Использование информационно коммуникативных технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности
материал (старшая группа)

Кошелева Надежда Евгеньевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5  города Кропоткин МО Кавказский район

Использование информационно коммуникативных технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности

Воспитатель: Кошелева Н.Е.

Кавказский район

2019 г.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….2

2.Виды ТСО, используемые в работе ДОУ…………………………….4

3. Использование ИКТ в группе компенсирующей направленности ………………………………………………………………………………..10

4.Заключение……………………………………………………………...12

5.Список литературы…………………………………………………….14

6.Приложения……………………………………………………………..15

 

 

1.Введение

          Мы живем в  веке информации.   Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные  технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В наше время становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.

   Назовем некоторые причины, усилившие в последние годы интерес к экранно-звуковым средствам обучения:

Творческий характер современного производственного процесса, который предъявляет новые требования к работникам, какое бы место они в нем ни занимали. Именно экранно-звуковые средства обучения благодаря их власти над временем и пространством, безграничным возможностям проникновения в мир невидимого, способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их оказались наиболее пригодными для современного процесса обучения и воспитания. Привлечение ТСО открыло новые возможности для поискового, проблемного, исследовательского метода обучения.                                                    Изменение места и роли различных источников знания и образования. Наряду с книгой - главным источником знания и образования - на духовное и умственное развитие ребенка все сильнее влияют радио, кино, телевидение. Необходимо найти разумное и педагогически обоснованное соотношение информации, получаемой с помощью технических средств обучения, с той,

 которую ребёнок получает в процессе общения с природой, чтения, экспериментирования и т. п.

Перманентный характер образования. Научно-технический прогресс требует от каждого участника производства постоянного повышения общего культурного уровня и квалификации.

Наиболее массовым средством образования становятся телевидение, кино и радио, но методы и формы работы с теле- и радиоинформацией не идентичны тем, что веками культивировались в процессе самостоятельного чтения литературы[ 2].

 

2. Виды ТСО, используемые в работе ДОУ

В дошкольном образовании широко используются технические средства обучения.

Технические средства обучения — это устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Существуют следующие виды ТСО:

По функциональному назначению ТСО ДОУ подразделяются на:

- технические средства передачи информации (диапроекторы, магнитофоны);

-тренажёрные (для обучения и самообучения);

- вспомогательные (радиомикрофоны, усилители);

- музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, кинопроекторы (домашний кинотеатр) телевизоры, видеомагнитофоны, и т. п.;

- комбинированные технические средства (универсальные) компьютерные системы (локальная сеть).

Они  должны постоянно совершенствоваться; в детские сады  должны систематически поступать новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: программно-аппаратные комплексы для лечения функциональных расстройств речи и регулирования важнейших физиологических параметров.

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.

Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у детей интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста детей, от рода деятельности и необходимости их использования.

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа занятия. Использование ТСО не должно длиться на занятии подряд более 5 минут: дети устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале занятия сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание детей практически в течение всего занятия.

Технические устройства как средства обучения имеются практически в каждом групповом помещении, залах, студиях и кабинетах специалистов.

 Использование экранных средств на занятиях

Каждый групповой блок детского сада имеет необходимые технические средства обучения. Почти в каждой группе имеется диапроектор с набором диафильмов с тематикой, рассчитанной на детей дошкольного возраста, Но организация работы с диапроектором трудоемкая, и не столь интересная для детей, так как изображение при пользовании проектором не очень четкое и статичное. Детям дошкольникам больше нравится динамичное изображение, поэтому воспитатели чаще всего используют видеомониторы, которые

 

расположены в группах на стене в соответствии с требованиями СанПиН, на расстоянии 1 метра от пола.

С помощью мониторов воспитатели легко могут использовать любую наглядность на занятиях познавательно-речевого цикла. Например, можно подготовить слайд-презентацию по нужной теме, подобрать необходимый материал и выстроить его в режиме слайд –шоу. На мониторы закачены картинки с заданиями из рабочих тетрадей по формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию, развитию речи и обучению грамоте.

Педагоги используют это техническое средство и для обучения правилам безопасности, и для ознакомления с правилами этикета. Дети с удовольствием анализируют мультситуации, которые предлагаются в специальных развивающих электронных изданиях для дошкольников «Кирилл и Мефодий», «Уроки тетушки Совы», «Уроки безопасности», находят ошибки в правилах поведения мультгероев. Это помогает им сделать выводы, умозаключения.

На мониторе дети могут просмотреть и мультфильмы во вторую половину дня. Педагоги предпочтение отдают отечественным мультфильмам с высокой нравственной основой. Воспитатели не злоупотребляют этим техническим средством и в течение дня более 15-20 минут не разрешают смотреть телевизор, что соответствует предъявляемым санитарным правилам и нормам.

В каждой возрастной группе имеется магнитофон, подборка аудиозаписей с песенками для детей данного возраста, с музыкальными сказками для прослушивания. Эти записи используют для поднятия эмоционального настроения в группе, для празднования дней рождений детей.

Использование телепередачи на занятиях

   Успешность применения телепередачи стоит в прямой зависимости от того, насколько ребенок сумел понять его содержание, проследить логику излагаемого, сделать самостоятельно выводы. Для того чтобы приучить детей к анализу и синтезу виденного, воспитатель своими вопросами

заставляет детей прежде всего выделить главное. Далее он ведет их к

выяснению связей главного с второстепенным.

Анализируя опыт воспитателей, можно выделить наиболее характерные методические приемы работы с телепередачей: вступительная беседа, задание, просмотр телепередачи, беседа после ее показа, зарисовки по теме, составление плана содержания телепередачи и пересказ по этому плану.

   Сочетание таких приемов и значение каждого из них будут видоизменяться в зависимости от темы занятия, содержания и построения телепередачи, намеченного к демонстрации.

   Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлекательные и учебные.

   Циклы передач - «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами. Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Веселые нотки», большинство

 

мультфильмов, концерты, цирковые представления призваны развлечь ребенка, заполнить его досуг шутками, смехом, песнями, играми.

   Благодаря особенностям и возможностям телевизионного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает одновременно визуальную и слуховую информацию. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе. Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замедленном или ускоренном темпе процессов и явлений. Которые протекают в природе длительное время или быстро,

недоступных наблюдению вблизи. Телевидение передает все богатство и разнообразие звуков.

  Телевизионные передачи можно записывать на диск и организовывать повторное прослушивание или просмотр.

  Мультимедийные презентации, как современный источник для развития детей.

  В последнее время всё больше популярностью в работе воспитателей стало использование различных мультимедийных средств. Слово «презентация» в переводе с английского языка означает «представление», «показ», т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации.

Мультимедийные средства обучения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т. п. - в них просто отпадает необходимость. Они помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы. Педагог получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные

анимации, работать с любыми компьютерными программами. Также с помощью интерактивной доски педагоги представляют наглядно-дидактический игровой материал, такой например как музыкальный букварь для детей, игры Роот из серии «Три кита» и др. Интересными для детей являются и презентации к праздникам : Дню Победы, Дню Матери и др.

 Работа с родителями – еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль.  Создание презентаций

« Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью.
Применение радио и звукозаписи в работе с детьми

 Использование радио в учебной работе детских садов открывает широкие возможности повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника. Центральное радио ежедневно транслирует передачи для дошкольников, которые с успехом можно использовать в учебной работе.

В каждой возрастной группе имеется магнитофон, подборка аудиозаписей с песенками для детей данного возраста, с музыкальными сказками для прослушивания. Эти записи используют для поднятия эмоционального настроения в группе, для празднования дней рождений детей[1] 

 

3.Использование ИКТ в нашем саду.

Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию.  Если в школах все-таки появились компьютерные классы и интерактивные доски, для школ выпускаются определенные компьютерные программы и занятия – презентации, то в ДОУ эта работа еще только начинается и как правило на уровне энтузиазма и личного интереса педагога.

   В нашем детском саду мы начали работу по направлению использования презентации MS Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей старшего возраста с окружающей действительностью. Так были созданы серии презентаций – бесед на темы: «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Профессии», «Домашние животные», «Северные олени» и прочие презентации по изучаемым лексическим темам. В презентациях широко используются загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и Интернета. Были разработаны  серии развивающих игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста по разделам «Количество и счет», «Формирование пространственных представлений», «Форма» (Упражнения по формированию состава числа, игры: «Наш гараж», «Что изменилось»- несколько вариантов, «Опиши картинку», «Домик чисел»). Также создана очень интересная презентация для музыкального праздника по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом Березники, посвященная к юбилею города.

Сейчас мы плавно переходим к использованию компьютера в работе с родителями:                                                                                                                

 - на родительских собраниях, где можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить

-различные консультации с наглядно                                                                  

  - консультации специалистов для родителей                                                      

- E-mail сообщения, дистанционное обучение для часто болеющих детей.

Можно  выделить некоторые положительные стороны использования компьютера и определенные результаты этой деятельности.

- конечно самое главное, что использование технических средств позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Внесло динамику (что позволило даже сократить длительность занятия). Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.

- для педагогов использование ИКТ  облегчило задачу подбора материала для работы с детьми и выявило несколько положительных моментов:

- использование качественного наглядного материала

- подбор дополнительного качественного разнообразного по содержанию познавательного и речевого материала.

- накопление  продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы.

-снижается время для подготовки к занятиям.

- происходит обмен опытом, появляется возможность использовать опыт своих коллег и опыт из Интернета.

-для родителей появляется дополнительная возможность в интересной, красочной форме познакомиться с жизнью своих детей в ДОУ.

 

 

4.Заключение

   Достаточно часто можно услышать скептические высказывания на применение информационно-коммуникационных технологий и в частности компьютера в детских садах для работы с детьми и от родителей и от коллег по работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее. Главное не забывать, что мы работаем с маленькими детьми и при этом необходимо соблюдать некоторую специфику. В целом ИКТ - это удобство, эффективность, увлекательность.                                                                   Технические средства обучения – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемые  в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.

Дидактические возможности ТСО:

-являются источником информации;

-рационализируют формы преподнесения  информации;

-повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

-организуют и направляют восприятие;

-обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;

-наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам;

-создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;

-делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;

-активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

-создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического

 процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

-экономят  время, энергию воспитателя  за счет уплотнения познавательной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение  материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем взрослый.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:

а)информационная насыщенность;                                                                        б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;                                                                                                                   в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;                                                                                                                     г)показ изучаемых явлений в развитии, динамике;                                                 д)реальность отображения действительности;                                               е)выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

 

 

5.Список литературы:

1. Каджаспирова  Г.М., Петров К.В  «Использование технических средств в дошкольном образовании» [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г.П. Каджаспирова ,Петров К.В. - М.: Академия, 2001. — 256 с. 

2. Сыч В.Д. «Технические средства в детском саду» [Текст]: Книга для работников дошкольных учреждений - М.: «Просвещение», 1989. — 95 с..               

3. Примерная общеобразовательная   программа   дошкольного   образования    От рождения до школы[Текст] / Под  ред.  Н. Е.  Вераксы,  Т. С.  Комаровой,   М. А. Васильевой.   — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

 

 

Приложение №1

Планирование работы с применением ТСО в старшей группе на год.
 

Месяц

Предварительная работа

Тема занятия, ТСО

Последующая работа

Сентябрь

Наблюдение осенних явлений. Повторение и разучивание стихотворений об осени. Фиксирование наблюдений в календаре природы.

Беседа об осени. Просмотр  серии  «Природа в изображении русских художников», в презентации  MS Power Point,прослушивание  «Времена года» (муз. П. И Чайковского).

Рисование на тему «Осень золотая»

 

Экскурсия в хлебный магазин

Беседа о хлебе. Просмотр презентации «Как получают хлеб» «Стихи о хлебе», «Хлеб — всему голова», «Дождик из семян»


Рисование на тему «Осень в деревне

Октябрь

Просмотр  ролика «Будь вежлив»


Просмотр фильма «Волшебное слово». Беседа по нему


Создание игровых ситуаций, решение с детьми проблемных задач

 

Рассматривание альбомов «Столица нашей страны -Москва», « Березники -юбилей города -85 лет»


Беседа на тему «Страна, где мы живем». Презентации к беседе «Наша Родина», «Детям о Москве», «Детям о городе в котором мы живем»


Рисование на тему «Наш город

 

 

 

Прогулка на улице ,наблюдение затранспортными средствами и пешеходами

 

 

Беседа о правилах дорожного движения  презентации из серии «На улице»

 

 

Разыгрывание дорожных ситуа ций, составление безопасных маршрутов до школы, магазина, аптеки

 

Экскурсия о строительстве дома

 

 

 

Беседа о строительстве. Ролик  «На строительной площадке»

Рисование на тему «Город строится». Оформление атрибутов для игры в строителей

Ноябрь

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Как звери к зиме готовятся»

 

 

 

Беседа на тему «Как звери к зиме готовятся». Презентация «Знакомимся с природой»,  «Дикие животные»

 

Рисование на тему «Осень в лесу»

 

Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» по кадрам презентации

Рисование на тему «Моя любимая сказка»

 

Экскурсия в детское ателье


Беседа о труде взрослых. Презентация «Кто и где шьет одежду и обувь


Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Ателье»

 

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»


Пересказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» по кадрам одноименного фильма


Проведение вечера-викторины по сказкам

Декабрь

Чтение рассказов Г. Скребицкого, Е. Чарушина

 


Беседа о домашних животных. Телепередача «Домашние животные» Беседа о зиме. Презентация «Природа в изображении русских художников», просмотр мультфильмов «Зима в лесу»; «Зимушка-зима»


Рисование на тему «Домашние животные»

Рисование на тему «Почему я люблю зиму

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Просмотр мультфильма «Обыкновенные варежки» и беседа по нему

 

 

 

Просмотр м/фильма «Елка в Сокольниках» и беседа по нему

 

 

 

Пересказывание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Фрагменты презентации  из серии «Художник В. Васнецов»

Рисование на тему «По дорогам сказок»

Февраль

Рассматривание альбома о Российской Армии, чтение стихотворения «Дозор» 3. Александровой. Экскурсия на почту. Чтение стихотворения «Почта» С. Маршака


Беседа на тему «Наша Армия».  Презентация на тему «Праздник 23 февраля»
Беседа о почте. М/фильм «Как ребята на почте побывали».


Рисование на тему «Пограничники»

Написание письма сверстникам из другого детского сада.

Март

Чтение стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова. Наблюдение за трудом повара, продавца, врача,кастелянши.

Заучивание стихов  ко  Дню  8 марта.


Беседа на тему «Скоро праздник наших мам». Презентация «Дела женщин


Приготовление подарков мамам, бабушкам, сестрам

Апрель

Наблюдение за весенними явлениями в природе

 

 

 

Беседа о весне. Просмотр презентации «Четыре времени года», «Природа в изображении русских художников», прослушивание муз.произведения  «Весна-красна»

 

Рисование на тему «Весна идет

 

Май

Прогулки по улице. Просмотр презентации «Праздник Первомая»

Беседа на тему «Наш праздник Первомай». Презентация «Наша Родина», «Детям о Москве»

 

 

Рисование на тему «Город, украшенный к празднику»

 

Чтение художественных  произведений на тему «День победы»

 Е. Благина «Шинель»;

-чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»;

-Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;

-А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»

-Л. Кассиль из книги «Твои защитники».

 

- загадывание загадок на военную тематику;


Беседа на тему «Почему мы празднуем День Победы Презентация  «Кого называют героями»


Посещение могилы неизвестного солдата и возложение цветов

 

Экскурсия в библиотеку

 

 

Беседа о любимых книгах. Презентация «Как создается книга»

 

 

Ремонт книг из библиотеки. Экскурсия в книжный магазин, покупка книг

Июнь

Наблюдение за природными явлениями, ростом и развитием растений

 

Беседа на тему «Лето красное пришло». Телепередача «Лето»

Рисование  на тему «Лето»

[3].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных, информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми.

Использование современных, информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми....

Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...

Материал из опыта работы "Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ОВЗ".

В данном материале представлен опыт работы по использованию интерактивного пола в условиях школы-интерната  для детей с ОВЗ....

Консультации для педагогов "Использование информационно – коммуникативных технологий в работе с детьми."

Консультации для педагогов "Использование информационно – коммуникативных       технологий в работе с детьми."...

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями

В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят  информационно-коммуникативные технологии.Под информационно-коммуникативными ...

Обобщение опыта работы «Игротерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми групп компенсирующей направленности»

Игры занимают важное место в жизни ребёнка. Они являются его естественным состоянием, потребностью, создают положительный эмоциональный фон. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, ко...