Доклад "Игровая деятельность по ФГОС"
статья

Иванова Надежда Владимировна

Предназначен материал для воспитателей ДОУ в работе дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igrovaya_deyatelnost_po_fgos_do.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 178»

ДОКЛАД

на тему: «Игровая деятельность по ФГОС ДО»

Составила: воспитатель:

Иванова Н.В.

Чебоксары

2020

«Игра — высшая форма исследования».

Альберт Эйнштейн

«Ребенок любит свою игру не за то.

 что она легкая, а за то, что она трудная»

 Бенджамин Спок
Игра  - это ведущий вид деятельности ребенка. Она формирует ребенка, как личность, в дошкольном возрасте. Жизнь ребенка окружена игрой, так как именно она позволяет проще всего, понятным для ребенка языком, познать окружающий его мир.

По исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запоржца, Д.Б. Эльконина форимрование игры происходит не путём спонтанного созревания, а под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Игра представляет собой ценную деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает на протяжении всей его жизни. Исходя из этого понятно всем, почему проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, педагогов, психологов, социологов, философов.

В современное время в условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, способствует физическому развитию, воспитывает доброжелательное отношение к окружающим, повышает жизнедеятельность организма. Ребенок развивается полноценно благодаря игре.

Роль игры велика. Именно, она способствует переработке полученных из окружающего мира знаний, впечатлений. Уже ребенок в раннем детстве имеет возможность быть самостоятельным, выбирает ту игрушку, которая его интересует, играет с теми, с кем хочет играть, придумывает свой сюжет и свои правила. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.

В современных условиях дети предпочитают играть индивидуальные игры (например, компьютерные), игнорируя коллективные игры. И это предпочтение формируется во многом из - за поведения взрослых: они вечно спешат, много работают, нет времени и бабушек с дедушками, так как тоже работают. А педагоги стремятся выполнить, то, чего хотят родители т.е. обучать и подготовить к школе. И это творится не только в нашей стране, но и во всем мире. И где же тут место игре? Ученые и педагоги бьют тревогу, мы лишаем ребенка детства. Надо вернуть  ребенку право на игру.

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Это право часто нарушается. Каковы же причины нарушения?

1) это непонимание взрослыми важности игры в жизни ребенка;

2) отсутствие безопасного пространства для игры;

3) нет соответствующей предметно-развивающей среды, для развития игровой деятельности;

4)давление образовательных задач, когда отдается приоритет обучающим действиям;

5) жесткое программирование свободного времени детей;

6) технологизация и коммерциализация детской игры;

Познание мира у дошкольников происходит через игру. Поэтому организации игровой активности в дошкольных образовательных учреждениях определяется особая роль в образовательном процессе. А от педагога требуется методически грамотное включение разных видов игр и в качестве самостоятельной деятельности детей, и как средство организации познавательной, творческой активности и развития показателей физического роста.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) цели игровой активности в детском саду распределяются по образовательным направлениям работы с малышами:

  • дидактические — знакомство и расширение представлений о мире вокруг, отработка умений и навыков, определённых требованиями к развитию сферы познания у дошкольников (через обучающие игры, например, дети старшей группы учатся «сдруживать» буквы, то есть составлять слоги), развитие навыков трудовой деятельности (к примеру, в сюжетно-ролевых играх малыши первой младшей группы помогают маме в уборке);
  • развивающие — развитие внимания, речи, процессов мышления, памяти, формирование умения наблюдать, проводить сравнительный анализ, сопоставлять, стимуляция воображения, творческого видения, фантазии;
  • воспитательные — формирование инициативности, нравственных и волевых качеств, партнёрства, общительности;
  • социально-коммуникативные — приобщение к соблюдению правил, принятых в социуме, развитие умения контролировать свои эмоциональные проявления, способности общаться с товарищами и взрослыми.

Образовательные задачи игр имеют свои особенности в зависимости от возраста детей и вида игры. По содержанию игры бывают:

  • дидактические или обучающие, направленные на объяснение, отработку или закрепление учебного материала;
  • подвижные, нацеленные на укрепление и сохранение здоровья малышей;
  • театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал маленьких воспитанников.

Игры для дошкольника — возможность раскрыть свой потенциал, роль   взрослого — помощь в направлении вектора развития малыша. Это определяет функционал игровой деятельности, подразделённый на несколько видов:

  • развлекательная функция (стимулирует интерес ребёнка, дарит ему удовольствие от процесса и результата игры);
  • социокультурная (помогает постигать нормы и правила поведения в обществе);
  • диагностическая (позволяет взрослому определить отклонения в развитии и поведении ребёнка, например, замкнутость малыша);
  • коррекционная (ставит целью внесение положительных изменений в личность ребёнка);
  • терапевтическая (помогает в развлекательной форме преодолевать те или иные трудности, с которыми малыш сталкивается в различных видах деятельности, например, с помощью театрализованных постановок терапевтических сказок дети преодолевают страхи, становятся более общительными);
  • коммуникативная (формирует способность ребёнка получать и передавать информацию в процессе общения, совместной деятельности со сверстниками, развивает речь);
  • познавательно-воспитательная (помогает закрепить блоки информации, получаемые малышом в процессе разных видов деятельности, формирует любознательность);
  • функция самореализации (игра позволяет ребёнку определить спектр своих интересов, так как малыш не будет играть, если ему скучно, малоинтересно).

.Для полноценного включения всех функций в процессе игры, дети должны добровольно принимать участие в этом виде деятельности. Только в этом случае каждый малыш сможет усвоить моральные, общечеловеческие ценности, стать самостоятельной личностью во всех видах общественных отношений.

В нашем  ДОУ игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают всестороннее гармоничное развитие личности ребенка по основным направлениям: физическом,  социально-коммуникативном, речевом, художественно-эстетическом, познавательном.  Все центры активности созданы нами с учётом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

Игра позволяет нашим ребяткам сделать более доступными сложные задачи обучения. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому в НОД с ее помощью можно организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями. Например, в НОД по ФЭМП берем элементы путешествия по лесу в поисках колобка, убежавшего от бабушки и дедушки и, кроме того, что считаем их, вспоминаем правила поведения в природе. А чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в игре с обучением и воспитанием надо правильно руководить ею.

Именно интеграция всех образовательных областей в игре позволяет добиться успеха в развитии личности ребенка.

Игра – вещь полезная, а игра с взрослыми – очень полезная!

Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

Литература:

1. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательной деятельности по ФГОС

Организованная образовательная деятельностьБазовый вид деятельностиПериодичность1младшая2младшаяСредняястаршаяподготовительнаяФизическая культура в помещении 2 раза в неделю2 раза в неделю2 раза в нед...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФГОС. "Моя мама полицейский".

С целью формирования учебно-познавательных мотивов у детей старшего дошкольного возраста и первичных представлений о труде взрослых, расширить представления дошкольников о мире профессий, позна...

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по ФГОС.

Целевые ориентиры при завершении ДОО. Презентация для родительского собрания в подготовительной группе, по теме "У школьного порога"....

Тест «Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса».

Тест рекоментован для воспитателей и специалистов ДОУ. Он содержит 30 вопросов. Каждый педагог может проверить свои знания по теме: "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об...

Консультация для воспитателей "Планирование воспитательно-образовательной деятельности по ФГОС ДО"

Консультация для воспитателей "Планирование воспитательно-образовательной деятельности по ФГОС ДО"...

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).

Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....