Статья "Интеллектуальное развитие детей в игре" (из опыта)
статья (старшая группа)

Николаева Юлия Александровна

Именно в играх дети могут применять свои знания, что очень важно для их развития и закрепления. Существует множество развивающих и дидактических игр, которые используют педагоги для развития интеллекта у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnoe_razvitie_detey_v_igre.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Ю.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 71 Калининского района

Санкт-Петербурга

 

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта)

 

Интеллектуальное развитие – это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Ученые говорят о том, что существуют разные типы интеллекта и каждый ребенок может обладать любым из этих типов. И обязательно любой ребенок будет в чем-то силен. Родители и педагоги должны с раннего детства ребенка пытаться распознавать признаки, которые характеризуют его тип интеллекта и начать развивать эти черты. Одни дети много двигаются, у них хорошая координация движений, они больше проявляют интерес к подвижным играм. Скорее всего растет спортсмен, актер, танцор. Другие наблюдательны, умеют логически рассуждать и объяснять, понимают подсказки, у этих детей, скорее всего логико-математический интеллект и они проявят себя в математике или других точных науках. А третьи, любят напевать или настукивать музыку, они хорошо ее понимают, различают тональности и любят играть на музыкальных инструментах, потому что у них более развит музыкальный интеллект. И это нельзя оставлять без внимания. В то же время интеллектуальные способности - это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать. В рамках ДОУ интеллектуальное развитие дошкольников можно осуществить на основе игровой деятельности. Благодаря использованию игр, процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме. Именно в играх дети могут применять свои знания, что очень важно для их развития и закрепления. Существует множество развивающих и дидактических игр, которые используют педагоги для развития интеллекта у детей.

В течение всего учебного года в нашей группе проводятся разнообразные развивающие игры. Ребята учатся играть в дидактические игры, соблюдая правила, учатся договариваться между собой. В процессе игры у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, дети учатся контролировать свои движения и управлять ими. Возникающие в ходе игр конфликты разрешаются сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно. В процессе игр совершенствуется диалогическая речь. 

Осуществляя планирование игр всегда обращаю внимание на то, чтобы учебный материал был эмоциональный и легко запоминался. В материал обязательно включаются четкие, конкретные образы. Выбор игры в первую очередь зависит от того,  какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения. Выбор игры зависит от времени ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.

Обязательно необходимо помнить, что даже играми можно переутомить детей, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не уставали. От этого также зависит качество планируемых результатов.

 Опираясь на опыт работы, можно сказать, что любые игры дают хорошие результаты только при правильном подходе к их проведению. Очень важно, чтобы организационная образовательная деятельность способствовала позитивному настроению детей, вызывала радость: ребенок всегда радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, добился какого-то результата. Эта радость является залогом успешного развития детей дошкольного возраста и имеет большое значение для дальнейшего развития.

Нельзя оставлять без внимание работу с родителями детей. Если и родители в своем воспитании будут использовать различные игры для развития познавательных психических процессов: память, восприятие, мышление, речь, внимание, воображение и так далее, добиться результатов будет намного проще. Для этих целей проводятся индивидуальные консультации, знакомство с программным содержанием, создаются папки передвижки и печатные консультации по вопросу организации дидактических игр в домашних условиях.

В последнее время, все чаще работаю над использованием ИКТ-технологий в реализации ОО «Познавательное развитие» и стала замечать, что это очень интересно детям. И это важно, так как развитие ребенка в какой-либо области возможно только тогда, когда это ему интересно. Дети, вовлеченные в процесс игры не замечают, что идет обучение – они свободно двигаются по группе, работают с игрушками, мячами, кубиками, картинками и другими атрибутами. На сегодняшний день ИКТ-технологии значительно расширяют возможности педагогов. А использование компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка и поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Ведь это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, использовать новые непривычные виды объяснения и закрепления. И все это способствует интеллектуальному развитию детей в игре.

Игра дает возможность создавать вокруг дошкольников такие условия, в которых они смогут свободно развивать свои способности и познавать мир.  И в случае активного участия педагогов и родителей в совместной деятельности с детьми, несомненно будут достигнуты высокие результаты в интеллектуальном развитии. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, как условие повышения компетентности в воспитании и развитии детей раннего возраста».(из опыта работы)

В данном тексте изложен опыт работы по взаимодействию и общению с  родителями воспитанников.Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка....

Из опыта работы "Развитие детей в играх"

Однако игра – это не только удовольствие и радость для реб.нка, что само по себе очень важно. С е. помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т. е. качества, которые необходимы д...

Экологическое воспитание детей с особенностями в развитии посредством дидактической игры (из опыта работы) (МО ДОУ)

Экологическое воспитание детей  с особенностями  в развитии  посредством  дидактической  игры (из опыта работы) (МО ДОУ)...

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).

Дошкольный возраст - это период активного развития и формирования личности. Именно в этом возрасте протекает важный этап интеллектуального развития. Та основа интеллекта, которая будет заложена в дошк...

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы)....

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы)....