Роль куклы в воспитании ребёнка. Игры с куклой.
материал (младшая группа)

Для любознательных родителей, представляю Стендовая информация «Обучающие игры с куклами («Оденем куклу на прогулку», «Напоим Катю чаем» и др.)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_kuklami.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Стендовая информация

«Обучающие игры с куклами

(«Оденем куклу на прогулку», «Напоим Катю чаем» и др.)»

Роль куклы в воспитании ребёнка.

Игры с куклой.

Вероятно, игрушки появились на земле тогда же, когда и люди. И первыми игрушками принято считать погремушки, свистульки, трещотки. Играя, ребёнок гармонично воспитывается, приобщается к труду, отдыхает. В игре дети растут, развиваются, познают то, что их окружает в действительности. Игру, игрушки в детском возрасте нельзя подменять, запрещать, заменять. Не давать играть - всё равно, что лишать детства.

Взаимоотношение маленького ребенка со взрослыми и сверстниками во многом зависит от широты его представлений об окружающем мире. Чем богаче знания малыша, тем разнообразнее и интереснее становятся его игры. О роли же сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников сказано немало. Детей следует знакомить с явлениями действительности в раннем возрасте, используя любые доступные средства. Например, призовите на помощь обыкновенную куклу, без которой немыслима детская комната.

Развивающее значение куклы.

Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть, поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?

Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно,  затормозить его развитие. Ведь кукла, несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций - это воспитание человеческих чувств, нравственности.  Кукла - образ человека в игре ребёнка.  Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она - идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла.  При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.

Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях.  Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость.  Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой.  Вроде кукла смелая, но только ли она?

Варианты сюжетно-ролевых игр с куклой.

Во время игры кукла может превратиться в повара, парикмахера, врача, учителя, строителя, шофера, продавца, художника или музыканта. Фантазии нет предела. Чтобы занятие с малышом стало настоящим захватывающим театральным действом, взрослому участнику стоит заранее подготовиться. Например, для игры в поваров приобретите или сделайте детскую посудку (кастрюли, тарелки, ложки и тому подобное).

Придумайте материал для приготовления «блюда». Используйте кубики, детали конструктора, мозаику, пластилин, подходящие маленькие игрушки. Кстати, из пластилина вместе с ребенком заранее можно вылепить овощи, сосиски, фрукты.

В такой игре кукла станет незаменимым помощником повара или самим поваром, если нарядить ее в соответствующий костюм. Носовой платок заменит фартук, а на голову наденьте колпак из белой бумаги. Для изготовления спецодежды используйте лоскутки ткани, наборы для творчества, элементы детской одежды. При желании можно придумать и снаряжение альпиниста из шнурков, и наряд балерины из обыкновенной ваты. Возможно, мама-рукодельница сошьет или свяжет костюмы нескольких профессий, которые можно будет использовать много раз. Таким образом, во время игры в профессии ребенок узнает об орудиях и предметах труда, спецодежде, процессе, результатах и пользе той или иной деятельности.

Как правильно играть в куклы с ребёнком.

Чтобы достичь наибольшего результата, старайтесь сделать ребенка активным участником игры. Задавайте вопросы, поощряйте к рассуждениям и фантазиям, «заставляйте» активно действовать. Так, играя в больницу, вспоминайте, как правильно надо ставить градусник. Послушайте малыша игрушечным, а возможно, и настоящим стетоскопом, спросите, зачем врач просит пациента дышать или не дышать. Предложите маленькому «пациенту» стать «врачом». Конечно, можно поиграть и вдвоем с ребенком, однако игрушка предоставляет намного больше возможностей для экспериментов. Кукла может выдержать многое: «хирургическую операцию» во время игры в докторов, «стрижку волос» в «парикмахерской», удар молотком по ноге на строительстве игрушечного дворца из конструктора. Помните, что в игре ребенок усваивает различные варианты поведения, учится мыслить, сопереживать. Игра в куклы помогает решать многие проблемы развития, воспитания и обучения.

Пусть игра приносит малышу пользу и радость. Никогда не навязывайте занятия, учитывайте возраст ребенка при постановке каких-либо задач, чаще хвалите и уважайте мнение маленького человека. И тогда малыш вырастет общительным и умным человеком. А кукла пусть станет верным другом и помощником вам в этом деле.

Примерные конспекты игр-занятий

Конспект 1.

«Катя проснулась»

Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой.

Материал и оборудование:

1. В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке.

2. Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).

Предварительная работа. На занятии по развитию речи разучивание потешки «Водичка-водичка».

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Я буду ее мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает наша дочка Катя. (Подходят к кроватке, на которой спит кукла). Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я буду одевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Вот теперь постель красиво заправлена. Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран.

Катя послушала, как течет водичка, а потом попросила:

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Взяла Катя мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще маленькая и просит: «Помоги, папа». Умой, Андрюша, дочку.

Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней погулять. Пойди, папа, покажи Кате, какие красивые игрушки есть у нас в детском саду».

Затем обучение данному игровому действию с куклой можно провести с ребенком, у которого низкий уровень игровых умений.

Конспект 2

«Напоим Катю чаем»

Цель: Развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле. Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю.

Материал и оборудование:

1. В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке.

2. Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).

 3. Набор чайной посуды, «оладушки» (кружки, выпиленные из фанеры). Предварительная работа.

1. Знакомство с игровым действием «Катя проснулась» (см. конспект 1).

2. Дидактическая игра «Напоим Катю чаем».

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чай приготовлю.

Посмотрите, какой красивый чайник (в последующих занятиях на эту тему можно использовать игрушку-заместитель). Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плитку. И ты, Настя, поставь свой чайник на плитку. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладышки? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить наших дочек. Вставай, доченька. С добрым утром!» (Далее занятие проводится по конспекту 2 «Катя проснулась».) После того как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница; приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо»; мыть посуду и ставить ее на место. Куклы-дочки в это время «играют»: катают мяч, качаются на качелях, на машине и т. д.

Конспект 3

 «Оденем Катю на прогулку»

Цель: Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.

Материал и оборудование. Два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, рейтузы, обувь, пальто, шарфик).

Предварительная работа.

1. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

2. Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда».

Ход игры.

Воспитатель показывает новую одежду для куклы и говорит: «Катя уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку». Спрашивает у детей: «А у ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку? Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка? Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки? (Большие, синие.) Наденем на ножки Новые сапожки, Пустим по дорожке. Будет доченька ходить, Сапожки новые носить.(Е. Благинина. «Новая одежда».). Что теперь будем одевать? (Шапку.) У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка? (Большая, красная.). Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть куклам? (Пальто, шубу.).

Моя Катя маленька,

 На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

При повторении игры с другими детьми можно спеть им песню «Кукла» муз. М. Старокадомского, слова О. Выготской).

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.