составление подборки лексических игр и упражнений, словесных дидактических игр
материал (подготовительная группа)

Кравченко Марина Анатольевна


Методическая разработка практического занятия

 

Тема: составление подборки лексических игр и упражнений, словесных дидактических игр

Цель: подборки лексических игр и упражнений; словесных дидактических игр

Задачи:

  1. Составление подборки лексических игр и упражнений;
  2. Составление подборки словесных дидактических игр;
  3. Расширение и активизация словаря;
  4. Формировать умения подбирать речевые игры.
  5. формировать умения оценивать свою педагогическую деятельность и работу других;
  6. развивать речь, наблюдательность, воображение;

Тип: практическое занятие.

Методы: беседа, объяснение, видео метод.

Оборудование: презентация, наглядные пособия.

Вопросы для повторения пройденного материала:

а) Пассивный словарный запас – это все слова и выражения, которые вы узнаете в тексте, но не можете использовать в речи. Пассивный словарь, как правило, довольно объемный (намного больше активного) – за счет пассивного словаря человек узнает слово в тексте или в аудиоматериале, но не использует его в речи.  Вот почему студенты практически всегда понимают намного больше, чем могут реально выразить на языке.

б) Активный словарь – это все те слова и выражения, которые вы активно используете в речи. То есть это тот словарный запас, которым вы можете свободно оперировать в речи. Активный словарный запас значительно меньше пассивного, и все изучающие иностранный язык, справедливо стараются увеличить свой активный словарный запас.

 

Порядок выполнения задания:

Для расширения и активизации словаря используют речевые игры и упражнения, дидактические игры.

1. Речевые игры и упражнения.

Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

Игровое упражнение «Кто? Что?»

Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка», "Репка" и т.д.

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

2.Игра «Кто больше?»

     - Кто больше назовет слов на звук (букву) М

     - Кто больше подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

3.Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

- Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

- Лохматый, косолапый….

- Голодный, серый, злой….

- Яркое, теплое…

- Серый, маленький, колючий…

4.Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака ..грызет кость. Корова жует.. сено. Курица .клюет зерно и т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

5. Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

Помоги разобраться.

6.Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Упражняться в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Зима - …

Друг - …

Добро - …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить - …

Смеяться - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

7. Игровое упражнение «Слова – приятели»

Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

8.Игровое упражнение «На что похоже?»

Предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

9.Игровое упражнение:

Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка (дети должны ответить)

1)    для прикрепления бумаги к доске;

2)    можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3)    сдать в металлолом;

4)    провести маленький круг

5)    положить на стол  и т.д.

Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …

10.Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

11.Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака - …

Пальто – пуговица, ботинок - …

12. Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

13.Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

14.Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

  Дети по памяти называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы.

За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Вывод: Все предложенные дидактические игры и упражнения способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

Д/З: разработать наглядное пособие игра: «Четвертый лишний».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrechi.docx68.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие по развитию речи для детей 5-7 лет «Звуковые ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

Словесно - дидактический материал по Лексической теме "Деревья"

Данный материал включает в себя подобранные по лексической теме:  комплекс дидактических игр; упражнения  по развитию дыхания,  мимических мышц, по развитию артикуляционной, мелкой...

Индивидуальный план для работы с ребенком, с Синдромом Дауна. План составлен на весь учебный год. Материал составлен по лексическим темам, подоброны игры и упражнения.

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.МесяцЗадачиСодержани...

Подборка словесных дидактических игр

Подборка дидактических игр расчитана на возраст детей от 3- до 7 лет.  Используется для развития речи и для индивидуальной работы с детьми....

Подборка речевых игр и упражнений по лексической теме «Перелетные птицы»

Подборка речевых то и упражнений для старших дошкольников...