Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).
статья

Петровская Мария Александровна

Дошкольный возраст - это период активного развития и формирования личности. Именно в этом возрасте протекает важный этап интеллектуального развития. Та основа интеллекта, которая будет заложена в дошкольном возрасте, будет иметь влияние на умственные способности ребенка на протяжении всей жизни.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).

Петровская М.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 118 Выборгского района

Санкт-Петербурга

 

         Дошкольный возраст – это период активного развития и формирования личности. Именно в этом возрасте протекает важный этап интеллектуального развития. Та основа интеллекта, которая будет заложена в дошкольном возрасте, будет иметь влияние на умственные способности ребенка на протяжении всей жизни.

         Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

         Так что же такое – интеллектуальное развитие ребенка? Существует вечный спор, что же такое интеллектуальное развитие. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать ее в случае необходимости. В одном все согласны: интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружения. А значит, на него влияют многие факторы, которые в каких-то случаях тормозят развитие, а в некоторых наоборот существенно ускоряют.

         Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

         Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

         Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности – игры.

        Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.

         Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

        Главное различие между ребенком дошкольного возраста и школьником – это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве – игра, школьном – учение.

         Благодаря использованию игр, процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме. Именно в играх дети могут применять свои знания, что очень важно для их развития и закрепления. Существует множество развивающих и дидактических игр, которые используют педагоги для развития интеллекта у детей.

         Для решения воспитательных и образовательных задач уже на протяжении нескольких лет в своей работе я использую развивающие игры В. В. Воскобовича.

         Игры В.В. Воскобовича имеют ряд отличий от других игр, что я использую в своей работе:

• многофункциональностью (одна игра решает несколько образовательных задач)- так, например, игра «Геоконт» - позволяет решать следующие задачи: знакомство с геометрическими фигурами, ориентировка в пространстве, развитие речи, начальное знакомство с геометрией.

• вариативностью (игровые задания можно корректировать, придумывать свои)- так, например, в игре «Квадрат Воскобовича» дети придумывают свои истории и делают поделки.

• сказочностью методик - во всех играх присутствуют сказочные персонажи: ворон Мэтр, Мальчик Гео, Лопушок и т.д.

        Игра  «Волшебные фонарики». Это игра на знакомство и закрепление геометрических форм, размера, цвета. В ходе игры дети выполняли различные композиции, сначала по образцу, а потом и самостоятельно. Эта игра очень способствует  развитию у детей творческого воображения, памяти, внимания.

        Игра  «Чудо-крестики».  Представляет собой игру с вкладышами. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе мы с детьми собирали разрезанные фигуры в единое целое. Далее познакомила детей со схемами, которые представлены в «Альбоме фигурок». Дети сначала делали простые фигуры: дорожки, башни, а затем и более сложные: драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. В старшей группе мои дети уже самостоятельно придумывают свои поделки: принцессы, космонавты, инопланетяне, роботы, космические ракеты и т.д. Таким образом, эта игра способствует развитию внимания, памяти, воображения, творческих способностей, развивает сенсорные способности: различение цветов, геометрических фигур, их размера, умение сравнивать и составлять целое из частей.

        Очень детям нравится игра «Квадрат Воскобовича». «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. В игре также есть сказочное начало, что отличает все игры В.В.Воскобовича. Это сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В сказке "Квадрат" «оживает» и «превращается» в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Мои ребята всегда с удовольствием рассматривают фигуры в книжке и собирают их по картинкам, где показано, как сложить квадрат, и дано изображение того же предмета. Использование квадрата на занятиях по математике способствовало закреплению у детей знания геометрических фигур, цвета, развитию пространственного воображения и тонкой моторики, а также знакомит с основами геометрии и является счетным материалом.

        Еще одна игра, которая присутствует в игровом ассортименте моих детей – это «Геоконт». «Геоконт» - представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В старшем возрасте дети выполняют на «Геоконте» узоры, цифры, буквы.

        В «Фиолетовом лесу» у нас с детьми произошло знакомство с игровым комплексом «Ларчик». На игровом поле при помощи «Волшебных веревочек» дети рисовали различные фигуры, создавали картинки. Ребята внимательно слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной.

        Таким образом, на протяжении всей моей работы, я сделала вывод о том, что использование развивающих игр В.В. Воскобовича способствует формированию творческой личности, повышает умственную активность ребенка, развивает его интеллектуальные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей с особенностями в развитии посредством дидактической игры (из опыта работы) (МО ДОУ)

Экологическое воспитание детей  с особенностями  в развитии  посредством  дидактической  игры (из опыта работы) (МО ДОУ)...

«Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ» (из опыта работы)

В данной презентации представлены формы работы по развитию элементарных математических представлений, используемые воспитателями в нашем ДОУ, какой  занимательный математический материал в р...

Статья "Интеллектуальное развитие детей в игре" (из опыта)

Именно в играх дети могут применять свои знания, что очень важно для их развития и закрепления. Существует множество развивающих и дидактических игр, которые используют педагоги для развития интеллект...

«Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ» (из опыта работы)

Представление опыта работы на семинаре - практикуме в рамках программы ДПО (повышение квалификации) "Специфика работы с детьми с особыми образовательными потребностями (детьми с ОВЗ) в ДОУ" ...

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы)....

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы)....