Экспериментирование как средство воспитания экологической культуры дошкольников
статья по теме

СЛЕПНЕВА ОЛЬГА ИГОРЕВНА

Экспериментирование – особая организация детской деятельности, направленная на непосредственное взаимодействие с объектом изучения. Помещенный в определенные условия, объект наиболее ярко проявляет свою сущность, скрытую в обычной ситуации. Используя экспериментирование в экологическом воспитании, можно добиться удивительных результатов понимания и выработки правильных форм взаимодействия с объектами живой и неживой природы, которые окружают ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Слепнева О.И.,

воспитатель ГБДОУ д/с №61(филиал)

        Экспериментирование – особая организация детской деятельности, направленная на непосредственное взаимодействие с объектом изучения. Помещенный в определенные условия, объект наиболее ярко проявляет свою сущность, скрытую в обычной ситуации. Используя экспериментирование в экологическом воспитании, можно добиться удивительных результатов понимания и выработки правильных форм взаимодействия с объектами живой и неживой природы, которые окружают ребенка.

        Прежде всего, ребенок должен ощутить, что он тоже часть природы и без неё не может существовать. Он дышит её воздухом, утоляет жажду её водой, употребляет в пищу плоды её растений, дома, мебель, одежда – всё это дает природа. Для более яркого понимания ребенком необходимости природы в жизни человека можно провести несложные опыты с воздухом, водой и светом. Например, проведение эксперимента на задержку дыхания  с использованием секундомера  поможет выяснить, как долго мы можем обходиться без воздуха (необходимость воздуха для жизни человека). Проведение эксперимента с луковицами, одна из которых поставлена в стакан с водой, а другая – в стакан без воды, наблюдение за изменением их состояний, приведет к пониманию необходимости воды в жизни живых организмов. А если завязать ребенку глаза, как при игре в жмурки, и дать несложное задание по ориентации в пространстве или на узнавание своих друзей, то он поймет, как нам трудно было бы  без света. Поместив растение в темный ящик, и понаблюдав за изменениями, которые с ним произошли (пожелтело, ослабло) можно говорить о жизненной необходимости света.

        Очень важно в экологическом воспитании эстетическое восприятие окружающего мира. Хорошо бы  прогуляться  по живописным паркам и садам нашего города, любуясь их красотами,  и, напротив, для контраста заглянуть на несанкционированную свалку, которую можно встретить на окраине леса, или на помойку около дома и порассуждать вместе с ребенком, где же ему больше нравиться и как сделать, чтобы мусора было меньше.

        Взрослые любят устраивать пикники на природе.  На таком мероприятии порой собираются несколько семей. Хочется, чтобы место, выбранное для отдыха, было живописным, но как порой бывает  трудно найти такое место, потому что предыдущая весёлая компания не убрала за собой мусор, не навела на полянке или у речки порядок. Это тоже эксперимент, найти  место для отдыха, который оставляет право для выбора: пройти мимо или убрать. А если сфотографировать,  что было до… и что стало после…. У маленького человечка останется надолго в памяти и в сердце то доброе дело, которое он совершил вместе со своими родными.

        Закон об охране природы говорит об охране вод. Но, понимает ли ребенок, как и от чего надо воду охранять. Несложные  опыты с водой наглядно продемонстрируют это.

  • В прозрачную ёмкость с водой ребенок опускает различные бытовые отходы: фантики, гвозди, шкурки от банана. Это очень интересно, дети любят кидать в воду что попало. Но на предложение: «Хочешь ли ты такой воды попить?». Мы знаем, какой ответ последует…. Что делать? Как исправить? Постановка проблемы активизирует мыслительный  процесс. Надо очистить. А как? Что может для этого понадобиться?
  • Следующий опыт по очищению воды сложнее. Оказывается, не так просто очистить воду. Для очистки необходимы различные фильтры: для крупного мусора, для мелких частиц, а для невидимых частиц (от банановой кожуры вода потемнела), оказывается в домашних условиях фильтра не найти. Как легко испортить и как трудно восстановить. Так и в жизни: легко бросить в реку мусор, но трудно его выловить, убрать.

Воздух, который повсюду нас окружает и без которого жизнь невозможна, тоже надо охранять. Мы дышим кислородом, но насколько нам хватит его и от чего зависит его количество на планете? Это покажут опыты со свечой, которые может провести ребенок под руководством взрослого. Если горящую свечу накрыть перевернутой банкой, то она вскоре погаснет. А если рядом со свечой поместить живое растение в горшочке, то свеча будет гореть дольше. С помощью этих простых экспериментов ребенку можно объяснить, что огонь сжигает кислород, а зеленые растения его вырабатывают. Поэтому надо беречь деревья и траву, не ломать ветки, не топтать цветы (кстати, немногие взрослые знают, что трава вырабатывает больше кислорода, чем деревья, из-за большей площади поверхности). Ещё один опыт можно показать ребенку, какой вред может нанести человек атмосфере и себе. Это сравнение горения дерева и пластмасс (цвета пламени, цвета дыма, запаха от горения). Ребенку надо объяснить, что неприятный запах и дым  – это ядовитые вещества, которые отравляют воздух, разрушают озоновый слой, защищающий нас и нашу планету от радиоактивных лучей солнца.

Почву, которая ежегодно одаривает нас щедрыми урожаями хлеба, овощей и фруктов, тоже надо охранять.  Эксперимент с двумя одинаковыми комнатными растениями, одно из которых регулярно удобряют, рыхлят, а другое просто поливают, наглядно покажет, какому цветку лучше, и как надо поддерживать плодородие почвы.

Наверно, нет такого человека, который не любил бы лес. Лес привлекает нас пением птиц, обилием грибов и ягод. Лес тоже нуждается в охране. Прежде всего, от пожаров. На маленьком бумажном макете леса можно показать ребенку, как быстро может распространяться огонь в лесу, как огонь всё пожирает на своем пути, рассказать, что от лесного пожара гибнут животные, птицы, насекомые.

Как оставленный в лесу обычный мусор мешает  жизни растений, может показать эксперимент-сравнение, в котором в два горшка в одинаковых условиях посеяна календула. Затем в один из горшков положить и слегка придавить крышку от консервной банки, имитирующую мусор, оставленный на земле. В течение нескольких дней, наблюдая с ребенком за появлением всходов, легко  выяснить, как мешает растениям оставленный на земле мусор.

Приведенные в данной статье эксперименты и опыты, способствуют развитию реальных представлений ребенка  о различных сторонах  взаимоотношений природы и человека, способствуют познавательной активности ребенка, а совместная исследовательская деятельность родителей и детей сближает их и способствует бережному отношению к природе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей.   Формирование основ экологичес...

Детское экспериментирование как средство развития экологической культуры дошкольников.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...