Социально-педагогическое взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи (из опыта работы школы раннего развития «Росток»)
опыты и эксперименты

Сороковая Галина Семеновна

Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует развитие демократичной, открытой, гуманной системы дополнительного образования и требует нового осмысления проблемы педагогической совместной деятельности УДО и семьи. Сегодня педагоги-практики учреждений дополнительного образования как никогда ранее нуждаются в осмыслении имеющегося опыта и проблем сотрудничества с семьями обучающихся, выявлении наиболее перспективных направлений и форм такой работы. Без союза с семьей, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и продуктивных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно-творческом развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokovaya_g.s.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи

(из опыта работы школы раннего развития «Росток»)

Сороковая Г.С., руководитель школы раннего развития «Росток», методист

Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует развитие демократичной, открытой, гуманной системы дополнительного образования и требует нового осмысления проблемы педагогической совместной деятельности УДО и семьи. Сегодня педагоги-практики учреждений дополнительного образования как никогда ранее нуждаются в осмыслении имеющегося опыта и проблем сотрудничества с семьями обучающихся, выявлении наиболее перспективных направлений и форм такой работы. Без союза с семьей, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и продуктивных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно-творческом развитии ребенка.

Вопрос взаимодействия семьи и УДО весьма актуален, так как сегодня многие родители наших обучающихся все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов. Не имея педагогического образования, они не всегда владеют знаниями по педагогике и возрастной психологии, чрезмерно «залюбливают» ребенка или же предъявляют к нему завышенные требования. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью профессиональной деятельности педагогов и воспитателей УДО была систематическая работа по повышению эффективности их взаимодействия с семьей.

Родители доверяют нам самое дорогое, что у них есть – своих детей. Отсюда огромная ответственность, которая ложится на плечи педагогов и воспитателей. Вся работа в нашем отделе дошкольного воспитания ведется в системе «педагог – ребенок – семья». Всю воспитательно-образовательную работу мы строим в тесном контакте с семьей, родителями обучающихся на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Как сделать общение с родителями живым? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?

В начале учебного года администрация Дворца и родители заключают «Договор о сотрудничестве». И, вместо обособленности и формальной связи с родителями, коллектив школы «Росток» идет к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в воспитательно-образовательный процесс.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Поэтому большая обучающая работа ведется с педагогами и воспитателями ШРР «Росток». Это семинары, консультации, беседы, практикумы.

Педагогический коллектив отдела всегда внимательно относится к просьбам, предложениям и пожеланиям родителей.

Информирование родителей о деятельности ШРР «Росток» является одним из условий организации такого сотрудничества. Чтобы родители имели возможность поближе узнать, чем занимаются дети на занятиях, проводятся открытые занятия и Дни открытых дверей. Традиционными стали для ребят праздничные утренники, организованные совместно с родителями, где каждому малышу дают возможность проявить себя, а также воспитательно-познавательные мероприятия, например, экскурсии в Краеведческий музей и др.

Регулярно проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются насущные проблемы, решаются вопросы, касающиеся организации взаимодействия родителей, деятельности детей, выбирается родительский комитет, который является связующим звеном между родителями и педагогическим коллективом.

Проводя анкетирование родителей, мы выявляем потребности родителей в педагогической поддержке, проблемы, с которыми они сталкиваются. А также педагоги школы могут узнать отношение родителей к качеству проведения занятий. В свою очередь, педагоги и воспитатели «Ростка» решают важные для родителей и детей  проблемы, возникающие при воспитании детей в семье. Не было ни дня, чтобы педагоги не вели с родителями индивидуальные или групповые беседы, не организовывали для них консультации, касающиеся как вопросов обучения, так и воспитания. Если возникает сложная ситуация и педагогу или воспитателю трудно самостоятельно оказать помощь родителям, мы разрешаем проблему всем коллективом и вместе принимаем решение.

Регулярно работает лекторий для родителей, затрагиваются такие темы, как «Индивидуальный подход к детям с разными видами темперамента», «Правила безопасного общения ребенка с компьютером», «Астено-невротический синдром у детей, его профилактика». А также показы-практикумы «Детская игра, ее роль в психическом развитии ребенка».

Многие родители по рекомендации педагогов и воспитателей обращаются к психологам по волнующим их вопросам.

«Росток» – школа для дошколят. Здесь каждого любят, уважают, ценят независимо от успехов в учебе, за то, что он просто ребенок.

И самая главная наша цель – это не только подготовить детей к обучению в школе, а помочь детям адаптироваться в социальной среде; вначале в нашей школе, затем за ее порогом – в общеобразовательной. Усилия педагогов будут не напрасны, если найдут каждодневную поддержку дома, только тогда будет достигнут желаемый результат.

Педагоги «Ростка» настойчиво приобщают родителей к организации помощи дошколятам при выполнении домашнего задания: объясняют цели выполнения конкретного задания, методику. Рассказывают, какие ошибки могут совершать дети и как их избежать; как создать положительный эмоциональный настрой у ребенка на выполнение задания.

Педагогический коллектив делает все возможное для создания в «Ростке» атмосферы эмоционального благополучия и комфорта.  Дети видят, что педагоги и воспитатели радуются их присутствию, любят их и принимают такими, какие они есть, относятся к ним доброжелательно. Иногда приходится помочь родителям принять своих детей такими, какие они есть, помочь увидеть в детях хорошее. Педагоги помогают выявить таланты, развить способности детей. Для этого в «Ростке» есть возможности, а именно дополнительные занятия «Веселые нотки», где дети занимаются вокалом, играют на фортепиано, хореографический коллектив «Тип-топ», «В гостях у сказки» (дети участвуют в драматизации сказок).

Родители вовлекаются в творческую жизнь детей: сначала через поиск и покупку материалов и игрушек, нужных для проведения занятий, затем посредством развития интереса к творческим успехам ребенка, посещая занятия, выставки детских работ, выполняя домашнее задание с ребенком; участвуя непосредственно в подготовке к праздникам: заучивая с ребенком стихи, разучивая тексты для драматизации сказок, включаясь в изготовление и пошив костюмов, изготовление декораций, и, наконец, приобретая подарки для детей к праздничным утренникам.

Родители принимают активное участие в проведении воспитательно-образовательного процесса в школе «Росток», вместе с педагогами школы создают комфортную и уютную обстановку, тем самым создавая благоприятные условия для обучения и развития малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые грани взаимодействия с семьями дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Главным в работе любого образовательного учреждения  являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение усл...

Основные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями воспитанников детского сада

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное р...

«Взаимодействие учреждения дополнительного образования и семьи как условие формирования у обучающихся основ здорового образа жизни».

Опыт работы по взаимодействию учреждения с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни...

Презентация "Обучение грамоте" Дополнительное образование. Кружок "Лингвистёнок" ( из опыта работы)

Направленность: - на общее развитие ребёнка;- на полноценное  овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка....