Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Медведева Наталья Николаевна

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Закрепить представление о былине, о былинных героях.

Воспитывать   чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_sayt_pro_bogatyrey.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.

Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Закрепить представление о былине, о былинных героях.

Воспитывать   чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Обогащать словарь детей:   недюжинная сила, стародавние времена, кистень, копье, мисюрка, кольчуга,  застава,  засечная черта, крепость.

Материал и оборудование: Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», презентация по теме, аудиозапись симфонии №2 си минор « Богатырская» А. Бородина, концерт для фортепиано с оркестром (фантазии на темы Рябинина) А. Аренского, симфония №1 П.И. Чайковского, колокольные звоны.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье», Т. Щеголевой, А. Клименко, В. Обвинцева чтение литературы и беседы по темам « Богатыри» и т.д. Рисование по теме « Богатыри земли Русской. Экскурсия в краеведческий музей.

Области: познание, коммуникация, музыка, здоровье.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульях.

Воспитатель: Ой вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы  не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А говорить мы с вами будем о богатырях, защитниках Земли Русской, которые жили тысячу лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней.

- Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

- Что такое былина?

Дети:  Былины похожи на сказки. У былинных героев сказочная сила, которой не бывает у простых людей, и доброе сердце. Былины – это героические песни.

Воспитатель: Кто слагал и пел былины о богатырях?

Дети: Создатели былин был народ. А рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который сказывал русские народные былины и сказки.

Воспитатель: Как сказитель рассказывал былины?

Дети : Сказывал как  песню и играл на гуслях, а остальные люди приходили  послушать о славных подвигах русских богатырей.

Воспитатель: Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях  богатырях об их подвигах о том как они защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.  Сказитель так и говорил ( звучат гусли и показывает иллюстрацию сказителя, слайд №1 )

Расскажу я вам про дела старые

Да про старые, да про бывалые

Да про битвы, да про сражения

Да про подвиги богатырские

Воспитатель:  Так кто же такие богатыри ?

Дети: Защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о смелости русских героев?

Дети:  Кто смел, тот на коня сел. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. Ратная служба – сильна дружбой.  Смелому  горох  хлебать, а несмелому и щей не видать.

Воспитатель:  А теперь проведем игру «Угадай – ка». По русским былинам которые мы с вами читали . Угадайте , в каких былинах упоминались следующие предметы.

Печка, колодец, ковш ( об Илье Муромце) (слайд №2)

Свисток, дубовый лист (Илья Муромец и Соловей -Разбойник) (слайд №3)

Шапка, песок ( Добрыня и Змей ) (слайд №4)

Воспитатель: Почему Илью называли Муромцем?

Дети: Он был родом из города Мурома.

Воспитатель: Кто передал Илье Муромцу меч?

Дети: Святогор.

Воспитатель: С кем сражался Алеша Попович?  ( с Тугарином змеем)

Воспитатель: Молодцы ребята отлично справились с заданием. Потрудились мы на славу отдохнуть теперь нам надо.

Физминутка.

Дружно встанем 1,2,3

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Погляди из под ладошек

И направо и еще

Через левое плечо

Наклонились влево вправо

Получается на славу

Звучит « Богатырская» симфония А. Бородина.

Воспитатель: Что за шум, что за топот в степи раздается? Кто это скачет? (слайд № 5)

( репродукция В.М. Васнецова « Богатыри»)

Вечерняя тает заря

Клубятся над степью тучи

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих

От силы жесткой вражьей

Народ берегут они

И гордо стоят на страже

Нашей родной земли. ( Т.А. Шорыгина)

Воспитатель: Кто изображен на картине ? ( богатыри)

-Как зовут богатырей ? (Илья Муромец,  Добрыня Никитич, Алеша Попович)

-Кто находится в центре картины ? (Илья Муромец)

- Кто слева от Ильи Муромца ? А кто справа от него ? ( Добрыня Никитич слева, Алеша Попович справа )

Воспитатель: Посмотрите на оружие и доспехи богатырей ( слайд №6)

Из какого материала изготовлены все эти предметы ? ( из железа )

Воспитатель: Каково назначение каждого предмета?

Дети: Кистень и копье – оружие, мисюра – защищала голову от ударов мячом, кольчуга – предохраняло туловище.

Воспитатель: Какие еще доспехи имеются у богатырей ?

Дети: У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни Никитича – меч, У Алеши Поповича – лук со стрелами.

Воспитатель: На чем умел играть Алеша Попович ? ( на гуслях)

Воспитатель: Вы правы, богатыри не только воевали, но и умели отдыхать.

Игра народная « Достань сапожок»

Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим , что взял Илья Муромец с собой в дорогу  или чем сразил Соловья –Разбойника.

Зрительная гимнастика.

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Как вы думаете, что может сказать богатырь людям отправляясь в дорогу ?

Дети: Обещаю бороться в честном бою. Друга в беде не бросать. Да не посрамим Земли Русской!

Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том какой завет (правило) оставили богатыри нам.

-Любить Родину, защищать и беречь  ее .

-Защищать слабых, стариков и детей.

-Быть сильными, храбрыми, мужественными.

Воспитатель:

 А преданье старины

Забывать мы не должны

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли

Слава русской старине!

Слава русской стороне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»

Цель:Расширять знания о континентах нашей Земли.Задачи: 1.Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными, растительностью;2.Развивать любознательность ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв старшей группес использованием информационно – коммуникационной технологииТема: «Дорожные знаки»...

Конспект НОД (познание, формирование целостной картины мира, познавательно- исследовательская и продуктивная). «Зима». Средняя группа.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Коммуникация», «Чтение художе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Обобщать знания детей о зимующих птицах.Интеграция областей:- Познавательное развитие- Речевое развитие- Социально-коммуникативное развитие- Физическое развитиеЗадачи:Расширять представления о м...