее реализации. В этом нам помогают нормативные  документы, регламентирующие деятельность педагога, это, прежде всего «Закон об образовании» и ФГОС ДО. Это глубокая проработка и понимание научного обоснования данной технологии, выполнение социального заказа, удовлетворение потребностей участников образовательных отношений.

В связи с эти возвратимся к идее соотношения традиций и инноваций. Можно отметить, что не все формы инновационной деятельности в ДО являются абсолютно новыми. Традиции и инновации переплетены в принципах ДО и направлениях развития ребенка, которые указаны в стандарте.  (социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, познавательное).

Другими словами, новые идеи очень тесно переплетаются с известными, нашедшими позитивное подтверждение в дошкольном образовании предыдущих поколений педагогов, родителей и детей.

Что в современном ФГОС ДО можно считать собственно инновациями?

  1. Во - первых, игра для ребенка всегда была главным способом его существования, но теперь она определена, как ведущая форма его обучения.
  2. Система работы педагога должна быть направлена в первую очередь на воспитание личности ребенка: инициативного, уверенного в своих силах, способного договариваться, учитывать интересы других, способного к волевым усилиям, любознательного, с проектным мышлением.
  3. Усложняется содержание образования: внимание педагогов акцентируется на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, активизацию познавательного развития ребенка.
  4.  На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, введение деятельностного подхода.

(А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Основным его принципом является  принципы активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Деятельность является движущей силой развития ребенка.

Одной из задач ДО, становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможности проявление творческих способностей.

Еще одна важнейшая черта современного обучения, его направленность на то, чтобы готовить детей не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.

Индивидуализация воспитания и развития ребенка через изменения его роли от объекта до самостоятельно мыслящего активного субъекта.

Изменились требования и к структуре непрерывной образовательной  деятельности. Работа педагога ориентирована не на сообщение знаний и способов действий, которые подаются детям в готовом виде, а стимулируют активный отклик на проблемную ситуацию. В процессе решения поставленной проблемы педагог вместе с детьми формулирует цель по решению проблемы, взаимодействует при планировании деятельности, использует разнообразные формы организации, что позволяет реализовать индивидуальный,  дифференцированный, гендерный подходы. Воспитанники вместе с педагогом или самостоятельно, в зависимости от возраста, формулируют вывод. Педагог в данном случае не передает свой жизненный опыт, а предоставляет возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности, осуществляет поддержку инициативы и самостоятельности, где он становится активным в выборе содержания своего образования.

Работа с родителями всегда была одним из приоритетных направлений работы ДОО. Но поколение родителей современных воспитанников другое, по своим ценностным установкам на воспитание детей, на роль детского сада, поэтому новыми должны стать содержание и формы работы с семьей. Основная задача, привлечь родителей к участию в образовательной деятельности.

Например, в нашем детском саду привлекаем родителей к участию в непрерывной образовательной деятельности, к участию в музыкальных, поэтических салонах,  совместных филармонических  встречах, клубном часе, где родители являются активными участниками, а иногда выступают и в роли педагога. На моем личном сайте родители могут познакомится с музыкальным репертуаром, который в данный момент изучаем с детьми, конкурсное движение, где родитель участвует не только с детьми, но и конкурирует между собой,  например, конкурс «Самодельный муз. инструмент для ребенка». Мы поддерживаем инициативу не только детей, но и родителей. Помогаем родителям в выборе видео и фото, материалов, для изготовления видеороликов для участия в конкурсах, праздниках или поздравлений. С целью реализации профориентационной работы родители приглашают нас с детьми на свое рабочее место, например, КДК, кукольный театр, библиотеку и др. учреждения.

Дошкольное образование, учитывая интересы и мотивы детей, образовательные потребности, ориентировано на специфику социокультурных условий.

Приобщая детей к ценностям культуры, истории родного края мы поддерживаем связь с краеведческим музеем, детской хореографической и музыкальными школами, колледжем искусств, Свердловской государственной академической филармонией, через Виртуальный концертный зал.

Особое внимание уделяю организации, развивающей предметно-пространственной  среды. Традиционно пространство музыкального зала оформляется к праздникам, но нововведением является в нашем саду использование многофункциональных универсальных маркеров, которые дети могут самостоятельно использовать в зависимости от образовательной ситуации.  То есть дети сами организуют свое игровое пространство. Тем самым, мы обеспечиваем полифункциональность, которое предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды или предметов - заместителей в детской игре).

Также можем трансформировать (предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов  и возможностей детей) зал за счет мобильных центров, например «Муз. Палитра» (музыкальные инструменты), «Волшебная шкатулка» (музыкально-ритмическая деятельность), «Музыкальная мозаика» (музыкально - дидактические игры) и др.

Вариативность среды предполагает: периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность).

Доступность среды: свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья к играм, материалам, исправность и сохранность материалов и оборудования.

Инновационным является инклюзивное образование. В нашем детском саду нет детей с ограниченными особенностями здоровья. Но считаем, что каждый ребенок по своему, особенный. Реагируя на потребности воспитанников, уровень их развития привлекаю детей к участию в различных художественно-творческих видах деятельности.

Таким образом, новые идеи очень тесно переплетаются с традициями.

Представляю вашему вниманию опыт педагогической деятельности по использованию в образовательной деятельности авторского педагогического средства по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста «Виртуальный музей «Песни, опаленные войной».

Духовно-нравственное воспитание, это одна из актуальных проблем нашего времени для человека, семьи, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России особое внимание обращено на  то, что воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности в любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. В процессе реализации основной общеобразовательной программы ДО мы обратили внимание на то, что у определенной части воспитанников не сформированы духовно-нравственные качества, первичные этические инстанции. Возникло противоречие между социальным заказом общества на обеспечение духовно-нравственного потенциала в воспитании как одной из составляющих личностного развития и недостаточным использование эффект образ средств данной проблемы.

Так возникла идея создания виртуального Музея «Песни, опаленные войной». Это авторское образовательное средство, пример инновационного метода сохранения и распространения музыкального материала, реальная возможность сочетать мир современных компьютерных технологий и главную задачу музея сохранять и распространять информацию о прошлом и настоящем. Данный цифровой информационный ресурс находится в свободном доступе в сети интернет и представляет собой электронную экспозицию интерактивного выставочного пространства посвященного ВОВ. Так, например, раздел Песни военных лет повествует нам о том, что песня с ее жизнеутверждающим текстом и музыкой спасала, поддерживала боевой дух солдат. Для закрепления полученных знаний воспитанников и их родителей, разработана интерактивная игра, представлены сценарии праздников, а также имеется раздел «Военная летопись в искусстве», через который и реализуется технология «Синтез искусств». Авторское образовательное средство получило высокую оценку отдела Религиозного образования и Катехизации Русской Православной Церкви, и занял 1 место на региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2018 году. Ссылки на данный виртуальный музей расположены на сайде детского сада и на официальном сайте Храма Максима Исповедника в Краснотурьинска.

Список источников:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N273-ФЗ;
  2. Прикакз Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДО» от 17.10.2013 №1155;
  3. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении": методическое пособие/М.: Сфера, 2005;
  4. Белкина В.Н. «Традиции и инновации в дошкольном образовании». Ярославский педагогический вестник – 2016 - № 6;