Былинные богатыри - защитники земли русской
план-конспект занятия (старшая группа)

Ольга Николаевна Перевозникова

Много разных стран на земле, но для нас Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как отец и мать. Формируем представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, веиких русских богатырях - защитниках земли русской. Используя средства выразительного чтения, показать детям напевность, колорит, своеобразие слога былины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе.

«Былинные богатыри-защитники земли русской»

Воспитатель:Перевозникова О.Н.

2016 год

   Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

   Задачи.

Закреплять знания детей о былинных героях - богатырях.

Развивать у детей интерес к нашей долгой истории.

Продолжать учить детей планировать свою работу при коллективном творчестве.

Используя средства выразительного чтения, показать детям напевность, колорит, своеобразие слога былины.

Активизировать словарь детей: Богатырь, былина, сказитель, гусли, кольчуга, шлем, меч, булава.

Воспитывать нравственные и этические качества; чувство гордости за Россию, любви к родителям и родной земле, желание подражать героям былин.

    Предварительная работа.

1.Чтение былин "Илья Муромец","Илья Муромец и Калин - царь", "Добрыня и Змей Тугарин", "Алеша Попович".

  1. Прослушивание былин в аудиозаписи.
  2. Просмотр мультипликационных фильмов "Илья Муромец", "Илья Муромец и Соловей разбойник".
  3. Рассматривание картин В.М. Васнецова "Богатыри", "Витязь на распутье".
  4. Знакомство детей с пословицами и поговорками русского народа о добре и зле.
  5. Рассматривание иллюстраций о былинных богатырях в книгах.
  6. Игра - драматизация отрывков из былины "Илья Муромец и  Калин царь".

Сюжетно-ролевая игра "Мы - богатыри".

Образовательные области:

  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

      Материал.

1.Звучание мелодии гуслей из сказки "Садко".

2.Интерьер "Русская изба"(Печка, лавки, стол, вышитые полотенца, посуда, прялка, половики и т. д.).

3.Мультимедиа-экран, компьютер, проектор - изображение на экране картины В М. Васнецова "Богатыри".

4.Элементы одежды и оружия богатыря; матушки, сказителя, князя и княгини, ворона, богатырей для мальчиков, рубашки - косоворотки, сарафаны, кокошники, платок.

5.Магнитная доска - мольберт. Картина дуба. 4 дубовых листочка.

6.Два трона.

7. Лошадки.

8.Воздушные шары.

9.Шатер.

10.Картинки - раскраски "Богатыри".

11 .Деревянные мечи для мальчиков.

12. Ткань для трона.

     Ход занятия.

Действие происходит в групповой комнате. Дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы.

    Воспитатель обращает внимание детей на карту России.

    Воспитатель: Много разных стран на Земле, но для нас Россия единственная, необыкновенная страна, потому - что она наша Родина! Родина - значит родная, как отец и мать.

    Много лет назад наши предки основали свое государство Русь. И, чтобы почувствовать и понять то время, я предлагаю отправиться в путешествие по далекому прошлому. Мы и одеты с вами сегодня, так как одевались наши предки.

Дети и воспитатель спускаются в музыкальный зал, проходят в уголок стилизованный под русскую избу. Здороваемся с гостями. Воспитатель обращается к гостям.

    Воспитатель: Можно мы останемся здесь? Мы вам не помешаем?

    Воспитатель: обращается к детям: Продолжим наш разговор?

    Дети. Да.

    Воспитатель: На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. Все может матушка - Земля, накормить людей, напоить, только не может защитить себя.

Кто же защищал Русь от врагов?

    Дети. Богатыри.

    Воспитатель: Да, действительно, Русь защищали храбрые, могучие, сильные и выносливые люди — богатыри. Об их подвигах русский народ слагал былины.

«Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силою доброю богат,

Он защищает стольный град,

Спасает бедных и детей

И стариков, и матерей!»

Во время чтения отрывка из былины включается проектор и на экране появляется картина «Богатыри».

    Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на наших богатырей. Как они одеты?

Для чего нужна кольчуга? А что оберегает голову богатыря от ударов?

Чем они вооружены?

И всегда богатыри славились невиданной силой, безграничной храбростью.

А что, еще, кроме доспехов и оружия, вы заметили? Ответы детей.

Посмотрите внимательно.

Воспитатель обращает внимание детей на гусли.

Да это - же гусли. Оказывается, Алеша Попович был не только отважным богатырем, но и музыкантом - сказителем. «А кто такой сказитель?» Ответы детей.

   Воспитатель: Да, правильно. Благодаря сказителям до нас дошли былины. Из них мы узнали о подвигах богатырей, о силе русских воинов.

    Мы с вами читали былины, смотрели мультфильмы, рассматривали картины.

А ведь былину еще можно сыграть, как в театре. Попробуем?

В былине есть персонажи: князь, княгиня, дочери и ворон. Кто сможет сыграть роль князя? Роль княгини кому предложим? А кто желает сыграть ворона? А девочки все будут дочери, а мальчики пока побудут зрителями. Вас ожидает почетная роль. А какая? Пока не скажу. Еще в былине есть роль матушки. Можно матушкой буду я? Князь, княгиня одевайтесь, пожалуйста, входите в свою роль. Ворон тоже одевает атрибуты костюма, «летит» в лес.

А я расставлю реквизиты.

   Воспитатель расставляет оборудование.

Звучат гусли (музыка с компьютера), появляется сказитель.

    Сказитель:

Я скажу вам гости любезные: Детки малые, да пригожие.

Старый сказ про дела далекие. Про дела далекие, да великие.

Как во стольном городе во Киеве ласкового князя Владимира да с княгинею

 его, да с Опраксией  пир горой идет.   Веселится народ.

Матушка подходит к девочкам, встают в хоровод, звучит песня «Было у матушки».

   Внезапно музыка прерывается.

Прилетает ворон. Кружит по сцене. Матушка с дочерьми убегают к князю и княгине. Переглядываются, перешептываются: «Это плохая примета, быть беде, быть беде».

Покружившись ворон улетает в лес.

    Княгиня:

  Ах ты, князь Владимир, мой ласковый!

Князь Владимир Красное Солнышко! Грусть-тоска томит мою душеньку И предчувствия мучат тяжелые.

    Князь:

Не печалься, моя, княгинюшка!

Я развею тоску твою черную. Пусть играют веселые песни нам. Пусть танцуют парни и девушки.

Вместо веселой музыки раздается колокольный звон, вбегает гонец.

   Гонец:

Ох, ты князь Владимир наш ласковый,

Да с княгинею, да с Опраксией!

Я принес вам вести недобрые,

Вести страшные да тревожные.

Как на наши села прекрасные,

Да на стольный славный наш Киев-Град Наступает ужасный Калин-царь.

  Матушка и дочери переглядываясь, с испугом на лице говорят:

А у Калина голова, как пивной котел,

А у Калина уши, как блюдище,

А глазища, как круглые часища, А ручищи, как сильные граблища.

   Князь:

А что хочет Калин царь в Киеве?

  Гонец:

Хочет он громить стольный Киев-Град.

Все соборные церкви на дым пустить,

Все людские дома огнем спалить,

Все святые иконы в воде утопить.

А тебя, князь, грозится в котле сварить,

А княгиню твою на себе женить.

Девочки с матушкой говорят:

Горе! Горе тебе,  Владимир князь!

Горе, горе тебе,  княгинюшка!

  Княгиня:

Не случайно томилась душа моя

Не случайно предчувствия мучали.

     Князь:

Ты садись,  гонец, на добра коня

Да скачи к Илье Муромцу!

    Сказитель:

Побежал гонец на конюшенку.  Выбирал добра коня себе по-люби.

И поехал во чисто полюшко.

В чисто полюшко в раздольице.

В чистом поле белый шатер стоит. В том шатре добрый молодец сидит.

    Гонец обращается к богатырю:

Ай же ты, богатырь, добрый молодец! Спишь ты, молодец, прохлаждаешься.

А невзгодушки над собой и не ведаешь! Выходи, богатырь, принес я тебе весть недобрую.

Из шатра выходит богатырь Илья - Муромец..

   Илья Муромец:

Я живу на заставе 15 лет.

Не видал ни конного, ни пешего.

Ни прохожего тут, ни проезжего.

Серый волк тут ни прорыскивал.

Ясен сокол не пролетывал.

Чужеродный богатырь не проезживал.

   Гонец:

Ай же, ты богатырь, добрый молодец!

Как на наши села прекрасные.

Да на славный наш стольный Киев - Град  наступает ужасный Калин-царь. Нагнал силушки он черным-черно.

Разгромить хочет стольный Киев-Град. Все соборные церкви на дым пустить.

Все людские дома огнем спалить.

Все святые иконы в воде утопить.

Князя нашего Владимира

Царь грозится в котле сварить.

А княгиню его на себе женить.

Ты могучий богатырь, добрый молодец

Ты садись -ка на доброго коня

Собирай дружинушку храбрую.

Собирай всех русских богатырей.

Гонец убегает.

   Илья Муромец:

Посмотрю я на разные стороны Лежит там поле чистое.

А по полю-то в тумане да в копоти

То ли зверь бежит, то и сокол летит -

Туча темная в пыли движется.

Войско вражеское да несметное.

   Илья - Муромец оглядывается и говорит:

«Не справиться мне одному.

А есть ли среди вас, смелые, храбрые, сильные?

Помогите мне в деле праведном». Мальчики соглашаются помочь Илье - Муромцу.

   Илья - Муромец смотрит на них и говорит:

Да в таком виде на врага не пойдешь

Чем сражаться будете?

Собирайтесь богатыри, на подвиг героический. Выберите ту одежду и оружие, которые необходимы богатырю. А красны девицы нам помогут. Ведь они всегда были помощницами: и одежду шили, и хлеб пекли.

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».

На столе разложены разные элементы одежды богатырей, матроски, пилотки, фуражки.

     Илья – Муромец:

Быстро собрались молодцы. А о чем мы забыли, прежде чем идти на подвиг ратный? Попросить благословления у матушки, (все вместе подходят к матушке). Отпусти нас матушка, в стольный Киев-Град к князю Владимиру. Будем спасать Землю русскую от недругов-ворогов.

   Матушка: Я на добрые дела благославляю вас, а на худые дела моего благословления нет. Защищайте нашу Землю русскую, не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лейте крови людской, не слезите матерей! Идите с богом, да хранит вас Господь! Подойдите к дубу, возьмите по одному листочку, пусть дуб даст вам силу и оберегает в бою!

     Матушка и красны девицы дают наказ богатырям: Вы постойте - ка за веру, за Отечество и за бедных вдов и малых детей!

    Сказитель:

Выходили тут богатыри

Да садились скоро на добрых коней

Подъезжали ко граду - Киеву.

Дети с богатырем садятся на «коней» и под музыку пробегают круг по залу, в это время выставляются шары на подставке.

   Сказитель:

А под Киевом то силушки черным черно.

Ай,  черным черно, как черны вороны.

А как стали добры молодцы ту силушку

Конем топтать, да  мечом колоть.

И земля то от той битвы потрясалася.

И вода в озерах колыхалася.

Темные леса шаталися.

В чистом поле травка да повяла вся.

Бьются, рубятся двенадцать дней,

Не пиваючи, не едаючи.

Добрым коням вздоха не даваючи.

Побили всех врагов, (прокололи шары).

   Илья - Муромец:

Добрая дружинушка у меня собралась,

Перебили всех врагов до единого.

Благодарю вас за службу верную.

Ну, а мне пора отдохнуть.

Уезжает на коне, (звучит музыка).

   Матушка подходит к детям: Но и ловкие же вы! Конечно это игра. Но я думаю что, когда Родине, понадобится ваша помощь, вы не задумываясь, поможете ей. Даже сейчас, когда вы еще маленькие вы уже можете помочь, если будете беречь природу, заботиться о птицах, о животных, любить своих родных, уважать старших, защищать слабых. Быть сильными, храбрыми, мужественными.

   Матушка:

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

На память о нашем путешествии, я хочу подарить вам листы раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить дома со своими родными и друзьями. И рассказать им о том, что сегодня узнали и запомнили.

Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатыри – защитники земли Русской. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Целью занятия является воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам и к русской истории. Дети знакомятся с картиной В. Васнецова «Богатыри», которая вызывает у них чувство гордости и патриотизм...

"Богатыри- защитники земли русской"

. Познакомить детей с былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи.2. Обогащать словарь детей словами обществоведческого характера.3. Развивать эстетические чувства средствами...

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

Досуг "Богатыри - защитники земли русской" с элементами фольклора

Вашему вниманию предлагается досуг-развлечение в подготовительной логопедической группе "Богатыри - защитники земли русской " с элементами фольклора. В сценарии досуга представлены материалы устного н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен для детей старшей группы ДОУ. Главная задача его- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на истории нашего велико...

Проект «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Рав Этот проект был создан исключительно  по просьбе детей. Было очень интересно искать информацию, изготавливать доспехи, а также нашим родителям было очень интересно учавствовать в нем....