Детское экспериментирование как средство развития экологической культуры дошкольников.
учебно-методический материал

Островская Татьяна Александровна

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_t.a.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

На   протяжении   дошкольного   возраста   у   детей  формируют   знания   о

смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного

края:   наличие  теплых  и   холодных  дней,  пасмурной   и   солнечной   погоды,

типичных атмосферных явлений — дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней,

гроза   и   т.   д.   Дошкольники   учатся   распознавать   состояние   погоды   и

определять   ее   соответствующим   термином-словом.   Постепенно   дети

начинают   соотносить   состояние   погоды   с   тем   или   иным   временем   года,

устанавливать причины сезонных изменений.

У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и

его зависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой

(лед, снег, иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами

—   из   него   невозможно   что-либо   лепить;   в   теплую   начинает   подтаивать,

становиться   влажным,   пластичным   —   из   него   можно   лепить   различные

фигуры.

В детском саду воспитанников знакомят с такими объектами неживой

природы, как песок, глина. С этими природными материалами дети любят

играть.   Однако   для   развития   игровой   деятельности   важно   иметь   четкие

представления об их свойствах. Сухой песок сыплется, через него свободно

проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из

него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а

влажная может приобретать любую форму.

Дети   знакомятся   с   почвой,   с   ее   обработкой,   подготовкой   к

выращиванию растений. У ребят формируют представления и о некоторых

космических   телах:   о   Луне,   звездах,   Солнце.   Дети   узнают,   что   Солнце

является   источником   света   и   тепла   на  Земле.   Система   знаний   о   неживой

природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой

природой.

Объектом   данной   работы   являются   представления   дошкольников   о

неживой природе.

3

2.1. Младшие группы

В   процессе   ознакомления   детей   младших   групп   с   природой

воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых

предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся

ярких   цветущих   растениях,   учит   различать   особенности   внешнего   вида

животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки.

Воспитатель   обучает   малышей   н   первым   несложным   трудовым   умениям:

полить   растения,   обтереть   листья   влажной   тряпочкой,   покормить   рыбку,

птичку в уголке природы. На этой основе воспитывает бережное отношение

к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления,

Детское экспериментирование как средство развития экологической культуры дошкольников.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Вся дальнейшая работа направлена на реализацию следующих задач:

  1. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
  2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации в процессе познания природной картины мира.
  3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными средствами.
  4. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  5. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
  6. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

Для более полной реализации поставленных задач мною была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности у детей познавательного интереса к миру природы; разработан перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности; составлен комплекс мероприятий по экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.

Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологический знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным в группе создана должна быть соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, в которой разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В центре природы не плохо иметь мини-лабораторию, в которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (весы, лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т.д.)

В работе с детьми лучше использовать различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т.д.

Результат в работе с детьми будет достигаться если, соблюдать последовательность проведения опытов и экспериментов от “простого к сложному”.

Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы необходимо проводить в несколько этапов: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которым является человек.

Подборка серии экспериментов с объектами живой и неживой природы: Экспериментирование с воздухом, с водой, с песком и глиной, с солнечным светом, с предметами: “Реактивный шарик”, “Водяные весы”, “Играем красками”, “Тесная бутылка”, “Двигаем предметы”, “Соломинка-пипетка”, “Соломинка-флейта”, “Секрет сосновой шишки”, “Отгадай на вкус”, “В мире стекла” и т. д.

Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы.

Изучая с детьми строения тела животных, используются опорные карты, которые помогают детям в процессе обучения обобщать и анализировать.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления. Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:

  • Учить детей видеть проблему;
  • Формировать умения выдвигать гипотезы;
  • Совершенствовать умения задавать вопросы.

На этом этапе можно предложить детям следующие упражнения: “Закончи рассказ”, “Сколько значений у предмета?”, а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов живой и неживой природы, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как “Отгадай”, “Чудесный мешочек”, “Трудные слова” учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры “Кто пропал?”, “Рассматривание”, “Чего не стало” помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Заключительный этап, или формулировка выводов –подводит детей к высказываниям своих суждений, выводов и умозаключений. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения можно использовать такие игры, как “Что на что похоже?”, “Клякса”, “Что здесь изображено?”. Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике. Развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи. Дети узнают о свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

В работе очень хорошо использовать такие формы организации, как фронтальные занятия, экскурсии, чтение художественной литературы, развлечения, опыты, беседы. Свои отношения с детьми строю на основе доверия и партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Дети дошкольного возраста не умеют писать и читать, поэтому для фиксации исследований, выбора методов исследования помогают модели с символическими изображениями, картинки, схемы. Например, нарисованная капелька – это вода, квадраты разных размеров – большой или маленький и т. д.

Опытно-экспериментальной деятельность не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами и со средой обитания, она еще и тесно связана с другими видами детской деятельности.

Экспериментирование связываю и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь ярко и сильно.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями. Ведь как бы мы, воспитатели, не старались учить детей чему-либо, если родители пассивны, не уделяют должного внимания своим детям, то и результат будет низким. Поэтому систематическое взаимодействие с семьёй даёт положительный результат в освоении новых знаний и умений, а также благотворно влияем на эмоциональную составляющую.

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации, сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно следственные связи, доказывать и опровергать.

 Удачи , уважаемые коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Экспериментирование как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Экспериментирование – особая организация детской деятельности, направленная на непосредственное взаимодействие с объектом изучения. Помещенный в определенные условия, объект наиболее ярко проявляет св...

Методическая разработка "Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника"

Методическая разработка предназначена для детей подготовительного к школе возраста. В данном материале представлен паспорт проекта, план реализации и анализ проектной деятельности....

Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»

Методическая разработка«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» ПаспортПостановка проблемы:Экологическое образование человека начинается с детства. Стихи...

Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»

Методическая разработка«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» ПаспортПостановка проблемы: Экологическое образование человека начинается с детства....

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...