Рабочая программа по дополнительному образованию «Декоративно – прикладное искусство» для детей 4 – 5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Сазонова Любовь Владимировна

Программа  по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное  искусство»  с детьми  4- 5  лет  разработана  на основе  образовательной  программы  « Изобразительная деятельность  в детском саду.  Средняя группа»  И.А. Лыковой. Представляет систему дополнительной практической работы для реализации задач и содержания  образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» ( изобразительная деятельность)  в средней  группе.  Программа  реализуется в форме  кружковой работы. Согласно с  принципами  ФГОС ДО  программа направлена   на выявление, поддержку и развитие творческой  индивидуальности  каждого ребенка средствами  разных  способов  традиционного и нетрадиционного рисования и  видов  декоративно- прикладного  искусства.  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dpi_dlya_detey_4-5_let.docx49.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездный»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

__________    Н.А.Попова

РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета

от  «___» _____________ 20 __ г.

протокол № __

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло

приказ от «___» _________ 20__г.

        

Рабочая программа

по дополнительному образованию« Декоративно- прикладное искусство»

ОО « Художественно - эстетическое развитие»

в группах  № 2, № 6, № 10

общеразвивающей направленности  для детей  от 4 до 5 лет

Сведения о разработчиках:

Сазонова Л.В. -  воспитатель 1 кв. категории;

2017/2018 учебный год

Тамбов

Пояснительная записка

Программа  по дополнительному образованию « Декоративно – прикладное  искусство»  с детьми  4- 5  лет  разработана  на основе  образовательной  программы  « Изобразительная деятельность  в детском саду.  Средняя группа»  И.А. Лыковой. Представляет систему дополнительной практической работы для реализации задач и содержания  образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» ( изобразительная деятельность)  в средней  группе.  Программа  реализуется в форме  кружковой работы. Согласно с  принципами  ФГОС ДО  программа направлена   на выявление, поддержку и развитие творческой  индивидуальности  каждого ребенка средствами  разных  способов  традиционного и нетрадиционного рисования и  видов  декоративно- прикладного  искусства.  Рассчитана на 1 год обучения. Занятие по рисованию с детьми  4-5  лет проводится 1 раз в неделю , длится не более 20  минут .  Всего 35 занятий.

Актуальность

Творческий потенциал (концепция ) – это творческие возможности, заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.

Главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.  

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе  декоративно-прикладного творчества  у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Ребёнок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит образовательная  деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. В процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, которая  способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей,  направленных  на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка, «пробудить творческую активность , стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность». Для развития творческих способностей необходимо создать условия для разнообразных видов деятельности, воспитывать устойчивый интерес к ним, поощрять активность, инициативу, оригинальность подходов к решению той или иной познавательной задачи, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими способностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Основная  цель кружка « Декоративно- прикладное искусство» для детей 4-5 лет  заключается в том, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей детей в процессе систематической работы  декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

 Образовательные:  расширять представления детей  о  видах  декоративно – прикладного  искусства , назначении предметов, материалах, характерных признаках; закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества; продолжать знакомить  детей  с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки на практике; продолжать формировать  умение  составлять  декоративные  узоры , используя  геометрические  элементы узора  : широкие, узкие,  прямые, волнистые  линии, мазки, кольца, круги, точки, располагать их   на  всем листе, ритмично заполняя одинаковыми элементами ( по форме и цвету).

 Развивающие:  продолжать  развивать у детей интерес к  народной игрушке,  народным промыслам , умение узнавать знакомые образы ( птица, конь, барышня, индюк , козлик  и др.), видеть их красоту, любоваться ими,  выделять некоторые средства  выразительности ( элементы, их цвет); развивать  художественный  вкус,  фантазию ; формировать творческое  мышление, пространственное воображение; формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ; развивать  желание  экспериментировать.

Воспитательные:  продолжать воспитывать умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов  народного творчества; воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом; внимательность, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Результативность:

1.Ребенок пятого года жизни проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью в совместной со взрослым и самостоятельной.

2. Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течении года.

3. В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму), соотносить воспринимаемое с собственным опытом.

4. В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.

5. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

6. При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

           

Календарно – тематическое планирование  по дополнительному образованию « Декоративно- прикладное искусство»  в группах  № 2, № 6, № 10   общеразвивающей  направленности  для детей от 4 до 5 лет  на 2017 / 2018 учебный год

№ п/п

Тема занятия:

Цели  занятия:

Материалы  и оборудование:

        

Сентябрь

1

 

«  Весёлая гусеница»

Уточнить  знания детей основных цветов,   умение рисовать круги, технические умения ( правильно держать кисточку, промывать её в стаканчике с водой, пользоваться салфеткой),  учить дорисовывать образ.

½ альбомн. листа ,палитра с гуашевыми красками, кисточка, баночка с водой, салфетка.

2

«Разноцветные зонтики»

 Уточнить  знание   оттенков( розовый, голубой) , закрепить умение чередовать цвета в рисунке, промывая кисточку,  получать из 2-х цветов другой цвет , продолжать учить дорисовывать образ.

2-3 зонта, альбомный  лист с изображением  контура зонта без палочки,  палитра с гуашью, салфетки, баночка с водой.

3

«Осенние цветы»

 Приобщать детей к декоративно- прикладному искуссву, обогащать знания о цветах, продолжать знакомить с техникой аппликации из салфеток, развивать моторику рук, воспитывать  эстетическое восприятие, любовь к природе.

½ альбомного листа, 3-5  готовых кружочков из салфеток желтого, оранжевого, красного цветов, клей, кисточка для клея, салфетка.

4

«Золотая осень»

 Учить детей  рисовать  осенние деревья   жесткой кистью, создавать композицию. Подводить  к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Иллюстрации с изображением осени, ½ альбомного листа  палитра с   гуашью ( жёлтая, красная, зелёная), жесткие кисточки. Баночки с водой.

Октябрь

1

« Рябинка»

Закрепить представления детей о рябине, учить детей рисовать веточку рябины кисточкой, развивать эстетическое восприятие, воспитывать аккуратность,  внимательность.

Веточка рябины, ½ альбомного листа с нарис. Веточкой, кисточки №4, гуашь красная, зеленая, салфетки, баночка с водой.

2

« Берёзка»

Продолжать знакомить детей с  техникой рисования крупой, развивать творческие способности, мелкую моторику рук, воспитывать любовь к родной природе.

Иллюстрация « Берёзка», картинка- синичка, ½ альбомного листа с нарисованной  березкой, мисочка с пшеном, клей, салфетки.

3

Дымковский узор  «Солнышко»

   Формировать умение составлять декоративную  ленточную композицию. Учить детей  рисовать  дымковский   узор  «Солнышко» (точки вокруг кружочка,  линии прямые и волнистые).

Иллюстрация « Солнышко»

Полоски из бумаги, палитра с  жёлтой  и красной  краской, кисточки №2, №4.

4

«Уточка -  Марфуточка»

  Познакомить детей с дымковской игрушкой. Формировать  умение рисовать    элементы  узора (круги, точки, линии). Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность, чувство удовлетворения от полученного результата.

Дымковская игрушка - уточка. Вырезанные из бумаги уточки, гуашь, кисти №2,№4, ватные палочки, баночки с водой, салфетки.

Ноябрь

1

« Украшаем  тарелочку дымковским узором»

Закрепить умение рисовать дымковский узор « Солнышко»,  показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме ( точки, круги, листочки),формировать умение рисовать узоры  по кругу, развивать чувство  цвета и ритм.

Образцы  дымковских  узоров, бумажные круги, кисти №2,  баночки с водой, салфетки, гуашь ( красная, синяя, зеленая)

2

 « Знакомство с филимоновской игрушкой. Филимоновская дорожка»        

  Знакомить детей с основными цветами филимоновской росписи (жёлтым, красным, зелёным) и основным элементом росписи – полоской. Формировать умение детей рисовать узор «дорожку» состоящий из вертикальных полос ритмично располагая их на полосе бумаги и  заготовке, чередуя цвета.

 Музыкальное сопровождение – русская народная песня ( минусовка) «  Валенки». Полосочки из бумаги,  кисточки,  палитра с  гуашью. Иллюстрации филимовской росписи.

3

« Филимоновское солнышко»

Продолжать знакомить детей с филимоновской  росписью,  продолжать формировать умение рисовать концом кисти прямые линии вокруг круга – солнца на определенном расстоянии друг от друга, закрепить цветосочетание, воспитывать интерес к народным промыслам.

Музыкальное сопровождение «  « Солнышко». Вырезанные из бумаги круги, палитра с красками для филимоновской росписи, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.

4

«Филимоновский петушок»

Расширять представления детей о мнообразии филимовской игрушки, формировать умение детей украшать филимоновским  узором  петушка;

формировать навыки построения композиции , используя для этого знакомые элементы филимоновской росписи.

Вырезанные из бумаги петушки, палитра с красками для филимоновской росписи, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.

Декабрь

1

« Знакомство с хохломской росписью. « Калинка - малинка»

 Знакомить детей с хохломской росписью. Формировать умение  создавать композиции     «Ягодка за ягодкой» по мотивам  хохломской росписи,  развивать чувство ритма.  Закрепить  умение   рисовать кисточкой листики, пальчиками -  ягодки.

Музыкальное сопровождение –  русская народная песня « Калинка», хохломская  посуда , круги из бумаги,  гуашь чёрная, красная ,  зеленая, стаканчики с водой, кисточки №2, салфетки.

2

« Украшаем валенок для Деда Мороза»

.  Создавать условия для предпраздничного новогоднего настроения. Развивать творческое воображение, фантазию.  Упражнять в умении составлять узор из прямых и волнистых линий, точек.  Поощрять инициативу.

Шаблоны валенка, палитра с   красками – гуашь, кисточки. Ватные палочки, баночки с водой, салфетки.

3

 «Снегурочка»

 Развивать изобразительные навыки: продолжать учить детей  пользоваться палитрой, кисточками, закрепить навык смешивания цветов ( белый и синий). Развивать фантазию, воображение. Приобщать к УНТ.

½ альбомного листа с изображением Снегурочки, палитра с гуашью (синяя, белая, жёлтая),  синтетическая плоская кисточка, баночка с водой, иллюстрация по теме.  

4

«Новогодние  шары

  Продолжать формировать умение рисовать прямые , волнистые линии, круги и точки . Развивать творческое воображение,  учить проявлять  инициативу.

Воспитывать желание принимать активное участие в подготовке  к Новому году – своими руками  украшать   новогодние игрушки.

Вырезанные из бумаги круги – шары, кисточки,   баночки  с водой, блестки, салфетки.

Январь. Рождественские каникулы

1

«  Снежинки - пушинки»

Упражнять в рисовании  снежинок кисточкой , развивать   воображение и фантазию.  Продолжать учить ровно проводить прямые   линии,  создавая  узор.

½ альбомного листа, палитра  с  с белой краской, кисточка, баночка с водой.

2

«Ёлочки танцуют»

Продолжать учить детей рисовать плоской синтетической кисточкой , используя приём « кисточка танцует». Проявлять инициативу:, украшать  елочку, дополнять картину изображением снега. Развивать творческие способности, воображение.Закрепить понятие « пейзаж». Создавать  предпраздничное  настроение.

Иллюстрации  « Хвойный  лес» , ½ альбомного тонир. Листа светло- голубого цвета. Кисточки плоские синтетика, ватные палочки. Палитра с гуашью зеленой, белой.

3

«Весёлый снеговик»

Учить рисовать снеговика  печатками из картофеля, доводить  предмет нужного образа , используя  для рисования ватные палочки  ,воспитывать  аккуратность и самостоятельность.

Тонированные листы бумаги (синий цвет), ватные палочки,  палитра с белой, серой, оранжевой, красной , зеленой красками. Картофельные печатки.

Февраль

1

 « Славянский орнамент   на    русской  рубашке»

Обогащать  знания детей о русской народной одежде. Учить составлять узор, используя элементы славянского узора   на праздничной русской рубашке. Формировать представление о значении красного цвета как символе красоты, доброты, любви.

Иллюстрации  праздничной русской  одежды, славянских узоров, заготовки рубашек из бумаги, гуашь красная, кисточки, баночки с водой. Музык. сопровождение - русские народные мелодии.

2

« Украсим полотенце »

Знакомить детей с русскими народными традициями, учить составлять  узоры на полосе, рисовать горизонтальные и вертикальные , прямые и волнистые   линии, поощрять творческую  инициативу, воспитывать любовь к Родине.

 Вышитое полотенце, образцы  славянских  орнаментов, вырезанные прямоугольники, кисточка № 2, гуашь красная, стаканчики с водой, салфетки.

3

«  Красивый  платок»

 Обогащать знания детей о цветовой  гамме  (светло – зелёный или салатовый  цвет ). Формировать умение рисовать « по – мокрому листу» , развивать  чувство ритма,  композиционные умения, восприятие цвета.

Вырезанные из белой бумаги  квадраты, гуашь – красная, жёлтая, зеленая; кисточки №4,  салфетки, баночки   с водой.

4

« Подносы  для  чаепития( по мотивам жостовской росписи)»

Закрепить умение  украшать предметы , используя вырезанные из  цветной бумаги цветы, создавать композицию,  развивать чувство ритма, цветовосприятие.

 Вырезанные из черной бумаги  овалы, заготовки цветов., клей, кисточки, салфетки, гуашь белая.

 Март

1

«Золотая рыбка для мамы»

  Учить  рисовать рыбку из овала , добавляя хвостик и плавники. Украшать рыбку короной, декоративными элементами (полосочками, точками, волнистыми линиями), использовать способ  украшения бумажными шариками из салфеток. Развивать воображение.

½ альбомного листа с нарисованным овалом , гуашь  жёлтая, оранжевая, кисти, карандаш оранжевый, иллюстрации  к сказке А. С. Пушкина

2

«Украшение фартука дымковским  узором »

Продолжать учить детей   составлять  простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, творческие способности, воображение.

Вырезанные из бумаги  фартуки, палитра с красками ( жёлтая, красная, голубая), кисти №2, баночки с водой. Образцы узоров для фартука.

3

«Небесная  ГЖЕЛЬ.  Роспись на  вазочке»

Формировать   представление  о народном промысле  ГЖЕЛЬ; дать первоначальные знания  о технике рисования гжельских узоров,  об оттенках синего цвета ;  развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на тарелочке, воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Вырезанные из бумаги  вазочки . Кисточки, гуашь белая, синяя. Образцы  чайной посуды.

4

«Небесная  ГЖЕЛЬ. Роспись на тарелке.»

 Продолжать учить  украшать  посуду, используя узоры  из простых цветов, точек. Создавать оттенок синего цвета – голубой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к декоративному искусству

Вырезанные из бумаги тарелочки, палитра с белой и синей краской –гуашью, кисточки № 2, №4, салфетки, баночки с водой

Апрель

1

«Золотая хохлома. Бочонок»

Уточнить представление о хохломской росписи , закрепить умение  рисовать  хохломской  узор -   ягоды, листики,  веточки. Развивать творческие способности.

Вырезанные из бумаги бочонки желтого цвета или чёрного, палитра с красками , кисточки №2, стаканчики с водой, салфетки

2

« Домики для Матрешек»

Закрепить умение  рисовать    узоры - цветы и листочки  , умение использовать   элементы  для росписи матрешек. Развивать творческие способности. Закрепить умение получать разные  оттенки синего цвета

Вырезанные из бумаги матрешки, палитра с  гуашью,  кисточки, баночки с водой, салфетки

3

«Украшение пасхальных яиц»

Продолжать знакомить  детей с русскими  пасхальными традициями. Закрепить умение рисовать по мокрому листу, украшать простые по форме простые  предметы, наносить рисунок  равномерно на всю поверхность бумаги. Развивать чувство ритма, композиции.Поощрять инициативу.

  Вырезанные из бумаги  пасхальные яйца, палитра с красками, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, ватные палочки.

4

«Радуга - дуга»

Закрепить знание  цветов  спектра, обогащать знания о природных явлениях  , развивать внимательность, память, творческое воображение. Формировать умение  дорисовывать  картину.

Иллюстрация « Радуга». Альбомные  листы, палитра с красками, кисточка №4, баночки с водой, салфетки.

Май

1

« Барыня - сударыня»  

Закрепить умение  украшать  предметы одежды  , используя  дымковские узоры - точки, кружочки и др. Учить подбирать краски в соответствии с цветом юбки. Развивать эстетическое восприятие, инициативу.

Музыкальное сопровождение – песня « Барыня - сударыня». Дымковская игрушка – барыня – сударыня,  ½ альб. листа,  гуашевые краски двух – трех цветов, кисти, банки с водой, салфетки.

2

«Удивительный  конь»

 Уточнить представление детей о  филимоновском  узоре , сравнить с  дымковским  .   Предложить детям  украсить фигуру коня  одним из узоров, подобрать цветовую гамму для узора. Поощрять инициативу.

 Дымковские и филимоновские  игрушки.Вырезанные из бумаги кони,  гуашь разная, кисточки № 2, №4,  баночка с водой, салфетки.

3

« Серый, усатый, весь полосатый

Закрепить   умение рисовать полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного), умение  дорисовывать образ (  глазки, носик, усы, полосочки ), воспитывать аккуратность при работе с краской.

   

Игрушка котенок, ½ альбомного листа с нарисованным силуэтом котенка, палитра с белой , серой и чёрной краской, кисточка №4, №2, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки.

4

 « Чудо – рыба »

    Предоставить детям возможность проявить свои творческие фантазии и воображение   -  украсить большую нарисованную на листе  рыбу    знакомыми узорами и  декоративными  элементами . Поощрять инициативу.

  Дымковские , филимоновские игрушки ,  хохломская посуда   посуда Гжель Образцы узоров на доске. Всё необходимое для творчества.

Список используемой литературы:

  • Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  • Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»”, М.: Мозаика-Синтез, 2015  г.
  • И. А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя  группа. Москва 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместные игры с детьми 4-5лет

Рекомендации по организации совместных игр родителей и детей в домашних условиях...

Развлечение в средней группе(для детей4-5 лет) "Осень к нам пришла"

Сценарий развлечения для детей 4-х летнего возраста ранее не посещавщих детский сад....

Общее родительское собрание (Презентация)на тему "Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкамР.Т.с использованием УМК по обучению русскоязычных детей4 -7 лет татарскому языку

Тема: Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкам Р.Т. с использованием УМК по обучению русскоязычных детей 4 - 7 лет татарскому языку...

Беседа для детей4- 5 лет «Что значит творить добро?»

Беседа для детей4- 5 лет «Что значит творить добро?»Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.Задачи: развивать чувство удовлетворения за добрые дела;направить...

Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей4 лет"

Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей4 лет"...

Дополнительная образовательная программа для детей4-5 лет "Сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа по  театрализованной деятельности для детей 4-5 лет...