МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ «КРИЗИС 3-Х ЛЕТ»
методическая разработка (младшая группа)

Майорова Оксана Владимировна

 «КРИЗИС 3-Х ЛЕТ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_krizisy.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ «КРИЗИС 3-Х ЛЕТ» ИЛИ КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЕЛЯМИ ВЫШЛИ ВСЕ!

 

  1. ПРИЗНАКИ КРИЗИСА

Закончился ранний возраст от 1года до 3- лет, и  дети перешли на следующий  этап развития дошкольный возраст: от 3-7 лет и кризис трех лет он  в основном приходится на младший дошкольный возраст: от3-4 лет. Сначала давайте определимся с понятием «Кризис». Очень часто у нас это слово вызывает  какие-то негативные ассоциации, впечатления, причем это не только применимо к ребенку: кризис в стране, кризис в образовании, кризис у человека взрослого, и все это вызывает негатив и что-то неприятное. Но на самом деле кризис это период перемен, это такой  момент в развитии, когда старые ценности, старые способы взаимодействия уже становятся неактуальными, и приходит время перейти на новый этап, т.е ввести какие-то нормы, какие-то правила. Я рекомендую зачастую видеть в наступившем кризисе, не только касаемо детей, возможность, возможность развития, возможность роста. Естественно кризис это сложный период.  Конечно, что бы что-то пришло в нашу жизнь новое, все старое должно либо уйти, либо измениться. И это переломный момент. И поэтому он так тяжело переносится детьми и родителями и окружением ребенка, потому что те способы взаимодействия, которые действовали в раннем возрасте и к которым все привыкли, уже бездейственны в младшем дошкольном возрасте. Ребенок меняется и очень часто родители не могут к этому приспособится, все хотят чтобы он всегда оставался таким же милым, ласковым и послушным ребенком, но тут что-то происходит, ребенка как будто   подменили: он устраивает истерики, топает ногами  противится и говорит нет, что бы только сказать это нет.  Но все капризы, истерики они только на поверхности. Глубоко внутри это тяжелые психологические изменения для ребенка. Это что-то происходит непонятное для ребенка, ему страшно в этот момент. И задача взрослых  рядом и поддержать ребенка. Но для того, что бы понять, что происходит с ребенком, действительно ли пришел кризис  или сейчас проявляются ошибки предыдущего воспитания, я предлагаю вам 7 основных признаков кризиса 3-х лет их называют еще семизвездие.

 

 

 

 

 

ПРИЗНАКИ

1. Своеволие. К этому возрасту ребенок перестает называть себя в третьем лице.  («Сережа хочет кушать», то сейчас «Я хочу кушать»). В этом возрасте начинает формироваться система «Я». И это первый звоночек  того, что ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Раньше он был вместе с мамой, в год он осознал, что мама отдельный человек и к трем ребенок понимает, что есть мир и есть он  такой, какой он есть. Это  то, что мы можем видеть на поверхности местоимения Я и часто можно услышать «Я сам», ребенок все хочет сделать сам, он стремится к самостоятельности, причем делать то, что часто делают взрослые  (забить гвоздь, мыть полы). Но навыков не хватает, и ребенок начинает расстраиваться. 2. Упрямство. Ребенок настаивает на своем, не  потому он этого хочет  и не потому что это ему нужно, а потому что он так  сказал. Для него важен момент я так сказал, я так решил. И уже может быть не актуальна эта просьба, это желание, но он все равно будет стоять на своем и нам взрослым со стороны иногда кажется это неадекватно, не логично, но для ребенка сейчас очень важно настоять на своем. (Вы предлагаете ему даже любимое лакомство, а он сказал не буду, а и даже когда он  его захотел, он все равно стоит на своем и для него важно отстоять эту позицию) 3. Негативизм. Ребенок негативно реагирует на просьбы взрослого. Он говорит нет не потому что он этого не хочет, а потому то его об этом попросили. Если ребенок голоден и собирается покушать, но вот приходит мама и говорит пойдем к столу, пойдем кушать и тогда он говорит нет, хотя вы знаете, что ребенок голоден, но он говорит нет именно  потому что вы его об этом попросили. Но негативизм нужно отличать от непослушания. Непослушание направлено против действия, а негативизм против конкретного взрослого. И часто можно заметить ситуацию: мама попросила, ребенок не пошел, а с папой согласился. И в основном негативизм проявляется против самого значимого человека, так как он больше времени находится с ребенком. Здесь очень важен стиль разговора. 4. Строптивость. Похоже на упрямство и негативизм, но направлено больше на безличное.  Ребенок  выступает против тех ценностей, тех укладов жизни, которые раньше принимал. (существует распорядок дня: после улицы всегда  мыли руки и вдруг  ребенок говорит, что руки он мыть не будет, и как бы его не уговаривали, все бесполезно)

 

5. Обесценивание. Это тот момент, когда у ребенка теряется и проверяется ценность тех людей,  вещей,  которые для него раньше имели бесспорную ценность. Ребенок может оскорбить, ударить, обидеть человека или порвать любимую игрушку. Ребенок проверяет границы дозволенного. И не пугайтесь этого, потому что это не агрессия, а это проверка границ. Ребенок своим поведение спрашивает: «Что мне можно?»  «В каких  рамках мне можно остаться?» То есть если маму бить нельзя, то это нужно повторять постоянно. 6. Протест -бунт. Ребенок протестует, бунтует, находится на грани войны со всеми взрослыми, окружающими. Это проявляется в виде ссор, истерик, криков. И проявление вот этого признака очень сильно зависит от реакции родителей и их поведения. Если в более раннем возрасте все  было запрещено или у родителей такие принципы воспитания, что все нельзя, туда не ходи, то не бери, очень много запретов,  то накапливается энергия действия, заложенная у ребенка, которая выливается вот в такие истерики, крики. Т. е чем меньше запретов, чем больше возможностей и вариантов, тем менее будет проявляться этот признак. (но в пределах разумного) 7. Деспотизм . Желание ребенка проявить власть. Это желание стать на место взрослого и командовать, указывать, кому, что делать, начинает говорить: «Принеси мне то, сделай мне это». Т.е начинает руководить взрослыми. Очень часто мамам кажется, что в этом ничего нет и они удовлетворяют его просьбы. После они замечают, что ребенок начинает ими руководить.

 

 

2.СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

 Проявление признаков кризиса очень сильно зависит от поведения  взрослых их реакции.  Если взрослые понимают, что это сложный процесс в развитии ребенка и ему нужна поддержка и помощь  и  стараются приспособится к новому малышу, то все протекает более мягко и спокойно. Здесь очень важно обратить внимание  на то, как долго  и как бурно протекает  кризис.

 

-Поддерживайте стремление к самостоятельности, уступайте в мелочах: дайте возможность сделать что-то самому и терпеливо ждите, ведь ребенку нужен собственный опыт, ему нужно совершать ошибки, делать выводы, но  в ситуации, которые этого позволяют, конечно, это не те ситуации, которые касаются жизни, безопасности самого ребенка, других людей, здесь должно быть четкое нет. Это

как раз такие единичные случаи. Ведь ребенок испытывает ваш характер, он проверяет. И на такие ситуации должно быть четкое нет и сегодня, и завтра, и через три дня. (нельзя убегать на улице, нельзя трогать, нельзя трогать розетки…) Этой позиции должны придерживаться все члены семьи. Если ребенок что-то делает и у него не получается, то можно предложить   « Давай вместе». Не выполняйте за него то, с чем он в силах справиться сам! Возьмите себе за правило: «Не делать полностью, а доделывать». Малыш начинает – вы завершаете, если у него не получилось.  -Следите за собой . Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами (если мама излишне эмоциональна, привередлива – дочь будет такой же). -Не ругайте ребенка во время истерики и не кричите в ответ. Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малышу успокоится или постарайтесь переключить его внимание. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место. Не обращайте внимания на окружающих, не выполняйте прихоть ребенка, из-за них. - Уважайте ребенка .Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный. -Используйте игру. В этом возрасте ВВД - игра. Если ребенок не хочет мыть руки, предложите посмотреть волшебную воду, от которой руки станут сильными, красивыми.  

 

Хвалите ребенка. Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

 

Организовывайте деятельность детей. Сокращайте время, когда дети предоставлены сами себе.

 

-Не командовать. Меняйте утверждения на возможность выбора. Не говорите утвердительно,  где можно этого не делать. (Ты будешь есть кашу!!!Ты будешь есть кашу или суп?)

 

-Предлагайте варианты действий. Не надо рвать книгу, порви бумагу. Не надо рисовать на обоях, рисуй на большом листе. Что бы ребенок реализовал свое действие, но на чем-то другом.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОРАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ   С ДЕТЬМИ 3Х-4Х ЛЕТ

  Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Очень явно прослеживается и «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.       Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком – индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2 – 3 ребенка). Это обязательное условие организации жизни в младших группах.      В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.      У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий. В играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью. Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность.      На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра – любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Воспитатель привлекает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм, к парным поручениям.  

Младшие дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, в речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.      Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащает детский опыт. Пожалуй, самое главное в жизни каждого человека – это его отношения с другими людьми. Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками в доу. К концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношения к сверстнику, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и к возникновению частых конфликтов с другими детьми. Формирование положительного отношения к сверстникам нужно начинать с младенческого возраста родителями и продолжать воспитателями. Большую часть своего времени ребенок находится в доу и поэтому ответственность за его развитие несут воспитатели, а родители дома закрепляют навыки приобретенные в детском саду. Воспитатель показывает пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Старается избежать конфликтов между детьми.    Выделяются следующие способы воздействия детей друг на друга при возникновении конфликта:

1) «физическое воздействие» — дети толкают друг друга, устраивают потасовки, отнимают игрушки, занимают чужое место в игре и т. д. ;

2) «опосредованное воздействие» — воздействие на «противника» через других людей: жалобы, обращение к воспитателям или другим детям, крик или плач с целью привлечь внимание;

3) «психологическое воздействие» — давление на партнера с помощью крика, плача, топанья ногами и т. д. ;

4) «словесное воздействие» — указания партнеру, что он должен делать или чего он не должен делать («отдай», «уходи»)  

5) «угрозы» — предупреждения о возможных негативных последствиях действий партнера: угроза жалоб («а я расскажу», угроза разрушения игры («я с вами не буду играть», угроза разрыва отношений в целом («я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией («понял? », «ну» и др.) ;

Естественно, что конкретные способы поведения детей в конфликтах в значительной степени определяются их возрастом.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима. Задача воспитателей состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый - человек, со своими желаниями, переживаниями, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться). При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта) .

Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

Профессиональная позиция воспитателя - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть :

Авторитарным - этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите! », «Положите! », «Не бегайте! », «Не деритесь! », «Надо делать так! ».

Демократическим - этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстникам, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость.

Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.

Анархически-попустительский - это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

 

Что же делать? Как реагировать на появление конфликта  у детей?

Во-первых, не паниковать. И не усматривать за каждым актом агрессии начало недуга. Малыш 3-х лет так же, как учился когда-то ходить, учится чувствовать: стыдиться, обижаться, злиться. И  задача воспитателя  — научить его делать это в приемлемой форме. Не лишать ребенка права на так называемые негативные эмоции или формы поведения: гнев, страх…Не трубить: «Как можно? Нельзя!» Не налагать запрет и ограничения. Вместо этого, нужно обучать  ребенка конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого негативного состояния. Например, как в совместной детской игре, можно стать первым и без кулаков. Игра для дошкольника — модель реальной жизни. Полезно, если в игре с другими детьми малыш мирными способами учится «отвоевывать» себе место. Значительное место в работе педагога в младшей группе должны  занимать:

-сказкотерапия как способ передачи ребенку  необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах.  

- игры на развитие коммуникативных навыков, взаимодействие

Вот некоторые из них:

«Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые» .

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст: 3-4 года. Количество играющих: любое. Описание игры:  дети представляют, что их пальчики-это добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д. Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть.  Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. (особенно уделять внимание самым конфликтным детям). Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности  общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным  детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

«Если «да» — похлопай,  если «нет» —  Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 2 или более человек. Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Мальчик  навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

«Клубочек» Цель: развитие коммуникативных навыков. Возраст: от 3 лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: клубок ниток. Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь. Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает  вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

 

«Ладонь в ладонь» Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга.  Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Родительское собрание «Этот удивительный младший дошкольный возраст» «Кризис трех лет: стратегия развития конструктивных взаимоотношений»

Что делать если 2-х летний ребенок сводит вас с ума свои упрямством, капризами, желанием все сделать наоборот. Хотя еще несколько месяцев назад, ваш малыш был послушным, ласковым «лапушкой». Прежде вс...

Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту кризис 6-7 лет и его роль в развитии личности

Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности.Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлек...

Консультация: "Кризис 3 лет у детей младшего дошкольного возраста".

quot;Кризис 3 лет у детей младшего дошкольного возраста"....

Конспект родительского собрания в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет «Этот сложный Возраст. Адаптация. Кризис 3 лет»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет  «Этот сложный Возраст. Адаптация. Кризис 3 лет»...