Главные вкладки

    СЦЕНАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА по теме: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста
    методическая разработка

    Галкина Мария Ивановна

    Публикация будет полезна старшим воспитателям, методистам ДОУ при организации работы по совершенствованию профессиональной  компетентности,  педагогического мастерства воспитателей ДОУ по теме «Театр-творчество- развитие»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 77»

    Энгельсского муниципального района Саратовской области

    СЦЕНАРИЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  СОВЕТА

    по теме: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

    Составила старший воспитатель

      Галкина М.И.

    Педсовет  КВН

                          Цель педсовета:

    Совершенствовать профессиональную компетентность,  педагогическое мастерство воспитателей ДОУ.

    Активизация творческих способностей педагогов,

    Театрализованные игры – средство речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социального развития дошкольников.

    Способствовать сплочению педагогического  коллектива через работу в команде.

    Ожидаемый результат: высокая активность и повышение интереса педагогов  к проведению педсовета, к проблеме речевого развития детей средствами театрализованной деятельности; выявление творческих способностей педагогов, умения работать в команде.

    Подготовка к педсовету:

    Ознакомление педагогов с проблемой педсовета, подготовка педагогов к обсуждению темы:

    - обогащение предметно-развивающей среды в центров театрализованной деятельности;

    - просмотр театрализованных постановок;

    - презентация проектов «Театр-творчество- дети»;

    - смотр-конкурс «Лучший центр театрализованной деятельности» в группе;

    - подготовка командами педагогов приветствия и домашнего задания к КВНу.

    Проведение тематической проверки по театрализованной деятельности: просмотр занятий, анализ документации, результатов диагностики.

    Проведение обследования предметно-развивающей  речевой среды в группах  ДОУ.

    План педсовета:

    Вступительное слово заведующей.

    Справка по итогам тематической проверки «Организация театрализованных игр с целью речевого развития дошкольников».

    Выбор членов жюри, распределение команд.

    КВН «Театр- это серьёзно!».

    Подведение итогов соревнования команд.

    Итоги смотра-конкурса, награждение победителей.

    Подведение итогов педсовета, принятие решения педсовета.

    Ход  педсовета:

    Вступительное слово заведующей ДОУ.

    В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

            Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

                    Самый короткий путь  эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

            Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

            Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

                     По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

             В настоящее время учёными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н.Ф.Сорокина и Л.Г.Миланович, Э.Г.Чурилова), выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А.И.Буренина), предложена методика работы (Т.Н.Доронова, Э.Г.Чурилова), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова, М.Д.Маханева), разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.

            Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

           Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

           Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

            Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.

    Справка по итогам тематического  контроля  (старший воспитатель).

    Выступление педагогов по теме педсовета.

    Практическая часть. КВН «Театр - это серьёзно!».

    Звучит музыка “Мы начинаем КВН”.

    Вед:     Дорогие друзья! Сегодня мы проведём вторую часть нашего педсовета в форме КВН. Я готова представить наши команды. Первая команда «…………..», капитан ……………….

    Вторая команда «………….», капитан ………………………….

    Пожелаем нашим командам блестяще выступить и покорить своим шармом жюри, в составе которого

    Заведующий –

    Учитель-логопед –

    Педагог-психолог –

    Ведущий КВН – старший воспитатель

    Тема сегодняшнего  педагогического КВНа «Театр - дело серьезное!».  Ведь театр – это уникальное средство, которое учит детей радоваться, воспитывает и обучает.

    Для начала нас ждет 2 приветствия, это будет своеобразная визитная карточка команды. Жюри оценивает название, девиз, обращение к сопернику.  Максимальная оценка за каждый конкурс 5 баллов. Встречаем  1 команду.                

    I . Конкурс «Приветствие команд». (Выступление команд)

    2. Конкурс «Разминка».

    Вед. Театрализованная деятельность в детском саду неразрывно связана со сказкой. В ходе этого конкурса команды по очереди отвечают на вопросы, связанные со сказкой, сказочными героями.

    Вопросы для Разминки:

    Какой рост у девочки, спавшей в ореховой скорлупе? (Дюймовочка, 2,5 см).

    Герой этот прошел огонь и воду, выиграл 4 сражения и потом трагически погиб. (Колобок).

    Из какого растения Элиза сплела рубашки своим братьям? (крапива).

    Универсальное лечебное средство доктора Пилюлькина из Цветочного города  (касторка).

    Верное сказочное средство для проверки  царского происхождения  (горошина).

    Руководитель государства, а ходил и подслушивал под окнами! (Царь Салтан).

    Эта героиня настолько болтлива, что чуть было не погубила свою собственную бабушку (Красная Шапочка).

    Что пел золотой петушок из сказки А. С. Пушкина. («Кукареку! Царствуй, лежа на боку!»).

    Сказочная красавица, которая очень любила всех воспитывать. (Мальвина).

    Когда он вертит свой волшебный зонтик, детям снятся цветные сны. (Оле Лукойе).

    Вещь из хрупкого материала, которая соединила двух влюбленных. (Хрустальная туфелька «Золушка»).

    Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного волшебства. (Людоед из «Кота в сапогах»)

    СЛОВО ЖЮРИ (оценивается приветствие команд и конкурс «Разминка»)

    ВЕД: Чтобы определить насколько уважаемые коллеги знают тему: «Театрализованная деятельность в детском саду», объявляется следующий конкурс.

    3. Конкурс «Экзамен».

    Капитаны команд выбирают конверт с вопросами.

    Вопросы:

     1. Что требуется для развития детей в театрализованной деятельности?

    Чтобы дети имели разнообразные знания: знания сказок, об окружающей жизни, о взаимоотношениях людей, обладали необходимыми знаниями о театре, видах театра; чтобы у них были сформированы устойчивые интересы к театральной деятельности; чтобы дети обладали необходимыми для игры конструктивными умениями.

    2. Чем отличается театрализованная игра от сюжетно-ролевой игры?

    Театрализованная игра развивается  по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – сказка, стихотворение, рассказ.

    3. Чем представлена театрализованная деятельность в детском саду?

    Кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на 2 группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

    4. Какие психические процессы развиваются у ребенка в театрализованной деятельности?

    Воображение, мышление,  способность к концентрации внимания, к контролю своих действий, память, речь.

    В каком разделе программы «От рождения до школы» описаны театрализованные игры?

    В разделе «игровая деятельность» образовательная область «Социализация».

    Каковы характерные особенности театрализованных представлений?

    Литературная или фольклорная основа и наличие зрителей.

    ВЕД: Работая над темой театрализованной деятельности надо быть и очень  эрудированным в данной области. Поэтому, чтобы проверить эрудицию воспитателей объявляю следующий конкурс.

    4. Конкурс  «Пинг-понг»

    ВЕД: Каждой  команде будут заданы по три вопроса. При оценке учитывается: четкость формулировки, полнота ответа, научность знаний. (Капитаны команд выбирают билеты с вопросами).

    Вопросы:

    1. Каких кукол называют марионетками? ( Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей)

    2. Что такое вага? (деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла)

     3. Назовите виды кукольных театров? (би-ба-бо, настольный, теневой, пальчиковый, театр марионеток, люди-куклы, фланелеграф)

    4. Что означает слово «Грядка» в театрализованном кукольном представлении? («Грядка» - край ширмы, куклы ходят по грядке)

    5. Род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой (театр)

    6. Что такое травести? (травести — амплуа актрисы, исполняющей роли мальчиков).

    Слово жюри ( Оцениваются конкурс «Экзамен» и конкурс «Пинг-понг»)

    ВЕД: Для следующего конкурса каждой  команде предлагается решить кроссворд и назвать зашифрованное слово.

    5. Конкурс «Кроссворд»

     (Капитаны выбирают конверт с кроссвордом. Команды выполняют задание).

    ВЕД: Иногда воспитателю  приходится сталкиваться с забытыми словами нашего русского языка. Следующий конкурс посвящён объяснению этих слов.

    6. Конкурс «Викторина».

    Командам предлагается угадать современное значение старославянских слов:

    Кружлявый (прыщявый, кудрявый , веснушчатый).

    Уварахтаться (испачкаться, укутаться, заблудиться).

    Остолопиться (сердиться, упрямиться, растеряться).

    Встреснуться (влюбиться, спохватиться, встряхнуться).

    СЛОВО ЖЮРИ (оцениваются конкурсы «Театральный кроссворд» и «Викторина»)

                            Звучит фонограмма «Капитаны»

    ВЕД: Наши капитаны настоящие знатоки своего дела, они сейчас проявят свои знания и умения.

    Конкурс капитанов.

    Вед:  Конкурс состоит из двух заданий, каждый из капитанов выбирает конверт. Вы, уважаемые капитаны, наверняка знаете, какие бывают сказки? (Литературные, народные, волшебные, бытовые и т.д.) Поэтому без труда справитесь с предложенным заданием. В этом конкурсе будет оцениваться, кто больше даст вариантов ответа на предложенное задание. Во втором задании, вы показываете с помощью пантомимы пословицу, а соперник должен узнать и назвать эту пословицу.

    1 конверт:

    А). Назовите, как обычно начинаются русские народные сказки.

    Б). С помощью пантомимы покажите пословицу: «Семеро одного не ждут».

    2 конверт

    А). Назовите, как обычно заканчиваются русские народные сказки.

    Б). С помощью пантомимы покажите пословицу: «За семь вёрст киселя хлебать»

    ВЕД: К сожалению, мы очень часто забываем, что очень эффективным методом в работе с детьми являются юмор и шутка. Они создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости. А сейчас команды участницы покажут свои способности как сценаристы, костюмеры, актеры, звукорежиссеры, юмористы.

    Конкурс “Домашнее задание”.

     Тема домашнего задания «Инсценировка стихотворения».

    Команды показывают домашнее задание.

    Слово жюри (оцениваются конкурс капитанов и домашнее задание)

    ВЕД: В последнем конкурсе команды составят театральную афишу для детского спектакля, проявят свои художественные способности.

    10. Конкурс «Театральная афиша».

      Задание: нарисовать афишу к спектаклю «Царевна-лягушка» и «Сивка-бурка».

    ВЕД: Вот и подошла к концу наша игра, напоминающая один мини-спектакль. Я уверена, что сегодняшнее состязание в клубе Веселых и Находчивых стало веселым и полезным уроком для наших команд, которых  я с радостью приглашаю в центр зала.

     Уважаемое жюри несколько  слов  в адрес команд и, конечно же, итоги.

    СЛОВО ЖЮРИ. Подведение итогов, награждение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

    Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

    Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

    В статье описано влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста...

    "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

    В активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры  один из самых эффективных спо...

    Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

    Театрализованная деятельности в развитииречи детей детей дошкольного возраста...

    Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста

    Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста...

    "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста".

    Консультация для родителей о роли  театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста....

    Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей в которой рассказывается о роли театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста....