Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»
методическая разработка (средняя группа)

Гергиль Светлана Владимировна

Методическая разработка

«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»

 

Паспорт

Постановка проблемы: 

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно он осуществляется в семье, а направленно и постепенно – в дошкольных учреждениях.

Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца, души, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности.

Исходя из целей экологического образования, в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, т.к. именно в этот период накапливаются яркие эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. В работе с дошкольниками могут быть использованы игра, опытная деятельность, моделирование, беседа, чтение произведений художественной литературы и др. Однако ведущим методом познания природы является наблюдение.

Наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя наблюдения рассматриванием картин, просмотром телепередач и т.д.

Таким образом, применение метода – наблюдение  в своей работе, считаю наиболее эффективным в формировании экологического сознания и экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Наблюдение, как средство развития экологической культуры старшего дошкольника» (долгосрочный, исследовательский).

Цель: показать роль и значение наблюдений в развитии экологической культуры  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Расширять и обобщать знания детей о мире природы через наблюдения, как целостной взаимосвязанной системе.

- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.

- Развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением.

Формировать основы экологического мировоззрения и культуры, осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.

Участники проекта: воспитанники подготовительного возраста, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: с сентября по апрель.

Результат: 

  1. Имеют представления о сезонных изменениях в природе, о многообразии растительного и животного мира, о нашей планете. Знают о природных явлениях.
  2. Отражают свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
  3. Знакомы с «правилами поведения в природе».

Продукты проектной деятельности: 

- картотека наблюдений;

- конспекты экологических бесед;

- конспекты экскурсий;

- картотека экологических игр;

- конспекты экскурсий;

- памятки и консультации для родителей;

- программа кружковой деятельности «Занимательная география»;

- сочинение сказок: «Хорошие герои спасли волшебный лес», «Волшебное перо», «Сказка о медвежонке»;

- дневники наблюдений за растениями огорода;

- мини-проект «Растения огорода»;

- мастер-класс «Картина для кухни»;

- акция «Добрые крышечки»;

- досуг «Юные экологи».

План

реализации проекта

Этап (сроки)

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы и средства реализации проекта

Примечания

1 этап

Проблемные ситуации:

- что плохого и хорошего делает человек в природе?

- как помочь птицам зимой?

- где находится вода?

- что нужно сделать, чтобы стало меньше мусора в городе?

- как человек может помочь природе подготовиться к зиме?

 

 

2 этап         

 

 

 

Сентябрь

1. Изучение литературы.

2.Разработка и внедрение перспективного плана.

3. Наблюдения в природе.

4. Беседы экологические.

5. Кружковая работа.

6. Экологические игры.

7. Памятка для родителей «Природа в жизни вашей семьи».

- Перспективный план проекта, знакомство родителей с проектом.

- картотека наблюдений

- картотека бесед, наглядный материал.

- программа кружка.

- картотека игр.

- выпуск памятки.

См.приложение

Октябрь

1. Наблюдения в природе.

2. Беседы экологические.

3. Кружковая работа «Занимательная география».

4. Экологические игры.

5. Инсценировка сказки  «Муха-Цокотуха».

6. Составление плана микрорайона.

7.  Сбор материала для гербария.

- картотека наблюдений.

- картотека бесед, наглядный материал.

- программа кружка.

- картотека игр.

- сценарий, изготовление костюмов и атрибутов к сказке, подбор музыки.

- план микрорайона.

- составление гербария, изготовление панно из сухих листьев, поделок из природного материала.

См.приложение

Привлечение родителей и муз.руководителя

Совместно с родителями

Ноябрь

1. Экскурсия «Как растения готовятся к зиме?»

2. Наблюдения в природе.

3. Беседы экологические.

4. Кружковая работа «Занимательная география».

5. Экологические игры.

6. Акция «Покормите птиц»

7. Мастер-класс «Картина для кухни» (из природного материала).

8. Коллективное сочинение сказки «Хорошие герои спасли волшебный лес.

- Конспект экскурсии.

- картотека наблюдений.

- картотека бесед, наглядный материал.

- программа кружка.

- картотека игр.

- изготовление и установка кормушек для подкормки птиц.

- материал для создания картины, конспект.

- сказка.

См.приложение

Совместно с родителями

Совместно с родителями

Декабрь

1. «Экскурсия в зимний парк».

2. Экологическая игра «Знатоки природы».

3. Консультация для педагогов «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника».

4. Наблюдения в природе.

5. Беседы экологические.

6. Кружковая работа «Занимательная география».

7. Экологические игры.

8. «Цветные льдинки» и украшение ими участка.

- конспект экскурсии.

- конспект игры

Консультация для педагогов.

- изготовление цветных льдинок.

См. приложение

Совместно с родителями.

Январь

1. Творческая работа «Животные Красной Книги».

2. Наблюдения в природе.

3. Беседы экологические

4. Кружковая деятельность «Занимательная география».

5. Экологические игры.

6. Консультация для родителей «Детская исследовательская деятельность в условиях семьи»

Составление мини-книги  «Животные Красной книги.

консультация

См приложение

Совместно с родителями

Февраль

1. Коллективное сочинение сказки «Волшебное перо».

2. Акция «Накормим птиц зимой»

3. Наблюдения в природе.

4. Беседы экологические.

5. Кружковая работа «Занимательная география».

6. Экологические игры.

иллюстрирование сказки.

Семена для птиц

См. приложение

Совместно с родителями

Март

1. «Весенняя экскурсия».

2. Наблюдения в природе.

3. Беседы экологические

4. Кружковая работа «Занимательная география».

5. Экологические игры.

6. Коллективное сочинение «Сказка о медвежонке».

7. Консультация для родителей «Весна идет, весне дорогу!»

Конспект экскурсии

Конспект консультации

См. приложение

См. приложение

Апрель

1. Экологическая Акция «Добрые крышечки».

2.Наблюдения в природе.

3. Беседы экологические.

4. Кружковая работа «Занимательная география».

5. Экологические игры.

6. Мини-проект «Огород на подоконнике».

7. Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций.

Сбор крышечек

Примеры экологических ситуаций.

Весь детский сад

См.

приложение

3 этап

(заключительный)

Представление продукта проектной деятельности:

- Досуг «Юные экологи»

- выставка творческих работ детей.

Конспект праздника.

Выставка

См.приложение

Анализ проекта

Приоритетным направлением в своей работе я выбрала развитие экологической культуры старших дошкольников через метод - наблюдение.

Цель данного проекта является - показать роль и значение наблюдений в развитии экологической культуры  детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, были  поставлены следующие задачи:

- расширять и обобщать знания детей о мире природы через наблюдения, как целостной взаимосвязанной системе;

- развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи;

- развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением;

формировать основы экологического мировоззрения и культуры, осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.

Для решения поставленных задач, использовались разнообразные виды деятельности: экскурсии, досуги, чтение художественной литературы, кружковая работа, экологические игры, проигрывание экологических ситуаций, коллективное сочинение сказок, акция, продуктивные виды деятельности, трудовая деятельность, рассматривание иллюстраций и т.д.

Применение своих творческих знаний и практических умений позволили мне создать и внедрить в педагогическую деятельность следующие разработки:

- перспективный план кружка «Занимательная география»;

- картотеку экологических игр;

- конспекты экскурсий;

- памятки и консультации для воспитателей и родителей;  

- конспекты экологических бесед;

- мини-проект «Растения огорода»;

- мастер-класс «Картина для кухни».

Данные разработки позволили повысить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, развить творческие способности, любознательность, желание использовать разнообразные виды деятельности (опытно-экспериментальные, сочинение, пешие экскурсии, экологические игры, трудовые, исследовательские, чтение познавательной литературы) при совместной творческой работе с родителями и самостоятельно.

Работа по проектной деятельности осуществлялась систематически, что позволило вовлечь детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.

Некоторые воспитанники прогнозировали не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия, были сосредоточены при исследовании новых объектов, удерживали внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий. Дети овладели простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации.

Особое внимание в своей работе уделяла сотрудничеству с родителями. Работа с родителями выстраивалась в доверительных отношениях, через использование консультаций, индивидуальных бесед, приобщение родителей к участию в конкурсах, акциях, выставок совместного творчества родителей и детей в рамках ГБДОУ, организацию досугов и развлечений.

Родителям были даны следующие рекомендации:

- совместно с детьми наблюдать за явлениями и объектами природы во время прогулок;

-  в домашних условиях создавать коллекции природных материалов;

- принимать участие в трудовой деятельности вместе с детьми;

- соблюдать правила поведения в природе;

- собрать материал для гербария.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети имеют представления о сезонных изменениях в природе, о многообразии растительного и животного мира, о нашей планете. Знают о природных явлениях.
  2. Воспитанники отражают свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
  3. Знакомы с «правилами поведения в природе».

Считаю, что ожидаемые результаты проектной деятельности подтвердились. Планирую продолжить работу по развитию экологической культуры дошкольников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_nablyudenie.doc81 КБ

Предварительный просмотр: