Проектно - деятельностное взаимодействие детского сада №199 «Муравьишка» и семьи, как способ организации и управления воспитательной системой дошкольного образования
материал (старшая группа)

Артюхова Татьяна Михайловна

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbu_199.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №199 «Муравьишка» г.о. Тольятти

Проектно - деятельностное взаимодействие

детского сада №199 «Муравьишка» и семьи,

как способ организации и управления воспитательной системой дошкольного образования

Выполнили:

Воспитатель:

Артюхова Татьяна Михайловна

2020г.

Содержание

  1. Актуальность проекта
  2. Целевой компонент
  3. Диагностический компонент
  4. Процессуальный компонент
  5. Условия реализации проекта

  1. Актуальность проекта

В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

  1. Целевой компонент

Цель исследования: определить эффективность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.

Предмет исследования: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи возможна при следующих условиях:

  • Владение педагогом методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
  • Использование методов активизации родителей, формирования педагогической рефлексии;
  • Организация совместной деятельности взрослых и детей, включение родителей в жизнь детского сада;
  • Дифференцированного подхода при взаимодействии педагогов с родителями, заинтересованность педагогов в этом общении.

Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводятся интересные открытые занятия, совместные  мероприятия, праздники и развлечения, на которых  присутствуя они постепенно подключаются к этой деятельности, оказывая помощь своим детям, затем согласовывают способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта). Родителям предлагают домашнее задание, которое заключается в следующем, родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями.  

На данном этапе проводятся:

  • познавательные занятия;
  • творческие рассказы;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихов;
  • оформление игротеки.
  • подвижные, речевые игры.
  • беседы, консультации;
  • анкетирование;
  • оформление стендов, папок-передвижек.
  1. Диагностический компонент

Механизм отслеживания результатов:

  • анализ детской деятельности;
  • наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах, доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками);
  • анкетирование родителей (показатели активности).

Анкета показателей активности родителей

Показатели активности родителей

Количество детей и родителей, принимающих участие в %

На начальном этапе

На заключительном этапе

Семья

дети

семья

дети

Вопросы к воспитателям

Интерес к новинкам педагогической литературы

Проявление интереса к организации жизни в детском саду

Проявление интереса к проектной деятельности

Участие в совместных мероприятиях

  1. Процессуальный компонент

Разнообразные формы работы с родителями позволяют выработать наиболее активную позицию родителей в воспитании, обучении и развитии детей.

Мы разработали примерное перспективное планирование по организации проектной деятельности «День Победы» с детьми старшего дошкольного возраста.

Основные виды деятельности детей, которые обеспечивает педагог

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры

 Сюжетно-ролевые игры «Танкисты», «Моряки», «Летчики», «Пограничники».

Цель: Формирование представлений о военных профессиях, развитие игровой деятельности детей, формирование патриотических чувств.

«Военно-полевая почта»

Цель: формировать у детей игровые навыки, учить расширять и усложнять игровой сюжет, продолжать учить распределять роли.

Дидактические игры

Дидактическая игра

«Защитники Отечества».

Цель: Закреплять знания детей о различных родах войск Российской армии. Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины.

Театрализованные игры

«Артисты на передовой»

Цель: развивать творческий потенциал. Продолжать знакомить с песнями военных лет. Учить распределять роли в игре, поощрять новый замысел в игре.

Физическая культура

«Зарница». Цель: Сформировать у детей физические навыки: умение бегать, прыгать, метать, подбрасывать.

Музыка

 Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы». Цель: использование музыкальных произведений как средство обогащения представлений детей о войне, армии, победе.

Культурно - досуговая деятельность

«Этот день мы приближали, как могли…»

Цель: Расширить знания детей о ВОВ, используя видео, аудио материал, материал презентации «Детям о войне»

Рассматривание книги памяти.

Цель: учить детей использовать различные источники получения информации.

Просмотр презентации «Детям о войне»

Итоговое мероприятие

Музыкальная гостиная

«День Победы – праздник дедов».

Цель: оптимизация детско-родительских отношений.

         

 Алгоритм организации проектной деятельности по теме 

«День Победы»

 

Этапы

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовительный

 

Беседа «Они сражались за Родину». Цель: Сформировать начальные представления о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, о российской армии надежной защитнице нашей родины, о празднике 9 Мая.

Аппликация «Солдатский треугольник» Разучивание пословиц и поговорок о смелости, отваге.

Консультация «Детям о войне».

 

Привлечение родителей к участию в подготовке к празднованию праздника День Победы.

 

Практический

 

- Заучивание стихов о ВОВ

- Выставка детских рисунков «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда будет мир!»

- Подбор художественной литературы по теме мини-музея.

Сбор семейных фотографий

Оформление мини-музея  «Никто не забыт, ничто не забыто»

Изготовление книги памяти «Памятные даты

 нашей семьи»

Внедренческий

 

Представление детьми проектов «День Победы», «Во имя мира на земле»,

 «Памятные даты нашей семьи»

Музыкальная гостиная

«День Победы – праздник дедов».

Мастер-класс «Изготовление гвоздик».

Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов.

  1. Условия реализации проекта

1. Разработать картотеки:

-  сюжетно-ролевые игры «Танкисты», «Моряки», «Летчики», «Пограничники», «Военно-полевая почта»;

- дидактическая игра «Защитники Отечества»;

- театрализованная игра «Артисты на передовой»;

- подвижные игры и эстафеты для военно-патриотической игры «Зарница»;

2. Экскурсия с детьми к стене памяти в ДОУ «Бессмертный полк»

3. Просмотр презентации «Детям о войне»

4. Совместное итоговое мероприятие  - музыкальная гостиная «День Победы – праздник дедов».

5. Участники проекта: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, воспитанники ДОУ, родители.

В результате участия в данном виде деятельности мы планируем получить следующие результаты:

- установление доверительных отношений между семьями воспитанников и сотрудниками детского сада;

- оказание помощи семьям в развитии и образовании детей, охране и укреплении их здоровья;

- воспитание нравственно-патриотических качеств, гуманного отношения к людям старшего поколения и к сверстникам;

- сплочение родительского коллектива и приобщение его к участию в жизни детского сада;

- пропаганда положительного семейного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

«Управление методической работой в контексте современных требований в системе дошкольного образования»

В последние годы в системе дошкольного образования России произошли значительные изменения, введён ряд новых нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации&raqu...

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»

laquo;Организация здоровьесберегающей деятельностив системе дошкольного образования»...

Руководители дошкольных образовательных организаций и специалисты органов управления в сфере дошкольного образования примут участие в конкурсе профессионального мастерства

С 20 августа по 15 октября 2021 года при поддержке Минпросвещения России пройдет всероссийский конкурс профессионального мастерства среди управленческих работников в системе дошкольного образования (д...

«Сотрудничество с семьей и работа с детьми, не охваченными системой дошкольного образования».

Анализ психолого-педагогической литературы показывает: педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляют поиск разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьёй. С...