Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
статья

Журбина Елена Николаевна

С самого рождения ребенок является исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

С самого рождения ребенок является исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира.

Чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.

Но проблема заключается в том, что часто ребенку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов или родителей готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Такое обучение можно назвать, пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок экспериментирования.

Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте - это манипулятивный центр, в котором используются материалы:  природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктированные (песок, вода, опилки), сенсорные игры и пособия, оборудование (савочки, сито, мельница и др.), ёмкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей. В старшем дошкольном возрасте - это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование - весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные ёмкости; материалы - природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература- энциклопедии, журналы, иллюстрации, игры.

 Старший дошкольный возраст - это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога.

Так что же такое экспериментирование?! Какие принципы и методы используются в ходе познавательной деятельности. Какие существуют виды экспериментирования.

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов:

• первый вид - наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например: опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.)

• второй вид-наблюдение за изменением и преобразованием объектов (например: опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.) Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований:

• цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными;

• процесс наблюдения проводится планомерно и последовательно;

• педагог должен учитывать возрастные возможности детей и способствовать проявлению их активности и самостоятельности.

Практический метод это игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например: игры «Ветер и зайка», «Искатели сокровищ» и т.д.

Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даёт педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они сосредоточить своё внимание на ходе повествования (например «Пустыня», «Воздух вокруг нас» и др.). Широко применяются в данном опыте беседы: предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Обобщающая беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания (например: беседа «Можно ли вырастить камень?», «Что такое солнце?» Что такое воздух?»).

В ходе работы необходимо научить детей задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, такое задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?», «Кто больше задаст вопросов?», «Вопросы по кругу», «Кто задаст самый интересный вопрос?».

Педагогу необходимо развивать наблюдательность детей, в этом помогут игры задания: «Рассмотри предмет», «Найди больше отличий» и т.д. Эти упражнения необходимо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Работая с детьми по формированию познавательной активности дошкольников успешны такие приёмы как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решение проблемных ситуаций с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей, творческую среду для развития познавательной активности дошкольников.

 В ходе экспериментальной деятельности используются следующие основные принципы: 

1. Принцип научности: 

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип целостности: 

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Принцип систематичности и последовательности: 

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

 - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

 4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

 - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6. Принцип активного обучения: 

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

 - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

• экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

• познавательные занятия с элементами экспериментирования;

• демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

• долгосрочные наблюдения эксперименты.

Существуют следующие виды экспериментов:

 • индивидуальные или групповые;

• однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть: 

- констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление) - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса)

 - обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

По способу применения эксперименты делятся на: демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

 Экспериментальную деятельность можно организовать в трёх основных формах: фронтальной, групповой либо индивидуальной.

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся: 

• видеть и выделять проблему;

 • принимать и ставить цель;

 • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

• фиксировать этапы действий и результаты графически.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды, наглядной агитации убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное.

Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Сообщение о использовании метода эксперимента в детском саду, как средство развития позновательной активности дошкольника....