Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки в условиях образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования.
статья

Рокицкая Оксана Геннадьевна

Игры и упражнения, которые помогают нам в работе для повышения самооценки дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки в условиях образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования.

Самооценка ребенка формируется под воздействием факторов:

  • Влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • Средства массовой информации, информационные технологии;
  • Социальное окружение;
  • Образовательные учреждения (дошкольные, средние и т.д.);
  • Воспитание;
  • Особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • Направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

И формирование самооценки проходит следующие этапы:

  1. Недифференцированное отношение ребенка к оценке его поступков со стороны взрослых; появление дифференцированного отношения к оценкам взрослых своих поступков;
  2. Появление способности самостоятельно оценивать свои поступки;
  3. Появление способности к самооценке не только поступков, но и различного рода эмоциональных состояний;
  4. Появление способности к самосознанию.

Самооценка бывает:

- устойчивая;

-неустойчивая;

-адекватная;

-неадекватная (завышенная, заниженная)

В связи свыше перечисленными фактами, для формирования адекватной самооценки у дошкольников мы:

Во-первых - работаем по нескольким направлениям ( работа с родителями: консультации, семинары, круглые столы, индивидуальные консультации, тестирование, анкетирование…;

Работа со школой: дни открытых дверей, выступления на праздниках…;

Работа над дружескими взаимоотношениями детей между собой; и т.д.)

Во-вторых – используем разные методы и приемы не только на НОД, но и в играх, на прогулке, индивидуально и коллективно, т.к. работа должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности.

Для того чтобы помочь ребёнку повысить свою самооценку, можно использовать различные методы работы.

Метод оценивания ребенка взрослым. Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребенка. Если ребенок хорошо справился с задачей, надо его похвалить, показать другим детям, как хорошо у него получилось. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Метод поощрения со стороны воспитателя. Этот метод должен применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Очень важно замечать и менять достижения, только если ребенок приложил усилие для того, чтобы поступить лучше. Но следует, прежде чем похвалить ребенка подумать, в какой мере он заслуживает похвалы, степень личных усилий ребенка. Перечисляя все методы воспитания культуры поведения, следует еще раз подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не изолировании, можно достичь положительных результатов в воспитании детей. А также если они будут применяться систематически, целенаправленно.

В НОД используем:

-«Создание ситуации успеха». (используются приемы: снятие страха перед деятельностью, освобождение от психологического зажима – «Это легко…», «Если не получится, попробуем по-другому(поищем другой способ)»; оказание скрытой помощи «Мне бы хотелось, чтобы ты не забыл о…»; прием авансирования личности « У тебя это непременно получится, потому что у тебя хорошая зрительная память…»; прием персональной исключительности «Только ты и можешь…»;

-«Эмоциональное поглаживание». Похвала: «Молодец. Умница. Ты очень способный, сообразительный» сопровождается лёгким поглаживанием, ласковым прикосновением.

-«Соревновательный момент». За правильные ответы ребенку вручается какой-то предмет(счетная палочка, раздаточный материал в виде: ракеты, цветка, фрукта…) в конце занятия считаем, кто больше работал(отвечал). Отмечаем работу каждого, и конечно тех, кто был активнее.

-«Рефлексия» в конце занятия.

Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (что-то раздать, написать).

И лучше сравнивать данного ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю, месяц назад, а не с другими детьми.

Упражнения: «Волшебный клубочек» для улучшения межличностных отношений в коллективе. Дети садятся в круг, воспитатель предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее: «Меня зовут... Больше всего на свете я люблю..., а не люблю... Хочу с тобой дружить, потому Что...». После того как высказались дети, воспитатель подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас объединить, теперь мы самый настоящий коллектив».

«Комплименты», который способствует для повышения самооценки участников и актуализирует их личностные ресурсы. Дети делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.

Игры. 

Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении воспитатель помогает ребенку - бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим.

Игра «Возьми и передай»

Цель: Достижение игра взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Игра «Настроение»

Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности. Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение. Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Игра «На что похоже настроение?»

Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

Игра «Комплименты»

Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети. Стоя в. кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я» -концепции, самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку -- в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

Игра «Принц и принцесса»

Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы. Дети стоят в кругу. В центр ставится стул -- это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Упражнения «Похвалилки»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, повышать его значимость в коллективе. Дети сидят за столами (или в кругу). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо ободряемое окружающими действие. Ребёнок должен «озвучить» карточку, начав словами «Однажды я...». Например: «Однажды я помог другу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание...» и т.д. На обдумывание даётся 2-3 минуты, после чего ребёнок делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие, которое указано в его карточке.

Упражнение «Назови и покажи»

Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики. Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу -- такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает - все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

Этюд «Ласка»

Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один - котенок, второй - его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

Таким образом игра способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства. Игры учат заботиться о других, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждой новой игрой и каждым новым упражнением закладывается по маленькому кирпичику вот этой заботы о других, которые потом позволят построить целый дом уважительного отношения к себе и другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План–график («дорожная карта») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы общего образования

План–график («дорожная карта») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы общего образования ...

Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования

Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования...

Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования

Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования...

Муниципальный этап конкурса среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения-восприятия детской литературы «Читающая мама-читающая страна в 2020 году» Номинация: «Библиотеки для детей и родителей»

Муниципальный этап конкурса среди образовательных  организаций, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения-восприятия детской литературы«Читающая мама-читающая стра...

Об итогах проведения районного смотра – конкурса «Огород на подоконнике – Чудо огород» среди коллективов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования

Об итогах проведения районного смотра – конкурса «Огород на подоконнике – Чудо огород»  среди коллективов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного об...

Обеспечение благоприятных условий развития и социализации дошкольников в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования

Обеспечение благоприятных условий развития и социализации дошкольников в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования...

Приказ О проведении дистанционного конкурса «На зарядку становись» воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования Одинцовского городского округа

Приказ О проведении дистанционного конкурса «На зарядку становись»воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольногообразования Одинцовского городского окр...