Главные вкладки

    Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки в условиях образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования.
    статья

    Рокицкая Оксана Геннадьевна

    Игры и упражнения, которые помогают нам в работе для повышения самооценки дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx21.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки в условиях образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования.

    Самооценка ребенка формируется под воздействием факторов:

    • Влияние родителей, их оценка и личный пример;
    • Средства массовой информации, информационные технологии;
    • Социальное окружение;
    • Образовательные учреждения (дошкольные, средние и т.д.);
    • Воспитание;
    • Особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
    • Направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

    И формирование самооценки проходит следующие этапы:

    1. Недифференцированное отношение ребенка к оценке его поступков со стороны взрослых; появление дифференцированного отношения к оценкам взрослых своих поступков;
    2. Появление способности самостоятельно оценивать свои поступки;
    3. Появление способности к самооценке не только поступков, но и различного рода эмоциональных состояний;
    4. Появление способности к самосознанию.

    Самооценка бывает:

    - устойчивая;

    -неустойчивая;

    -адекватная;

    -неадекватная (завышенная, заниженная)

    В связи свыше перечисленными фактами, для формирования адекватной самооценки у дошкольников мы:

    Во-первых - работаем по нескольким направлениям ( работа с родителями: консультации, семинары, круглые столы, индивидуальные консультации, тестирование, анкетирование…;

    Работа со школой: дни открытых дверей, выступления на праздниках…;

    Работа над дружескими взаимоотношениями детей между собой; и т.д.)

    Во-вторых – используем разные методы и приемы не только на НОД, но и в играх, на прогулке, индивидуально и коллективно, т.к. работа должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности.

    Для того чтобы помочь ребёнку повысить свою самооценку, можно использовать различные методы работы.

    Метод оценивания ребенка взрослым. Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребенка. Если ребенок хорошо справился с задачей, надо его похвалить, показать другим детям, как хорошо у него получилось. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

    Метод поощрения со стороны воспитателя. Этот метод должен применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Очень важно замечать и менять достижения, только если ребенок приложил усилие для того, чтобы поступить лучше. Но следует, прежде чем похвалить ребенка подумать, в какой мере он заслуживает похвалы, степень личных усилий ребенка. Перечисляя все методы воспитания культуры поведения, следует еще раз подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не изолировании, можно достичь положительных результатов в воспитании детей. А также если они будут применяться систематически, целенаправленно.

    В НОД используем:

    -«Создание ситуации успеха». (используются приемы: снятие страха перед деятельностью, освобождение от психологического зажима – «Это легко…», «Если не получится, попробуем по-другому(поищем другой способ)»; оказание скрытой помощи «Мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о…»; прием авансирования личности « У тебя это непременно получится, потому что у тебя хорошая зрительная память…»; прием персональной исключительности «Только ты и можешь…»;

    -«Эмоциональное поглаживание». Похвала: «Молодец. Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождается лёгким поглаживанием, ласковым прикосновением.

    -«Соревновательный момент». За правильные ответы ребенку вручается какой-то предмет(счетная палочка, раздаточный материал в виде: ракеты, цветка, фрукта…) в конце занятия считаем, кто больше работал(отвечал). Отмечаем работу каждого, и конечно тех, кто был активнее.

    -«Рефлексия» в конце занятия.

    Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (что-то раздать, написать).

    И лучше сравнивать данного ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю, месяц назад, а не с другими детьми.

    Упражнения: «Волшебный клубочек» для улучшения межличностных отношений в коллективе. Дети садятся в круг, воспитатель предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее: «Меня зовут... Больше всего на свете я люблю..., а не люблю... Хочу с тобой дружить, потому Что...». После того как высказались дети, воспитатель подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас объединить, теперь мы самый настоящий коллектив».

    «Комплименты», который способствует для повышения самооценки участников и актуализирует их личностные ресурсы. Дети делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.

    Игры. 

    Игра «Связующая нить»

    Цель: формирование чувства близости с другими людьми. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении воспитатель помогает ребенку - бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим.

    Игра «Возьми и передай»

    Цель: Достижение игра взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

    Игра «Настроение»

    Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности. Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

    Игра «На что похоже настроение?»

    Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

    Игра «Комплименты»

    Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети. Стоя в. кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

    Игра «Сказочная шкатулка»

    Цель: Формирование положительной «Я» -концепции, самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку -- в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

    Игра «Принц и принцесса»

    Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы. Дети стоят в кругу. В центр ставится стул -- это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

    Упражнения «Похвалилки»

    Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, повышать его значимость в коллективе. Дети сидят за столами (или в кругу). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо ободряемое окружающими действие. Ребёнок должен «озвучить» карточку, начав словами «Однажды я...». Например: «Однажды я помог другу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание...» и т.д. На обдумывание даётся 2-3 минуты, после чего ребёнок делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие, которое указано в его карточке.

    Упражнение «Назови и покажи»

    Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики. Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу -- такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает - все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

    Этюд «Ласка»

    Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один - котенок, второй - его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

    Таким образом игра способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства. Игры учат заботиться о других, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением закладывается по маленькому кирпичику вот этой заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе и другим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План–график («дорожная карта») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы общего образования

    План–график («дорожная карта») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы общего образования ...

    Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования

    Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования...

    Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» районный и межрайонный этапы среди обучающихся образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования Департамента образования города Москвы

    ЦельПропаганда здорового образа жизни, приобщение семей к физической культуре и спорту, привлечение детей и взрослых к активным занятиям физической культурой и спортом. Задачи1....

    Аналитический отчет по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории г.Югорска ХМАО-Югры и реализующих программы дошкольного образования (2017г.)

    В документе представлены итоги независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории г. Югорска ХМАО-Югры и ре...

    Аналитический отчет по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории г.Югорска ХМАО-Югры и реализующих программы дошкольного образования (2017г.)

    В документе представлены итоги независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории горпода Югорска  ХМА...

    Муниципальный этап конкурса среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения-восприятия детской литературы «Читающая мама-читающая страна в 2020 году» Номинация: «Библиотеки для детей и родителей»

    Муниципальный этап конкурса среди образовательных  организаций, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения-восприятия детской литературы«Читающая мама-читающая стра...

    Об итогах проведения районного смотра – конкурса «Огород на подоконнике – Чудо огород» среди коллективов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования

    Об итогах проведения районного смотра – конкурса «Огород на подоконнике – Чудо огород»  среди коллективов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного об...