Предоставление опыта работы на педагогическом совете в ДОУ на тему" Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Брыкова Елена Викторовна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ.

( Из опыта работы)

 Воспитатель первой квалификационной категории Брыкова Е.В.

«Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ»

Взаимодействие с семьями воспитанников 4-7 лет с ТНР по приобщению детей к чтению художественной литературы в контексте стандартизации дошкольного образования.

Велика роль детской литературы и в развитии речи дошкольников с ОВЗ, в частности для детей с различными нарушениями речи.

Многолетний опыт коррекционно-развивающей работы убеждает нас педагогов групп компенсирующей направленности, что очень трудно реализовать Программу без активного участия в этом наших родителей.

Планируя различные формы взаимодействия с семьями воспитанников мы поставили перед собой следующие задачи:

  • помочь родителям понять ценность искусства, его особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего современного человека;
  • предложить каждой семье стать нашим партнером в литературном развитии ребёнка, в формировании у будущего первоклассника читательского вкуса, бережного и уважительного отношения к книге, как явлению культуры.

Свою работу по данному направлению мы построили в двух направлениях:

  • взаимодействие с детьми;
  • активное сотрудничество с семьями воспитанников.

В начале каждого учебного года мы предлагаем родителям выбрать наиболее интересные для них формы сотрудничества, и составляем план совместной работы.
Каждый родитель вместе с ребёнком оформляет «Читательский дневник семьи… (фамилия, имя ребенка)».  Чтобы ребята могли узнавать свои читательские дневники без помощи взрослых, на обложке имеются фотографии детей. В течение всего учебного года в «Читательские дневники семьи» вкладываются работы детей и членов семей (рассказы, стихи, отзывы, рисунки, аппликацию, оригами и др.) к прочитанным произведениям.

В ФГОС ДО определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Наши родители активно включились в переоформлении книжного уголка группы, изготовили атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Библиотека», в которой появились настоящие читательские формуляры с детскими фотографиями, что значительно стимулирует самостоятельную детскую игру.

В циклограмме и режиме дня нашей группы выделено время для ежедневного чтения художественной литературы с обсуждением прочитанного. Интересно проходят минутки вечернего чтения с участием родителей.

Ознакомление с литературным творчеством детских писателей проводится на основе разработанного воспитателями и учителем-логопедом перспективно-тематического плана, в котором обязательно учитываем знаменательные даты.

В течение целого месяца мы знакомимся с произведениями одного автора. Наряду с чтением произведений, дети знакомятся с краткой биографией писателей и поэтов. Для более успешного освоения материала и создания интереса к жизни писателей, мы широко используем наши авторские м/медийные презентации. Данные презентации просматриваем в группе, а затем дети просматривают и обсуждают их дома совместно с родителями.

В конце месяца организуем выставку рисунков по прочитанным детским книгам. Таким образом, дети не только знакомятся с произведениями, но и учатся выражать своё мнение о прочитанном, у детей появляются любимые произведения.

Особо понравившиеся детям произведения включаем в театрализованную деятельность в соответствии с возрастом и речевым материалом. В ходе театрализованных постановок у ребят развивается умение вести диалог, формируется эмоциональная выразительность речи.

Наряду с детскими писателями, мы знакомим детей с художниками-иллюстраторами. Положительным опытом нашей работы является создание книг, иллюстрированных авторскими детскими рисунками. Ребята рисуют рисунок к определённому отрывку из художественного произведения, затем родители или педагоги набирают текст и оформляют книгу. Это самые любимые книги наших детей.
Самая интересная творческая работа – создание мультфильма, где дети являются не только художниками-оформителями, но и сами озвучивают свои роли.

Литературные гостиные в нашей группе проводятся ежемесячно. Они посвящаются различным писателям и поэтам, как правило, проводим мы их в конце месяца, на основе пройденного материала. На данные мероприятия приглашаем родителей, библиотекаря, детей других групп. А так же проводим литературные гостиные совместно с детьми других детских учреждений.

Два раза в год совместно с музыкальным руководителем организуем литературно-музыкальные композиции, которые проходят в нашем учреждении или на базе детской школы искусств.

Родителям совместно с детьми очень нравится сочинять собственные сказки. Они активно включаются в эту работу. В результате в нашей группе появились семейные и авторские книги «Наши сказки», «Маргаритины сказки».

Родители активно изготавливают и дидактические игры. Например, после прочтения сказки «Двенадцать месяцев» изготовили игру «Модели года».
В конце учебного года совместно с родителями проводим литературные викторины или праздники. Родители выступают первыми помощниками: готовят оформление, костюмы, заучивают стихи и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».

Дидактические игры экологи­ческого содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрос­лыми и сверстниками, у них формируется уме­ние слушать и понимать обращенную речь, под­держ...

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.

Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...

СЦЕНАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА по теме: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Публикация будет полезна старшим воспитателям, методистам ДОУ при организации работы по совершенствованию профессиональной  компетентности,  педагогического мастерства воспитателей ДОУ по те...

Приобщение детей раннего возраста к детской художественной литературе. Развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Как приобщить ребенка  к миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду.Роль театрализации для детей раннего возраста трудно преувеличить. Театральная деятел...

Выступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ на тему: Технология «Буккроссинг» - новая форма приобщения детей к источнику знаний»

Познакомить коллег с технологией "Буккроссинг" как одной из новых форм приобщения детей к чтению...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству....

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...