Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования
статья на тему

Орлова Светлана Васильевна

Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_obrazovatelnoy_programmy_gbou_shkoly_no2088.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново»

 в зданиях, реализующих программу дошкольного образования

Основная образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школы № 2088 «Грайвороново» является нормативно-управленческим документом Организации, регламентирующим образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.

Программа служит механизмом реализации ФГОС дошкольного образования, раскрывает содержание, принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых, способствующей реализации целевых ориентиров.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации и обеспечивает возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Адреса зданий, реализующих программу дошкольного образования

Грайвороново квартал, 90а корп.15

Саратовская улица, дом 3, корп.3

Грайвороновская улица, дом 8, корп.3

Грайвороновская улица, дом 10, корп.3

Программа ориентирована на получение дошкольного образования детьми дошкольного возраста (от 2 лет 8 мес. до завершения ими дошкольного образования) в группах полного пребывания и детей раннего возраста (1,5 до 3лет) в группах кратковременного пребывания.

Программа ориентирована также на детей с разными возможностями, способностями (в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья (далее, ОВЗ), имеющие функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра).

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательное пространство, обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы, психолого-педагогическая поддержка родителей (законных представителей).

Программа обеспечивает реализацию основных принципов, заложенных Конституцией Российской Федерации и законодательства Российской Федерации,

Конвенцией ООН о правах ребенка:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно- эстетической, физической.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

  • игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
  • познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно- развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

  • психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
  • особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
  • особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
  • способов и направлений поддержки детской инициативы,
  • особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
  • особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Цели Программы:

  1. Повышение социального статуса дошкольного образования;
  2.  Обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3. Обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.

4. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Задачи Программы:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их коммуникабельными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образования  и семьи;

- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана

  • в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • с учетом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением 20.05.2015 № 2/15;
  • на основе проекта примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. :Мозаика-синтез, 2014г.), размещённой на сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования» http://www.firo.ru/

             Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена

парциальными программами и технологиями:

1. Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева. Основы безопасности детей дошкольного возраста;

2.  О.Л. Князева. М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры;

3.  И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»;

4.  Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников;

5.  Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. Первые шаги: программа воспитания и развития детей раннего возраста: 1-3.

Коррекционно-развивающее направление представлено программами:

Нарушения

Программы, методики

Тяжёлые нарушения речи

 «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. профессора Л.В. Лопатиной, СПб, 2014г.

Задержка психического

развития

Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /под ред. С.Г.Шевченко, 1998.

Нарушение интеллектуального развития

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005.

синдром Дауна

«Маленькие ступени». Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии. М.О. РФ Ассоциация Даун Синдром (комплект из 8 книг), Институт Общегуманитарных Исследований. М., 2001

Нарушения зрения

(слабовидящие)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду под ред. Л.И. Плаксиной. – М. 2003.

Нарушения Опорно-двигательного аппарата

Физическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Под ред. В.А. Левандо, В.В. Русских, М.: «Советский спорт» 2000 г.

Ранний детский аутизм

 Аутизм: коррекционная работа при тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С.С. Морозова – М.,  ВЛАДОС, 2007

Методические пособия:

1. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5–7 лет.

2. Веракса А.Н., Гуторова Н.Ф. Практический психолог в детском саду.

3. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. (Инклюзивная педагогика).

Инклюзивная практика в дошкольном образовании/Под ред. Т.В. Волосовец, Е. Ф. Кутеповой. (Инклюзивная педагогика).

4. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии.
5.Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе.
6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я.
7. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.

Семья и Организация составляют целостную социокультурную образовательную среду для успешного развития и социализации детей.

Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Направления работы Организации по сотрудничеству с родителями (законными представителями):

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • Психологическое консультирование родителей;
  • Детско-родительские групповые занятия;
  • Работа с диадой «ребенок - родитель»;
  • Работа психолого-педагогической службы с проблемами семьи.

Психолого-педагогическая поддержка семей и повышение компетентности родителей включает:

  • оказание родителям (законным представителям) дифференцированной психологопедагогической помощи в семейном воспитании детей до начала их школьной жизни, в том числе, по вопросам инклюзивного образования (в случае его организации);
  • повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей;
  • вовлечение родителей и других членов семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность Организации, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей;
  • поддержка образовательных инициатив родителей в сфере дошкольного образования детей.

Педагоги предоставляют родителям возможность быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в детском саду, успешности его развития. Они делятся с членами семьи своими наблюдениями за ребенком и наиболее яркими впечатлениями дня, обращают внимание родителей, прежде всего на успехи ребенка, проявление его индивидуальности, инициативы, предпочтений в разных видах деятельности, умение общаться со сверстниками и пр.

Для этого педагоги активно используют различные формы и методы сотрудничества с семьями, в том числе, интерактивные. Например, вовлекают родителей в детскую деятельность, просмотры и обсуждение видеофрагментов (фото презентаций) о жизни детей в детском саду и семье, игровое взаимодействие с детьми.

Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы.

Педагоги создают условия для соавторства родителей и детей в проектной деятельности, для обогащения опыта игрового партнерства в спортивном празднике, детско-родительском досуге, в интеллектуальной викторине, самодеятельной игре, соучастия в экологической или гражданско-патриотической акции и т.п.

Педагогический коллектив осуществляет профилактику и предупреждение эмоционального неблагополучия детей в семье из-за возникновения разного рода деструкций в детско-родительских отношениях, поддерживает право каждого ребенка на безопасные условия социализации в семье, защиту от всех форм физического и психического насилия.

Педагоги знакомят родителей (законных представителей) с образовательной программой, по которой воспитывают и обучают детей в образовательной организации.

Педагогический коллектив создает условия для участия родителей в государственно-общественном управлении дошкольной образовательной организацией, заботится об открытости информационного пространства в интересах детей и родителей, согласовывает с родителями возможность участия детей в психологической диагностике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для старшей группы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Составлена на основе учебно - методических материалов примерной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой....

«Современный воспитатель, реализующий ФГОС дошкольного образования»

Консультация для родителей на тему: «Современный воспитатель, реализующий ФГОС дошкольного образования» Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.В. И. Д...

Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования

Описание образовательной программы ГБОУ «Школа №2088 «Грайвороново» в зданиях, реализующих программу дошкольного образования...

Описание образовательной программы ГБОУ Школы № 2088 в зданиях, где реализуется дошкольное образование

Описание образовательной программы ГБОУ Школы № 2088 в зданиях, где реализуется дошкольное образование...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования»

Для меня "воспитатель" - это моя жизнь, моя философия. Я не работаю воспитателем, я живу как воспитатель, мне нравится быть воспитателем. И несмотря на все трудности и попытки отговорить мен...

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ТРОПИНКАМИ К ИСТОКАМ» (Социокультурные истоки в дошкольном образовании)

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. ...